Под знаком РЕСО

Рынок страхования в Коми: особенности и традиции

Страховое дело зародилось еще в Древнем Египте более 3 тысяч лет назад. Рынок страхования – давным-давно сложившийся и устоявшийся. Тем не менее, в нашей стране и ее регионах он имеет свои особенности. О них в интервью «Региону» рассказала Татьяна Тырышкина, руководитель подразделения в Сыктывкаре одной из крупнейших страховых компаний России «РЕСО-Гарантия».

«Ментальность россиян такова, что мы привыкли жить в розовых очках, полагая, что с нами ничего не случится.  С одной стороны, мы не заботимся о сохранности своего имущества, надеясь на «авось», с другой, чуть что – бежим к государству».

 

Татьяна Анатольевна, как Вы оцениваете текущее состояние страхового рынка Коми?

– Страховой рынок нашего региона относительно стабилен. На рынке представлены основные компании, входящие в десятку крупнейших в России: это обеспечивает консервативность рынка, а основным фактором конкурентной борьбы является доверие к страховщику потенциальных клиентов.

Чем определяется и что влияет на выбор клиентом страховой компании?

– Процесс выбора очень сложный. У каждого из нас есть имущество, но главное наше богатство – это жизнь и здоровье. К сожалению, в нашем обществе это недооценивается. Все, что мы имеем, может быть утрачено в одночасье. Страхование же позволяет если не сохранить, то возместить частичные потери. И основная сложность выбора заключается в осознании, что сохранить и кому доверить.

Сам клиент не в одночасье делает свой выбор. Страхование, как и покупка жилья или машины – из разряда зреющих решений и осознанных поступков, которые требуют подготовки, несмотря на существенную разницу в цене. В первом случает речь идет о миллионах, во втором – о сотнях тысяч, а в страховании – всего о нескольких тысячах рублей в год.

Ментальность россиян такова, что мы привыкли жить в розовых очках, полагая, что с нами ничего не случится. Поэтому на первом этапе мы не осознаем потребности «сохранить» и можем принять в штыки рассказ страхового агента об услугах компании. И результат такой встречи строится исключительно на доверии к агенту и бренду страховой компании.

Если оценить динамику развития страхового рынка, мы увидим, что в период кризисов происходил его максимальный рост. И как тут не вспомнить знаменитую фразу Уинстона Черчилля: «За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие – расплачиваться».

Интересное заключение. Есть ли жизненные примеры «расплаты»?

– Примеры мы видим ежедневно в СМИ. Из ярких и массовых вспомним наводнения в Ангарске, Крымске, пожары в Сибири. Люди потеряли все и сразу. При этом только 5% пострадавших имели страховую защиту своего имущества, что и позволило им максимально быстро восстановить свое благосостояние. Остальные 95% обратились за помощью к госструктурам, доказывая свое право на восстановление утраченного имущества. То есть, с одной стороны, мы не заботимся о сохранности своего имущества, надеясь на «авось», с другой, чуть что – бежим к государству. А в бюджете на эти случаи заложено около 3,5 тысяч на человека. Арифметика очевидна.

Вы против государственной помощи населению в чрезвычайных ситуациях?

– Нет, я против поощрения иждивенчества, особенно за счет государства. Помощь на государственном уровне должна мотивировать граждан к ответственному отношению к собственному имуществу, здоровью, жизни. То есть выплаты должны быть адресными при условии наличия договора страхования.

Можно ли утверждать, что развитие страхового рынка отражает уровень социальной ответственности общества?

– Однозначно да.

Для формирования такого общества необходима смена сознания. Как это сделать?

– Смена сознания – это отдельная «наука». И здесь необходима системная и последовательная работа. К сожалению, сейчас дела обстоят, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». С одной стороны, все говорят о финансовой грамотности населения: как пользоваться кредитом – «читайте финансовые договоры»! С другой стороны, формируем иждивенчество: обсуждаем проблему закредитованности населения, внедряем институт банкротства физических лиц и прочее. С третьей, поощряем неисполнение закона об обязательных видах страхования, боимся изменить административное наказание за отсутствие страхового полиса.

А есть примеры в международной практике с иным подходом?

– Приведу пример, как работает аналог ОСАГО в Чехии. Информация о заключенном договоре от страховщика аккумулируется в единой базе данных. Если вы вовремя не пролонгировали договор ОСАГО, то из этой базы информация передается в банк, где открыт ваш счет. И каждый день с этого счета списывается штраф, примерно 10 евро. Если вы не заключили договор в определенный срок, счет безответственного гражданина блокируется. Не хочешь страховать ответственность автомобилиста – пользуйся услугами общественного транспорта. Все просто. Это положительный опыт, который необходимо изучать и использовать для развития нашего страхового рынка, формирования социально-ответственного общества.

Как Вы думаете, уровень дохода населения влияет на развитие страхового рынка?

– По этому поводу недавно в СМИ был интереснейший материал про соотношение доходов населения и развития финансового рынка стран. Оказывается, есть страны с меньшим доходом на душу населения, чем в России, но с более развитым страховым рынком, с большим уровнем проникновения страхования в экономику.

По данным Счетной палаты, по итогам 2019 года уровень проникновения страхования в экономику составляет 1,53%, и по этому показателю мы отстаем даже от Доминиканской Республики и Эквадора. Сумма страховых премий на душу населения в среднем в мире составила 682 доллара, а в России –164 доллара. То есть, по уровню развития страхования Россия уступает не только ведущим экономикам мира, но и большинству развивающихся стран, включая страны БРИКС.

Короче говоря, во всем мире граждане более осознанно подходят к защите рисков?

– Такое сознание формируется веками и сызмальства. У нас же ментальность несколько иная.

Значит, глубина проникновения страхования зависит от менталитета?

– От менталитета и традиций. Я работаю в страховании десять лет, до этого занималась другой деятельностью, но тоже в страховой системе. Коми входит в финно-угорскую группу народов. И меня всегда удивляло, чем отличается мордва от коми. И те, и те – финно-угры. Но у мордвы 90% проникновения страхования в жизнь, а у нас в Коми – в десять раз меньше. Каждый дом в Мордовии застрахован. Почему?

Почему?

– Потому что это история, сохранение традиций. Оказалось, что в переломный момент начала 1990-х годов, когда все рушилось, и страховая система в том числе, в Мордовии сохранились традиции Советского Союза в части страховой культуры. Они удержали то, что создавалось десятилетиями. Другие регионы выпустили этот вопрос из-под контроля. Традиции страхования собственного имущества были утрачены. Удивительно другое: даже в период Великой Отечественной войны государственное страхование не прекращало свою работу.

Республика Коми тоже неоднородна – как и вся страна. Есть особенности работы страховой компании в разных районах Коми?

– Коми – регион с двадцатью районами, и каждый из них имеет свои ментальные особенности. На мой взгляд, наиболее серьезно к этому вопросу относятся ижемцы и устьцилемы. Потомки купцов очень ответственно относятся к своему имуществу – это крепкие, исконные хозяйственники. Там чтят традиции, которые глубоко проникли во все сферы жизни. Это видно и по их архитектуре, крепким домам.

Самые сложные для страховщика – Вуктыл и Усинск. И опять же по причине истории. Это относительно молодые города, там традиции не сформировались.

Какой вклад вносит «РЕСО-Гарантия» в формирование финансовой культуры и развитие страхового рынка?

– Проще воспитать, чем перевоспитывать. Наш филиал «РЕСО-Гарантия» делает ставку на молодое поколение. Именно поэтому мы приняли инициативу Министерства финансов Республики Коми по проведению Фестиваля финансовой грамотности в нашем регионе. Успешно приняли участие в нем в 2019 году и начали активную подготовку к фестивалю 2020 года. В игровой форме дети и взрослые узнают историю страхования, как работает механизм страховой отрасли, как результат работы отражается на каждом участнике финансового рынка. Это очень увлекательный процесс.

Человек живет в окружении рисков. А какие главные риски у страховой компании?

– Что под ними понимать? Экономический кризис? Почти 29 лет «РЕСО-Гарантия» обеспечивает страховой защитой россиян, сколько уже было кризисов за это время, и все мы пережили благополучно. Мы занимаем лидирующие позиции на страховом рынке России, соответствуем всем требованиям Центробанка по устойчивости. Надежность нашей компании подтверждена международными и российскими рейтинговыми агентствами.

Как развивается «РЕСО-Гарантия» в нашей республике?

– Сегодня Филиал «РЕСО-Гарантия» в Сыктывкаре имеет широкую агентскую сеть. Мы представлены на всей территории Республики Коми. За 2017-2019 годы мы открыли семь офисов продаж, в которых можно получить консультацию не только по заключению договора страхования, но и при наступлении страхового события. Именно в этот момент необходима максимальная поддержка клиента.

А если на территории нет офиса продаж, к кому обращаться?

– К агенту. «РЕСО-Гарантия» – это агентская компания. Агенты могут предложить различные варианты страховой защиты как здоровья и имущества физических лиц, так и имущества юридических лиц. Доступность услуг агента обеспечивается максимальным проникновением новейших разработок информационных технологий в нашу жизнь. По сути, смартфон – это мобильный офис агента РЕСО, с его помощью агент оформит любой договор страхования, примет платеж и даст необходимые консультации.

Правильно ли я понимаю, что для работы агента нет каких-либо административных ограничений? Нет необходимости лицензировать деятельность, закупать контрольно-кассовый аппарат по новым требованиям надзорных органов?

– Абсолютно верно. Для работы агента необходимо желание и смартфон! Остальному научим, покажем. В нашем филиале действует успешная система наставничества молодых агентов.

А есть ограничения по возрасту у «молодого агента»?

– Ограничений нет. Молодым агентом можно стать в любом возрасте. Главное – желание!

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото Дмитрия ГРИШИНА

Страховое публичное акционерное общество «РЕСО­Гарантия» (СПАО «РЕСО­Гарантия») основано в 1991 году и является одним из крупнейших в России универсальных страховщиков.

Компания оказывает клиентам более 100 видов страховых услуг.

«РЕСО­Гарантия» – один из наиболее динамично развивающихся участников отечественного страхового рынка. Компания занимает 5 место в рэнкинге страховых компаний РФ (без учета страхования жизни) по итогам 9 месяцев 2019 года.

За 2019 год сборы «РЕСО­Гарантия» составили 97 млрд 967 млн рублей, выплаты – 48 млрд 768 млн рублей.

«РЕСО­Гарантия» предоставляет полный спектр страховых услуг. Приоритетные направления – автострахование (по итогам 2019 года: ОСАГО – 1 место, каско – 2 место), ДМС (3 место), страхование имущества физических и юридических лиц, ипотечное страхование, страхование туристов, страхование от несчастных случаев и другие.

В «РЕСО­Гарантия» работают 32,6 тыс. агентов и брокеров, около 950 филиалов и офисов продаж.

Клиентами компании являются более 10 млн юридических и физических лиц.

Деловая репутация «РЕСО­Гарантия» подтверждена международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s (рейтинг «ВВB­»), рейтинговым агентством «Эксперт РА» (рейтинг «ruАА+»).

«РЕСО­Гарантия» занимает 119 место в рейтинге «Эксперт – 600. Крупнейшие компании России», 80 место в списке крупнейших российских частных компаний Forbes, является победителем общенационального конкурса «Народная марка / Марка №1 в России» в номинации «Страховая компания».

Компания – активный участник большинства профессиональных страховых объединений и пулов, включая Всероссийский союз страховщиков, Российский союз автостраховщиков и др.

«РЕСО­Гарантия» – партнер Всемирного фонда дикой природы (WWF) с 2002 года.

 

Лицензии: ОС №1209–03, ОС №1209–04, ОС №1209–05, СИ №1209, СЛ №1209, ПС №1209.