От баклуши до бели

Изготовлением деревянных ложек усть-цилемские мастера славятся издавна

Сегодня деревянные ложки используются, в основном, в качестве сувенира, но часть жителей страны, особенно в глубинке, продолжает их применять и по прямому назначению. Издавна повелось, что деревянная ложка являла собой и предмет искусства – изделия украшали самыми разными видами росписи. К примеру, в декабре прошлого года «Регион» рассказывал о пижемской росписи, которой узорили, в первую очередь, именно ложки, большие и малые. А вот о том, как ложку вырезают из дерева, как с ее изготовлением связано выражение «бить баклуши», мы расскажем сегодня с помощью усть-цилемского мастера Дмитрия Налимова.

На традиционном опыте

На территории Коми одним из центров, где активно резали ложки, издавна было село Замежная в УстьЦилемском районе – то самое, из которого пошла и пижемская роспись. В Замежной и поныне есть несколько мастеров, которые занимаются этим ремеслом. Но нам о нем рассказал сотрудник Усть-Цилемского историко-мемориального музея А. В. Журавского Дмитрий Александрович Налимов. Кому, как не музею, сохранять старинное ремесло и его историю! В конце февраля в рамках «Дней муниципальных образований», что проходят в Коми в преддверии празднования 100-летия государственности республики, в Сыктывкаре прошли Дни Усть-Цилемского района. Среди мероприятий была и выставка «Усть-Цильма мастеровая» в Национальном музее Коми. Сотрудники музея им. Журавского представили экспонаты из своего собрания и провели мастер-классы по некоторым из традиционных ремесел нижней Печоры. В том числе – мастер-класс по вырезанию ложек, который провел Дмитрий Налимов.

Как поведал Дмитрий Александрович, вырезание ложек было широко распространенным ремеслом, ведь деревянные изделия «изнашивались» довольно быстро: при постоянном использовании ложка порой «съедалась» всего за год. Семьи были большие, то и дело требовались новые ложки.

Вырезать ложки – занятие достаточно простое. На первый взгляд, научиться ему может каждый и довольно быстро. Но, как и в любом ремесле, в нем хватает своих хитростей и нюансов. Сам Дмитрий Налимов начал резать ложки всего около двух лет назад, обучался этому делу «по науке». За секретами мастерства выезжал в то самое село Замежная, где брал мастер-класс у мастера-ложкореза Валерия Григорьевича Поташова, да в село Трусово, где перенимал опыт у народного мастера Республики Коми Степана Ивановича Чупрова. Чтобы наловчиться делать качественные изделия, хватило полгода постоянной практики. Теперь Дмитрий Налимов уже не только режет ложки, но и проводит мастер-классы.

    

Для начала бьем баклуши…

Чтобы вырезать деревянную ложку, сперва ствол достаточно молодого дерева (диаметром 15-20 см) делят на чурбаки длиной 25-30 см, а из них бьют баклуши – клинья-чурки по размеру будущих ложек. Из одного чурбака обычно выходит 4-5 баклуш, то есть будущих ложек. К слову, бить баклуши считалось одной из самых простых, легких работ, которые часто поручали детям и подросткам. Отсюда и пошло выражение «бить баклуши» – заниматься самым простым делом, которое и работой-то трудно назвать, а позже выражение вовсе приобрело смысл «бездельничать». Баклуша обтесывается топором, еще больше приближая заготовку по форме и размерам к ложке. Затем из этой черновой заготовки ножом окончательно вырезается форма ложки, черенку придается изгиб. И после этого мастер приступает к «выкапыванию» древесины из черпала – той части ложки, в которой потом будет еда. Некоторые мастера сначала вырезают черпало, а потом делают ручку. Но Дмитрий Налимов предпочитает доводить изделие до готовности, уже держа его за готовую ручку.

«Выкапывают» черпало специальным инструментом – называется он клюкарза, или ложкорез, а на устьцилемском диалекте – круглО желЕзко. Причем, свой ложкорез Дмитрий Налимов выковал сам из еще советского гаечного ключа. Вообще, он их выковал аж четыре, разных размеров, но только один подошел к делу. Да и топорик обточил себе сам – из найденного негодного, с обломанными краями. По словам мастера, хороший инструмент – острый, как скальпель. Инструменты мастер бережет, старается не ронять: если вещь упадет и получит зазубрину, резать уже не будет, придется его перетачивать полностью.

Собственно, топор, нож и клюкарза и есть главные, незаменимые помощники мастера-ложкореза. Иногда в ход также идут ножовка и стамески. Но никаких токарных станков, какие идут в ход при изготовлении массового сувенирного продукта! Если промысел традиционный, он должен быть таковым от и до. Готовая, вырезанная ложка должна вылежаться – высохнуть, чтоб потом не лопнуть. Быстро сушить нельзя – это делают подальше от печи или батареи. Подойдет комнатная температура дня на 3-4 (ложки побольше, размером с черпак, сохнут до недели). После сушки приступают к шлифовке – сначала черновой, крупным абразивом, затем чистовой, мелкой шкуркой. И это уже практически готовая ложка под названием бель (то есть белая) – такой она отправляется к мастеру на роспись. Можно есть и нерасписанной ложкой, но тогда ее надо прокипятить в льняном масле, натереть воском или обработать пищевым лаком для защиты от влаги и жира. Если изделие получалось красивым да ладным, устьцилемы такую называли «баскА ложка».

В фондах Усть-Цилемского историко-мемориального музея А. В. Журавского хранится достаточно много старинных ложек, сделанных и использовавшихся на территории района. До 30 марта их можно увидеть в Сыктывкаре, в отделе истории Национального музея РК, на выставке «Усть-Цильма мастеровая».

В музее также собрана информация о самых известных в прошлом усть-цилемских мастерахложкорезах. Среди них трое Мяндиных из села Замежная – Павел Антонович, Савелий Ипатович и Фома Федулович, Григорий Матвеевич Чупров, Тимофей Анатольевич Торопов.

Сегодня в селе Замежная ложки вырезают Алексей Рейзер (он также обучает этому детей в школе на уроках труда) и Роман Чуркин, молодые мастера Иван Концевой и Антон Чуркин. Народный мастер Республики Коми Степан Иванович Чупров трудится в селе Трусово.

Карман не тянет

На изготовление одной ложки, от стадии баклуши до отправки на сушку, у усть-цилемского мастера сегодня уходит от получаса до часа. Шлифовка после сушки – еще минут 15-20 на ложку. В месяц между делом, понемногу отвлекаясь от основной работы, Дмитрий делает около 20 ложек – по потребностям музея, ведь сам он их не продает.

Самая доступная древесина для ложек – береза, она же и самая крепкая. Реже резали из осины, но такие ложки «съедаются» быстрее. В других местностях режут и из мягкой липы, но она в Усть-Цилемском районе не растет. Поленья выбирают, повторим, из молодых деревьев, чистых, не корявых. И резать лучше из свежей древесины – сушеная режется хуже. Качество, прочность и долговечность ложки зависит и от того, как она расположена относительно направления волокон древесины (для швей будет понятно сравнение с кроем: по долевой, косой или поперечной он сделан, тоже существенно зависит, как изделие сядет по фигуре).

Традиционные деревянные ложки и поныне в ходу – их заказывают чаще всего бабушки, которые с детства привыкли есть именно такой посудой, да охотники-рыбаки: деревянная ложка и в рюкзаке легче, и ушица с костра из нее вкуснее, и губы не обжигает. Мастер говорит, что кто к такой ложке привыкнет, к железной уже не вернется. Для приема пищи предпочитают, конечно, чистые, нерасписанные изделия. Приезжие берут расписные – на сувениры, подарки. Но и из сувенирной ложки можно есть, если хотя бы черпало у нее покрыто пищевым лаком. Наибольшим спросом пользуются ложки среднего, классического размера, но иногда заказывают и ласты, они же ластики – так устьцилемы называют увеличенные ложки, черпаки. Сам Дмитрий Налимов, члены его семьи тоже с удовольствием пользуются деревянными ложками и дома, и в походах: такая ноша меньше карман тянет, да и каша из нее кажется наваристей.

К слову, двое детей Дмитрия Налимова и его супруги Елены Степановой, которая тоже работает в районном музее, потихоньку помогают отцу в создании ложек. 9-летний Тимофей пока на подхвате, смотрит и учится, а 15-летняя Дарья уже расписывает готовые ложечки в традициях пижемской росписи.

Ирина САМАР

Фото автора и из фондов Усть-Цилемского историко-мемориального музея А. В. Журавского