Александр Хуциев: «Удалёнка» сближает людей»

Нынешняя ситуация убеждает, что будущее – за цифровыми сервисами, считает директор Коми филиала ПАО «Ростелеком»

День радио – профессиональный праздник работников всех отраслей связи – ежегодно отмечают в России 7 мая. В этом году сотрудники «Ростелекома» впервые встретили его в виртуальном режиме. «Регион» решил узнать у директора Коми филиала ПАО «Ростелеком» Александра Хуциева, как проходят будни компании в условиях мировой пандемии и что сегодня является ее приоритетом.

Александр Суренович, ваш профессиональный праздник в этом году стал особенным?

– Именно сейчас мы еще раз убедились, какая замечательная у нас работа. Теперь это очевидно как никогда. Люди вынуждены дистанцироваться. Закрываются границы, не летают самолеты… А мы, связисты, по-прежнему объединяем людей, помогаем работать и жить, даем почувствовать человеческое тепло, любовь, дружбу… Я безмерно горжусь, что работаю в одной команде с такими замечательными профессионалами и людьми.

Как отразился на работе
«Ростелекома» режим самоизоляции, введенный по всей стране?

– В первую очередь компания перевела на удаленную работу всех сотрудников, которые не взаимодействуют непосредственно с клиентами и не обслуживают оборудование. У нас отработаны механизмы дистанционного взаимодействия, есть нужные технические решения, и поэтому необходимость перейти на дистанционный формат работы не вызвала каких-то значительных затруднений. Для тех же, кто остается в офисе, разработаны рекомендации по инфекционной безопасности, в зданиях регулярно проводятся все необходимые санитарные мероприятия.

Как развивалась ситуация именно в Республике Коми? Неужели совсем не было сложностей?

– С 16 марта мы стали переводить сотрудников на удаленную работу. Выяснилось, что не все к этому готовы в плане оборудования: у многих не оказалось компьютеров, ноутбуков, только телефоны и планшеты. В обычных условиях смартфона достаточно, но не сейчас. Мы мобилизовали все ресурсы и максимально обеспечили сотрудников техникой. Так что проблема была решена. Нам также надо было дать доступ к информационным системам, защитить их от вредоносных программ и возможных утечек данных, подключить программу идентификации сотрудников. Эту огромную работу наши специалисты проделали буквально за три-четыре дня. «Ростелеком» как цифровой провайдер отраслевых решений также готов помогать другим компаниям региона налаживать дистанционное взаимодействие.

«Для тех, кто остается в офисе, у нас разработаны рекомендации по инфекционной безопасности, в зданиях регулярно проводятся все необходимые санитарные мероприятия».

 

Теперь вы можете с чашечкой кофе расслабленно работать из дома?

– С чашечкой кофе и в офисе можно работать, а вот насчет расслабленно… У всех есть планы, задания, обязанности. Кроме того, система позволяет отслеживать, как используется рабочее время.

Вообще сложившаяся ситуация дала нам возможность отработать наши решения непосредственно на себе, испытать их в боевых условиях. В условиях колоссальной нагрузки серьезную проверку прошли и наши сети. Мы убедились в том, что у нас достаточно большой резерв пропускной способности.

А когда нагрузка была максимальной?

– Главной датой проверки для нас стало 13 апреля, когда к дистанционно работающим офисным сотрудникам добавились дистанционно обучающиеся школьники. Нагрузка в этот день возросла, но не достигла критической отметки.

Ситуация с пандемией показала, насколько важны сегодня телекоммуникации, что обойтись без них никак нельзя. Или все-таки можно?

– Конечно, нет, ведь телекоммуникации – это как раз то, что стирает расстояния, делает людей ближе, а информацию доступней. Сегодня «Ростелеком» – это уже не только традиционный оператор связи, мы также предоставляем различные IT-сервисы, основанные на передаче и обработке данных. Сама жизнь диктует нам новые вводные, которые нужно предугадывать, чувствовать, развиваться в этих направлениях.

Сейчас на первый план вышел целый ряд продуктов, которые мы создавали для бизнеса. Они существовали и раньше, но в данный момент интерес к ним значительно вырос. Отмечу, что все решения, которые компания предлагает своим клиентам, мы стараемся сначала тестировать на себе.

Какие именно ваши услуги и сервисы сегодня наиболее востребованы и помогают вам и другим компаниям?

– Многие в работе активно используют телефон. И на «удаленке» может возникать проблема, связанная с тем, что сотрудники вынуждены тратить на разговоры свои личные средства. Обычный стационарный телефон не перенесешь так просто домой, а на тарифах сотовых операторов часто есть лимиты. И тут большим подспорьем стала наша услуга «Виртуальная АТС». Она подключается в любом месте, где есть интернет, можно настроить переадресацию на мобильные и таким образом обеспечить сотрудников внутренней связью вне зависимости от их местонахождения.

Отличным помощником в удаленной работе стал и такой сервис как «Аудиоконференция». В течение нескольких минут можно одновременно подключить к аудиоконференции до 500 человек и организовать совещание даже в том случае, если участники находятся в других регионах или за рубежом.

Сегодня мы также предлагаем уникальное комплексное решение для высокоточного дистанционного контроля температуры тела сотрудников с помощью тепловизоров. Это особенно актуально в нынешних условиях, поскольку многим организациям специфика деятельности не позволяет перейти на удаленную работу. Наша система дает возможность бесконтактно в автоматическом режиме измерять температуру тела у проходящих мимо людей, причем измерение одновременно может проводиться у 20 человек.

Сейчас у вас множество различных сервисов, а когда вы начинали работать, пределом мечтания жителя Коми был свой личный проводной телефон. Люди стояли в очереди, ждали номера годами.

– Я помню даже такие времена: когда строился дом, в обком партии направлялся список жильцов, и в нем красным карандашом подчеркивались фамилии тех, кому надо подключить телефон в первую очередь.

Но жизнь не стоит на месте. Время идет, технологии развиваются, меняются приоритеты и востребованность разных услуг – тут мы подвержены общемировой тенденции. Сейчас потребление голосовой связи снижается, мы уходим в мессенджеры: в WhatsApp, в Viber, где идет общение иначе, можно передавать и изображение, и видео, и голос, и текст. Без этого набора сегодня не обойтись. Даже пожилые люди переходят на такую форму.

Я сам с трудом принимал эти новые стандарты общения, но теперь мне гораздо удобнее управлять своим временем, когда я могу выбрать тот или иной способ связи в зависимости от конкретной ситуации.

В связи с эпидемией коронавируса «Ростелеком» принял ряд решений, направленных на то, чтобы непростой период прошел для людей максимально комфортно.

В частности, повышена максимальная скорость передачи данных для домашнего интернета. Причем без изменения тарифного плана и дополнительной платы.
Для Wink и интерактивного ТВ «Ростелеком» открыл бесплатный доступ к большой коллекции отечественных фильмов и сериалов, мультфильмов и образовательному контенту для детей.

Для того, чтобы клиенты всегда были на связи, «Ростелеком» обеспечивает возможность отложенного платежа за услуги связи без комиссии.
В целях обеспечения работы горячей линии помощи пожилым и маломобильным гражданам во время пандемии коронавируса Общероссийский Народный Фронт (ОНФ) задействовал услугу

«Ростелекома» – номер 8-800, звонки на который бесплатны.

Мы говорим в основном о том, что нацелено на большие города. А насколько простирается ваша сфера вглубь нашей республики?

– Мы с вами живем в уникальное время, даже эпохальное, я бы сказал. С 1996 по 2011 год к цифровой связи были подключены все города и районные центры Республики Коми, а вместе с этим развивалось и цифровое телевидение, системы передачи данных, множество других сервисов. Сегодня уже 80 процентов домохозяйств в городах республики охвачены оптикой. Наша задача теперь – подключить к оптическим линиям связи кварталы с индивидуальной застройкой. Это намного затратнее, чем зайти в многоквартирный дом.

В сельской местности все еще сложнее. Здесь окупаемость строительства оптических сетей составляет 15 и более лет, а таких «длинных» финансовых инструментов нет практически ни у кого в России. Но решение этой проблемы взяло на себя государство. С 2014 года реализуется федеральный проект по устранению цифрового неравенства, в рамках которой мы устанавливаем коллективные точки доступа в интернет через Wi-Fi на скорости не менее 10 Мбит/с. Проект реализуется в населенных пунктах, где проживает от 250 до 500 жителей. В Республике Коми плотность населения достаточно низкая и, к сожалению, в программу попало всего 123 населенных пункта, а около 400 остались за бортом. Тем не менее, 84 точки доступа уже действуют, и мы продолжаем их строить.

Большим подспорьем для развития связи на селе стала еще одна федеральная программа – по подключению к интернету социально-значимых объектов. Первый этап мы начали реализовывать в 2018 году, когда подключили к Всемирной сети 90 лечебно-профилактических учреждений. Благодаря этому еще примерно в 40 селах республики появилась связь по оптике.

Теперь перед нами стоит задача обеспечить высокоскоростным интернетом еще 700 различных социально значимых учреждений в сельской местности. Это школы, фельдшерско-акушерские пункты, подразделения МЧС, пожарные части, почтовые отделения и так далее. Сейчас в регионе идет огромная стройка. Но остаются еще совсем маленькие населенные пункты, которые под действие и этой программы не попали. Эту задачу мы собираемся решать, прокладывая оптику ко всем радиотрансляционным башням, а затем размещая на них базовые станции в низкочастотном диапазоне 450 МГц. Эта частота имеет очень большую зону покрытия и высокую огибаемость препятствий. Предполагается, что благодаря этой программе возможность передавать данные появится даже в самых маленьких населенных пунктах. В идеале мы должны обеспечить цифровой связью всю республику.

Когда «Ростелеком» совершит эту революцию, чем вы будете заниматься дальше?

– Общемировая тенденция такова, что на основе систем передачи данных будут развиваться различные цифровые сервисы. Уже сегодня мы предлагаем нашим будущим и нынешним абонентам интерактивное телевидение, видеонаблюдение, другие решения для «умного» дома. Также в 2018 году «Ростелеком» запустил онлайн-сервис «Ростелеком Лицей». Он включает в себя множество образовательного контента в удобной и современной форме – для подготовки к ЕГЭ, к поступлению в вуз, для того, чтобы улучшить свои знания по школьной программе. Очень скоро жители Сыктывкара узнают и о том, как работает наша новая платформа «Ростелеком Ключ». В конце второго квартала мы должны закончить работы по подключению одного из домов столицы республики к ее сервисам. Это система, созданная специально для собственников квартир, застройщиков и управляющих компаний, включает в себя целый ряд полезных решений. Здесь и комплексное видеонаблюдение, и современная видеодомофония, и дистанционное управление шлагбаумом при въезде во двор. С помощью «Ростелеком Ключ» можно считывать и передавать поставщикам ресурсов показания счетчиков, извещать жильцов о каких-то важных мероприятиях. Вся информация и управление сервисами доступны жильцам через удобное мобильное приложение. Продукт действительно инновационный и заслуживающий внимания, так что приглашаю журнал «Регион» на открытие этого дома.

Полина РОМАНОВА