Ёртомские круги

Жители удорской глубинки организовали этнографический фестиваль «Кытшъяс»

После поездки в Ёртом осталась в памяти картина: на крыше одного из крайних домов села стоят два подростка. Парни колдуют над телефоном, пытаясь поймать сотовую связь. С крыши хорошо видны река и «бураньи» следы, ведущие через реку и дальше – к пяти деревням, опоясывающим Ёртом… Обычно тут стоит звенящая тишина – та, которую ищут в глуши романтики, поэты и уставшие от суеты горожане. Изредка ее нарушает собачий лай, звук снегохода да завывание ветра. Но только не 23 февраля. В этот день в селе шумно…

Забеги на лямпах и свадьба в горнице

На всю округу – смех, песни, крики зрителей. По реке снуют «бураны» с переполненными санями. У сельской библиотеки – толпа, на берегу – очередь на место в санном прицепе. Столько людей в селе не бывает даже летом, когда сюда съезжаются детивнуки местных жителей и дачники. Суете и оживлению в День защитника Отечества в селе обязаны руководителю удорского отделения МОД «Коми войтыр» и директору ёртомской библиотеки Алине Ванеевой и ее землякам. Алина Робертовна – «мама» этнографического фестиваля «Кытшъяс», родившегося в Ёртоме четыре года назад. А большой мамой – «ыджыд мам» фестиваля Алина Ванеева называет известную в республике поэтессу и уроженку Ёртома Галину Бутыреву, помогающую благородному делу земляков «словом, делом, рублем и адмресурсом». Нынче с организацией фестиваля помогли и региональное Министерство национальной политики, исполком «Коми войтыр», «Лузалес», фонд «Серебряная тайга» и уроженец Удоры, сенатор Валерий Марков.

В первый год в гонках на лызях и лямпах участвовали всего тридцать человек. Нынче фестиваль объединил в качестве организаторов восемь ёртомских семей, а в забеге по целине на лыжах стартовали более сотни охотников и их потомков. Поддерживает фестиваль и знаменитый родоначальник Лямпиады в Большелуге Афанасий Габов. Вот и в этом году он привез в Ёртом своих воспитанников и единомышленников. Бегут не ради наград – ради идеи.

Программа фестиваля состоит не только из забега на лямпах, но и из реконструкции традиционных обрядов: в прошлом году зрители вместе с местными жителями погрузились в проводы рекрутов, в этом – побывали на традиционной удорской свадьбе. Организаторы реконструкции одновременно выступают и в роли актеров. Костюмы – материны и бабушкины наряды из сундуков, декорации – избы и улицы деревни Устьево, сцена – горница дома одного из активистов.

Из Устьева гости, утепленные тулупами и шубами, на санях, прицепленных к снегоходу, отправляются к самому высокому месту ёртомского кольца. По дороге – деревня Кöртувья из четырех домов. Один из них оборудован как гостевой. Тут же – святой источник с крестом и вкуснейшей водой. Неподалеку памятник с именами ушедших на войну местных мужчин.

На ледянках, как в детстве

И вот, наконец, вершина холма. Издавна местные зовут ее Плешгорой. Активистка Елена Будрина, выступающая на фестивале в роли экскурсовода, уверена, что ёртомская гора завоевала бы достойное место в любом из популярных рейтингов красивейших мест России.

– По Вашке, в отличие от Мезени, везде равнинная местность. И тут вдруг – эта гора. Называется она Плеш-горой, а еще – Сидöраэжа. Сидöра значит окончание работы. Здесь у нас пойменные луга. Посмотрите, как виден отсюда наш Ёртом, какое обозрение открывается, – показывает она.

У костра из колоды, прорубленной крест-накрест (такая может гореть несколько часов подряд) она рассказывает об этой горе своего детства: – У нас были очень хорошие учителя физкультуры, и они с Ёртома водили сюда детей. Мы на лыжах доходили до Плеш-горы и от души катались с нее, валялись в снегу, грелись у костра. У многих связаны с этим самые дорогие воспоминания детства.

Вот и решили ёртомцы, уже выйдя на пенсию, возродить эти походы, да еще и туристов к ним приобщить. Так легендарная гора стала локацией фестиваля, а трасса, которую туристы преодолевают минут за пятнадцать на буранных санях, в течение зимы не раз протаптывается сельским активом на лыжах. Этой зимой «отряд» из 25 человек совершил сюда марш-бросок в маскхалатах – в память о Великой Отечественной войне.

А еще раньше с горы катались на овечьих шкурах, обмазанных жиром и вынесенных на мороз. Обработанные таким образом шкуры превращались в ледянки, служившие юным ёртомцам много лет и даже передававшиеся по наследству. К шкурам «прилагалась» ледяная гора: предки наши любили экстремальные забавы. Местные жители говорят, что овечьи ледянки развивали невиданную скорость – куда до нее нынешним надувным «ватрушкам».

Почти олимпийские кольца

На подъезде к следующей деревне – Шиляево – начинаешь понимать, что трасса представляет собой огромный круг – отсюда и название: кытшъяс в переводе с коми – круги. Деревня Шиляево изображена на знаменитых полотнах художника Владимира Стожарова, творившего в удорской глубинке. Писала деревню и коми художница Александра Куликова. Самые знаменитые пейзажи Шиляево изображают вид с реки Ёртом, которую на всем протяжении трассы туристы преодолевают трижды. Она и дала название коренному селу куста. Быстрая харюзная река, где с детства так любит рыбачить поэтесса Галина Бутырева, петляет по равнине 106 километров. Чистейшая вода никогда не подводила ёртомцев: кормила и хозяев, и гостей. Вот и на фестивале столы ломятся от местных деликатесов – соленой и жареной рыбы, а еще тушеной утки, супа из рябчиков, всевозможных грибов, ягод и шанег на тончайшей подложке, которые тают во рту.

– А поделитесь рецептом шанег! – просят гости за обедом.

– Ну, тут все просто: берешь свое молоко, свою картошку, свои яйца, сметану, – начинают хозяева.

– Свою печку… – смеются гости, понимая, что такой кулинарный шедевр в городе создать невозможно.

Ёртомские шаньги из пшеничной муки – легкие и круглые, как круги давних маршрутов вокруг деревень.

– Мы посмотрели на наши деревни, расположенные кругами – и вдруг увидели, что это же олимпийские кольца! Пять колец! – говорит Алина Ванеева. Изобразить ёртомские кольца на эмблеме фестиваля местному активу помог художник-этнофутурист Юрий Лисовский. Каждое кольцо – отдельная деревня: Лязюв, Шиляево, Кортувья, Устьево, Ёртом. Каждая из деревень – круг, и сами они по кругу. Пока гости экипаж за экипажем отправляются по заснеженным кругам, в ёртомской школе, где уже никто не учится (десяток местных школьников возят на уроки в Благоево), развернулась ярмарка, которая даст фору и городской. Вязанье, мезенскую роспись, плетеные пояса, природное крашенье, берестяные изделия, картины и домотканную одежду, шали и литературу местных авторов привезли со всей Удоры и Сыктывкара. Вечером, когда торговля заканчивается, школьный спортзал превращается в литературную гостиную. При свечах звучат произведения коми писателей и поэтов Ивана Куратова, Нины Куратовой, Вениамина Чисталева. А затем – вишенкой на торте – модный этнопоказ, организованный Коми ремесленной палатой и усогорским филиалом Сыктывкарского политехнического техникума.

Аншлаг был и во второй фестивальный день. Овациями встречали Марш малышей. Двенадцать лыжников – потомков коренных жителей – от трех до шести лет преодолели пятьсот метров. В полумарафоне эстафету малышей подхватили родители.

«Мы по-настоящему сплотились и находим интерес для каждого», – говорит Алина Ванеева.

 

Второе дыхание

Среди активистов «Кытшъяс» – восемь мужчин, что по нынешним временам редкость. Тем более, что зимой в этих местах живут всего 99 человек. Летом население утраивается. В летних планах сельчан – новые фестивали.

– В июне мы проведем фестиваль цветов, высадим для этого несколько сотен тюльпанов, в июле отпразднуем день рождения Ёртома – 535 лет, в августе у нас будет гастрономический фестиваль, – делится планами активистка Елена Будрина.

Такая сплоченность к сельчанам пришла постепенно. А зародилась несколько десятилетий назад, когда нынешние «родители» фестиваля были школьниками.

– У нас была хорошая закалка со школы: преподаватель физкультуры объединил нас еще в детстве, а теперь мы это вспомнили. Да и всегда помнили, просто все откладывали на потом, – говорит Алина Ванеева. – А тут как-то с сестрой сели и стали придумывать, что бы было интересно всем, как задействовать все наше население. Так родился этнографический фестиваль «Кытшъяс».

Сначала энтузиастов было трое, и мало кто верил, что фестиваль проживет долго. Алина Ванеева вспоминает, что зрела нынешняя «движуха» в Ёртоме годы. За это время сельчане вырастили детей, отправили их на учебу в город, кто-то вернулся в родной район, кто-то осел в столице. Актив плотно сидит на своей родной земле и уезжать никуда не собирается. «Главное, чтобы наши дети приезжали», – говорят. В эпицентре движения уже восемь семей и почти все женщины села. Уговаривать никого не приходится, все делается по любви и интересу. – У нас появилась общность, и мы друг друга заражаем желанием что-то делать, развиваться. Кто-то занимается ярмарками, кто-то собирает фольклор, кто-то пишет сценарий, кто-то готовит – делают то, к чему душа лежит. У нас открылось второе дыхание. В Устьево в этом году только я позвонила: «Выручите, друзья, нужен дом для свадебного обряда!» – и тут же: «С удовольствием, приходите к нам!». Мы по-настоящему сплотились и находим интерес для каждого, – радуется Алина Робертовна.

Заповедная старина

Гордятся местные и своими домами, и тем, что в них. По меркам городского жителя, живут они среди музейных экспонатов. На скамьях вырезан год создания – 1915, на обороте прялок с полуистершейся мезенской росписью – пасы как автограф мастера-владельца, вышивке на полотенцах и нарядах – за сто лет, а платкам из старинных сундуков – и того больше. Над косяками обереги из глухариных хвостов и крыльев, в красном углу потемневшие от времени иконы. Вопрос о продаже утвари может обидеть: ёртомцы осознают ценность своей старины и берегут ее. Среди этой заповедной старины вполне могут разместиться гости, которых пока не привыкли называть туристами.

– Зарабатывать у нас пока не очень умеют, не представляют, что у них могут остановиться гости. Но менталитет людей постепенно меняется, – говорит Алина Робертовна.

Туристов, говорит она, можно размещать не только в домах местных жителей и в уже готовом гостевом доме, но и в здании бывшей администрации: «У нас там может быть очень хорошая комната для размещения туристов». А чтобы будущее время и сослагательное наклонение перевести в настоящее, в Ёртоме создали ТОС. Уже пишутся проекты для участия во всевозможных грантовых конкурсах. Первый из них касается возрождения заброшенной каменной церкви, следующие – благоустройства села, создания арт-объектов, оборудования помещений для приема туристов. Нынешний фестиваль «Кытшъяс» показал, что их интерес к коми глубинке растет.

Полина РОМАНОВА

Фото автора и Владимира ПРОКУШЕВА