Три недели театральной весны

ждут поклонников оперы и балета на юбилейном фестивале «Сыктывкарса тулыс»

В столице Коми в самом разгаре подготовка к юбилейному XXX фестивалю оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна). В выходные и будни идут репетиции, не останавливается работа театральных цехов, заключены контракты с приглашенными звездами. Ответственности громкому событию придает и то, что фестиваль будет проходить в дни проведения в Сыктывкаре Северного культурного форума.

Роман Денисов

Хиты и премьеры

От предыдущих юбилейный фестиваль отличается прежде всего тем, что будет идти дольше.

– Юбилейный фестиваль будет проходить в течение трех недель, – говорит директор театра оперы и балета Дмитрий Степанов. – Мы хотим подарить зрителям праздник, дать возможность спланировать свое время так, чтобы в комфортном режиме совместить личные дела с посещением фестивальных событий. В более плотных временных рамках, как это было на предыдущих фестивалях, быстро наступает эмоциональное перенасыщение. Мы решили немного увеличить перерывы между спектаклями еще и для того, чтобы появилось больше времени для репетиций и технической подготовки.

К театральной весне театр готовит несколько премьер. Первая из них – опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток», которая откроет фестиваль 9 марта.

– Всемирно известный оперный хит – ария главного героя Неморино – прозвучала даже в советском фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», – рассказывает Дмитрий Степанов. – Режиссер-­постановщик Илья Можайский вместе с художником Борисом Голодницким предложили перенести действие в наше время. Мы хотим сделать легкий для восприятия, веселый спектакль.

Илья Можайский

Еще одна необычная для нас премьера – одноактный балет «Кончерто барокко» в оригинальной хореографии Джорджа Баланчина на музыку Баха. 22 марта состоится премьера текущего сезона – балет «Золушка» на музыку С. Прокофьева в постановке М. Рыжкиной. Множество премьерных номеров зрители услышат и увидят в Гала-­концертах 11 и 19 марта. Традиционный уже для фестиваля камерный концерт­-аперитив с участием ведущих оперных солистов порадует гостей совершенно новой программой. В завершении фестиваля состоится еще одна премьера и для зрителей, и для оркестра нашего театра под управлением Романа Денисова. В исполнении Народного артиста России пианиста Дениса Мацуева прозвучит 2­-й фортепианный концерт с оркестром Сергея Рахманинова.

Осенью 2019 г. на гастролях в Москве в рамках фестиваля «Видеть музыку» Московский театр «Новая опера» им. Е. Колобова любезно принял на своей сцене наш театр. 24 марта на фестивале «Сыктывкарса тулыс» коллеги из «Новой оперы» представят свою постановку оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».

Юбилейный фестиваль порадует зрителей не только замечательными выступлениями артистов любимого театра, но и обилием великолепных солистов оперы и балета лучших театров страны.

Наследие Баланчина

Одноактный балет «Кончерто барокко» в оригинальной хореографии Джорджа Баланчина на музыку Баха «Концерт для двух скрипок» на сыктывкарской сцене – своего рода сенсация. Работы Баланчина являются не только сокровищем мирового хореографического наследия, но и зорко охраняются на предмет авторского права одноименным фондом, который находится в США. Урегулированием правовых вопросов мы занимались в течение года.

Джордж Баланчин – выходец из России. Сын грузинского композитора Георгий Баланчивадзе учился балету в Санкт-­Петербурге. Начав карьеру танцовщика в молодой России, в 1924 году во время гастролей остался в Европе. Здесь началась его карьера балетмейстера, получившая расцвет в Америке. Джордж Баланчин – основоположник национального американского балета. После его смерти в Нью-­Йорке был создан Balanchine Trust – фонд его имени, а те новшества, которые ввел Баланчин, стали правилами не только для американского, но и для всего современного балета. Фонд Баланчина неусыпно следит за сохранением наследия великого танцовщика и хореографа. Чтобы поставить его балет, необходимо получить лицензию. И дело даже не в том, что она стоит десятки тысяч евро, а в том, что труппа должна соответствовать высоким требованиям хранителей наследия Баланчина.

– Имя Баланчина говорит само за себя. Добиться возможности поставить его непросто. Долгое время это были только сцены Большого театра, Мариинки. Не так давно этой чести удостоился театр Станиславского, Пермь, Екатеринбург. Многие театры мечтают, но не могут получить разрешение на постановку. Это серьезные финансовые условия и определенные требования к самой балетной труппе, – говорит балетмейстер Театра оперы и балета Марианна Рыжкина. – В этом году Баланчин будет поставлен в Сыктывкаре.

Беспрецедентный случай сотрудничества Фонда Баланчина с маленьким северным театром произошел благодаря самой Марианне Рыжкиной и готовности нашей труппы к такой постановке.

– В свое время я много танцевала Баланчина в Большом театре, и Фонд меня хорошо знает. Я вела переговоры год, отправляла видео, они смотрели уровень подготовки труппы, наши спектакли и выразили пожелание, чтобы я танцевала в этой постановке сама, – рассказывает балетмейстер. – Фонд всегда отправлял для новой постановки своих репетиторов. Но нам пошли на уступки и в этом – и это беспрецедентный для России случай.

За пару недель до постановки в Сыктывкар приедет педагог­-репетитор из Театра Станиславского, Народная артистка РФ Татьяна Чернобровкина, которая присутствовала при постановке Баланчина на своей сцене.

Фонд Баланчина запрещает учить его балеты по видео. Передача должна происходить «из ног в ноги», «из рук в руки». При точном копировании движений наполнение образа – всегда новое, от артиста. Кстати, в спектакле занято десять танцовщиц и один солист.

Поле для фантазии

– Зрителю должно быть интересно приходить в театр. Брать очень известную музыку опасно, но и на неизвестную зритель не пойдет. Нам хочется, чтобы люди шли в театр отдыхать, – приводит главные аргументы выбора в пользу премьерной оперной постановки «Любовный напиток» главный режиссер театра Илья Можайский.

А еще на выбор повлиял состав оперной труппы, возможность задействовать всех солистов и при этом быть взаимозаменяемыми. Важно и то, что это – новая профессиональная планка для театра, рост и развитие труппы и каждого отдельного солиста. Так или иначе, выбор пал на великолепную музыку Гаэтано Доницетти. «Любовный напиток» играется во многих театрах, но Илья Можайский нашел ход, благодаря которому вдохнул новую жизнь в общем-то в наивный сюжет спектакля позапрошлого века.

– Итальянское село, любовное томление, наивный парень любит девушку, приезжает конкурент­-офицер, спасение у хитрого аптекаря… Играть впрямую скучно, – объясняет Илья Можайский. – Мы решили найти ход, который бы позволил нам взглянуть на эту историю как бы со стороны. Предположим, на киностудии снимается рекламный ролик про итальянский напиток. Начинается с того, что главная исполнительница готовится к съемке и читает «Тристана и Изольду», где говорится про любовный напиток. И актеры, которые там участвуют, начинают азартно играть в эту историю. Режиссер клипа по ходу может запросто переодеваться в офицера Белькоре. Я бы хотел, чтобы это был веселый и озорной спектакль, игра в театр. Тогда музыка в этой постановке зазвучит совсем по-­другому. Актеры с большим удовольствием репетируют свои роли, современные персонажи близки им. Из XIX века действие перенеслось в XXI: современные костюмы, современные нравы. Мы немножко дурачимся, а потом начинаются страсти. Это свободное пространство, которое открывает поле для фантазии.

К премьере готовятся два оперных состава. Две прекрасные Адины: одна – лирико-­колоратурное сопрано Анастасия Морараш, вторая – сопрано Иранэ Ибрагимли, поющая в театре первый сезон. Партия Неморино написана для ультралирического тенора. Его репетирует тенор Борис Калашников, известный публике по образам графа Альмавивы и Ленского. В то же время материал великолепно подходит для солиста театра Михаила Ярмольского, артистичного обладателя редкого голоса – высокого тенора.

Партия аптекаря Дулькамаро – басовая. Ее репетирует новый солист театра бас­-баритон Игорь Земской. Эту же роль исполнит знаменитый бас из Москвы Дмитрий Степанович, который сотрудничал с театром в спектакле «Сказки Гофмана». Роль офицера Белькоре исполнит ведущий баритон театра Андрей Ковалев. А для нового баритона театра Рубена Навасардяна эта партия станет определенной планкой в вокальной карьере.

А как же музыка? Спектакль надо поставить так, чтобы она эмоционально зазвучала – и в этом приоритет главного режиссера.

– Да, это лирика, но не учитывать иронию, которая заложена в ней, неправильно. Это дает свободу и для шутки в том числе. Музыка звучит по­-другому. Произведение не должно превращаться в музейную реликвию, оно должно оставаться современным. Тогда дискомфорта не будет ни у артистов, ни у зрителей, – убежден Илья Можайский.

По стандартам Большого театра

Чтобы хорошо исполнять музыку, надо себе ставить очень высокую планку звучания. Главный дирижер Театра оперы и балета Роман Денисов считает, что основываться необходимо на великих образцах исполнения — Большой, Мариинский театр… В сыктывкарском театре дирижер служит с сентября прошлого года и считает его – ни больше ни меньше – столичным театром высокого уровня. До этого Роман Денисов 16 сезонов играл в оркестре Большого театра в качестве скрипача, поэтому для музыкантов он «свой», одной с ними «крови». Последний его пост – ассистент на постановках опер у маститых дирижеров. Один из них – Михаил Владимирович Юровский, учитель с большой буквы, который общался с Шостаковичем и даже с Прокофьевым.

– Я очень доволен тем, как работает оркестр, я вижу горящие глаза. Иногда я предлагаю какие-­то, может быть, парадоксальные вещи, новые для многих. Но так как сюда меня взяли с «ушами» Большого театра, у меня есть определенный критерий звука, с которым я сюда пришел и на который я буду ориентироваться, – говорит Роман Денисов. – Наш коллектив – столичный. И мы не должны считать себя провинциальным оркестром. Мы – столица республики. То, как мы, например, сыграли «Золушку», – это уже заявка. А это одна из самых сложных партитур в принципе. «Золушка» – это всегда испытание, в том числе и для оркестра Большого театра.

Кроме «Золушки», оркестр готовится еще к восьми оперным, балетным и симфоническим вечерам. У музыкантов, в отличие от вокалистов и танцовщиков, не предусмотрены свободные дни. Однако самое сложное – правильное планирование – главным дирижером уже сделано. Работа началась еще до нового года.

– У меня, к сожалению, нет сейчас нерабочего времени. Чтобы хорошо продирижировать балет, надо знать всю хореографию, весь порядок движений. Не дирижировать под ногу, под голос, а дать возможность артисту дышать и двигаться, – делится маэстро. – Дирижер — это капитан корабля. Он определяет курс, отдает четкие указания, спокоен при любых обстоятельствах. Но при этом вдохновляет, воодушевляет и ведет за собой.

Роман Денисов с интересом ждет сотрудничества на фестивале с «Новой оперой». В ее постановке «Севильского цирюльника» дирижировать нашим оркестром будет маэстро Евгений Самойлов.

– Для оркестра это полезно и важно. Чем с большим количеством дирижеров работает оркестр, тем для него лучше. Я буду сидеть в зале, но мне очень важно оркестр подготовить. Во время фестиваля репетировать мы не сможем.

Вишенкой на торте для любителей камерной музыки станет фестивальный концерт-­аперитив в фойе театра, когда дистанция между музыкантами и публикой сводится на нет, когда каждый – солист. И публика, и оркестр с нетерпением ждут выступления звезд – солистов Большого театра Ольги Селиверстовой (уроженки Ухты) и тенора Сергея Радченко, Юлии Миннибаевой и Екатерины Петровой из московского театра «Новая опера», Дмитрия Степановича и Евгения Качуровского из музыкального театра им. Станиславского и Немировича-­Данченко и еще многих великолепных солистов ведущих театров России.

– К фестивалю мы подготовимся так, чтобы зритель получил истинное наслаждение от встречи с прекрасным миром оперы, балета и великолепной музыки, – подытожил директор театра Д. Степанов.

Полина РОМАНОВА

Фото Марии ШУМЕЙКО