В Нью-Йорке и Воркуте

довелось проектировать здания архитектору Вячеславу Олтаржевскому

В.К.Олтаржевский. 1920-е годы.

В первом из этих старых зданий, стоящем на окраине Воркуты в районе улицы Станционной, расположено отделение Воркутинского противотуберкулезного диспансера. На здании есть памятная доска с надписью: «Здесь в 1937 г. была заложена первая эксплуатационная шахта №1 «Капитальная». Вступила в строй 22 октября 1942 года». В самом этом двухэтажном здании располагалось шахтоуправление «Капитальной».
Второе здание стоит в Нью-Джерси, это практически часть Нью-Йоркской агломерации. Сегодня в этих стенах дом престарелых, а когда-то, на рубеже 1920-1930-х годов здесь был центральный корпус фешенебельного курорта «Королевские сосны», где любили расслабляться многие знаменитости Америки, в том числе легендарный гангстер Аль Капоне.
Где Воркута, а где Нью-Йорк… И, тем не менее, оба этих здания спроектированы одним человеком – архитектором Вячеславом Константиновичем Олтаржевским. В его биографии немало неожиданных поворотов и загадочных страниц, остающихся тайной и по сей день.

 

Путь в профессию

Вячеслав Олтаржевский родился в Москве 17 (29) марта 1880 года. Его отец, Константин Степанович Олтаржевский, был инженером путей сообщения. Мать, Любовь Яковлевна – домохозяйкой. У Олтаржевских было пятеро детей, но заработка отца хватало, чтобы материально обеспечить семью – пока не случилась трагедия. Когда Вячеславу было всего 5 лет, отец погиб в железнодорожной катастрофе. И с того момента он, как напишет позже в автобиографии, «в силу сложного материального положения семьи воспитывался в приюте».

Так что начальное образование Вячеслав Олтаржевский получил в московском Набилковском сиротском приюте, а с 14 лет учился в Набилковском коммерческом училище – одном из лучших средних учебных заведений тогдашней Москвы. Кроме общеобразовательных предметов, среди которых были и иностранные языки, здесь было поставлено профессиональное обучение. Из стен училища Олтаржевский вынес любовь к черчению и рисованию, которые очень пригодились ему в дальнейшем.

В 1901 году Вячеслав Олтаржевский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт им. В. И. Сурикова). Возможно, выбор профессии зодчего был сделан под влиянием старшего брата – Георгия Олтаржевского, который закончил Строгановское училище и позже стал известным в Москве проектировщиком и владельцем доходных домов.

Когда в связи со студенческими волнениями 1905 года правительство временно закрыло московские вузы, Олтаржевский поехал в Вену, где в течение года учился у знаменитого австрийского архитектора, профессора Отто Вагнера в Венской академии художеств. Принимали туда далеко не каждого. Примерно в те же годы в академию дважды безуспешно пытался поступить художник-недоучка Адольф Гитлер.

У биографов Олтаржевского возникает вопрос, на какие средства мог малообеспеченный студент позволить себе год жить в австрийской столице и платить за учебу. Но тут надо учесть, что студентом Олтаржевский уже сам зарабатывал на жизнь, причем по специальности. Будучи помощником у маститых архитекторов, он участвовал в проектировании доходных домов, станционных зданий Московской окружной железной дороги, а также здания Купеческого клуба (там ныне располагается театр Ленком). Так что, закончив в 1908 году училище с отличием и званием архитектора первой степени, Олтаржевский уже имел достаточно серьезный житейский и профессиональный опыт.

На службе Стране Советов

Кто знает, как бы сложилась судьба архитектора Олтаржевского, если бы не Первая мировая война. В 1914 году его призвали в армию. Служил Олтаржевский в инженерных войсках. А после Октябрьской революции перешел на службу военным инженером в Красной армии – согласно автобиографии, «в соответствии со своими убеждениями».

После Гражданской войны Олтаржевского пригласили возглавить архитектурный отдел Народного комиссариата земледелия. В начале 1920-х годов Наркомзем по решению ВЦИК затеял устроить на Воробьевых горах (там, где ныне парк им. М. Горького) Всероссийскую сельскохозяйственную кустарно-промышленную выставку. Казалось бы, в 1921-1922 годах, когда в Поволжье и других регионах разоренной страны свирепствовал страшный голод, это была совершенно неуместная затея. Но именно тогда было положено начало советской традиции показушных выставок, которая подчас дает о себе знать и сегодня.

Здание Купеческого клуба в Москве (ныне театр Ленком).

Если для большевистской власти выставка должна была стать грандиозной витриной нового строя, то для архитекторов – возможностью воплотить самые дерзкие новаторские идеи, охватившие в послереволюционные годы все творческие сферы. Большинство деревянных павильонов было спроектировано в модном тогда конструктивистском стиле. Помимо ведущих архитекторов, к оформлению выставки привлекли многих известных художников-авангардистов вроде Лентулова и Гончаровой, пригласили скульпторов – Коненкова, Шадра, Мухину…

Вячеслав Олтаржевский участвовал в проектировании ряда объектов выставки, а как чиновник Наркомзема был заместителем ее главного архитектора – знаменитого Алексея Щусева (все знают главный его шедевр – мавзолей Ленина).

Выставка была спроектирована и построена за рекордные 10 месяцев, на ее сооружение потратили огромные силы и средства. Представ взорам посетителей в августе 1923 года, уже в конце октября она была закрыта, и деревянные павильоны постепенно разобрали. Однако через десять лет опыт этой выставки вспомнят при создании другой, еще более грандиозной и помпезной, ставшей одним из главных советских брендов – ВДНХ. К проекту вновь привлекут Вячеслава Олтаржевского. Но до этого момента целое десятилетие он проведет совсем в другой стране.

В.Олтаржевский в молодости.

 

Невозвращенец

Автобиография Вячеслава Олтаржевского хранится в его деле в архиве ФСБ. В ряде открытых источников цитируются лишь ее фрагменты. Вот один из них:

«В 1924 году Советское правительство по моей просьбе предоставило мне возможность выехать в Америку сроком на один год с целью ознакомления с американской архитектурой и техникой строительства. Будучи в Нью-Йорке, первое время я работал десятником на строительстве одного из небоскребов, а после поступил чертежником в одну из архитектурных фирм, где прошел все последовательные стадии вплоть до руководителя мастерской».

Казалось бы, все просто и объяснимо. Хотя США признали СССР лишь в 1933 году, экономические связи между Советской Россией и американским бизнесом существовали еще с начала 1920-х годов. Большевикам нужны были новейшие американские технологии, в том числе в строительстве. В те годы США были законодателями мод в этой сфере, Нью-Йорк в плане архитектуры считался самым современным городом мира, небоскребы на Манхэттене росли как грибы. Вот Олтаржевского и командировали в США для ознакомления с современными технологиями строительства высоток.

В 1933 году в США Олтаржевский выпустил книгу-альбом «Современный Вавилон», посвященную архитектуре Нью-Йорка. Это был цикл карандашных рисунков высотных зданий с предисловием автора. Рисунки, выполненные Олтаржевским с изумительной точностью, сопровождались небольшими справками о каждом объекте. На русском языке книга была издана лишь в 2019 году в Санкт-Петербурге мизерным тиражом в 600 экземпляров.

Но почему же командировка сроком на один год растянулась на целое десятилетие, а Олтаржевский, живя в США, отказался от советского гражданства и принял американское? «Будучи приверженцем буржуазного строя, я отказался от возвращения в Советский Союз, тем самым оказался невозвращенцем», – признавался он позже в застенках НКВД.

У американских историков архитектуры, однако, есть своя версия. В телефильме «Архитектор времени», показанному по Первому каналу в 2019 году, профессор Нью-Йоркского университета Жан-Луи Коэн и профессор университета Ламар Ричард Гашо высказывают предположение, что командировка Олтаржевского в США была лишь прикрытием в его настоящей миссии – разведывательной. Никаких прямых доказательств этой версии нет, но она имеет под собой основание.

Олтаржевский прибыл в США по линии Амторга. Акционерное общество Amtorg Trading Corporation было учреждено в Нью-Йорке в том же 1924 году с участием Внешторгбанка и Центросоюза. Амторг был главной закупочной организацией Советского Союза в Америке. Кроме того, в период отсутствия дипломатических отношений между двумя странами Амторг фактически выполнял функции и посольства, и торгпредства, через эту организацию шли и все контакты в научно-технической сфере. Но была у Амторга и другая, негласная сторона деятельности – промышленный шпионаж, работа на ОГПУ и Коминтерн. Активно сотрудничал с Амторгом и Олтаржевский. Был ли он при этом разведчиком-нелегалом, неизвестно.

Созданный В.Олтаржевским проект павильона «Механизация» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, который так не понравился властям.

 

Гуд бай, Америка…

Так или иначе, а профессиональная карьера Олтаржевского в США складывалась успешно. Чтобы самому иметь право заниматься проектированием высотных зданий, он смог получить экстерном диплом Нью-Йоркского университета, представив ряд своих проектов. Диплом позволил Олтаржевскому стать членом Американского института архитекторов, своего рода профессиональной гильдии. В 1929 году он стал работать в крупной строительной компании Харви Уайли Корбетта, занимавшейся проектированием небоскребов, а затем создал и собственную проектную мастерскую. Кроме того, в 1930 году он, советский эмигрант, стал преподавать архитектуру американским студентам, став профессором в Колумбийском университете.

Несмотря на разразившийся в 1929 году экономический кризис, когда многие американские архитекторы потеряли работу, мастерская эмигранта Олтаржевского не испытывала недостатка в заказах. Это породило легенду, будто у Олтаржевского была «крыша» в лице самого крутого мафиози Америки – Аль Капоне. На самом деле, знаменитый гангстер вряд ли был знаком с советским невозвращенцем-архитектором. Но на фешенебельном курорте «Королевские сосны» в Нью-Джерси, спроектированном Олтаржевским, был частым гостем.

В общем, в Соединенных Штатах Олтаржевский был довольно успешен и материально обеспечен. Что же заставило его вернуться в Советский Союз? По одной из версий, причиной была потеря всех сбережений в лопнувшем банке, но это уж как-то слишком тривиально. Возможно, его уговорили советские коллеги, приезжавшие в США и рассказывавшие о грандиозных планах строительства в Стране Советов. Есть версия, что вернуться Олтаржевского сагитировал Николай Бухарин, с которым архитектор случайно познакомился во время поездки в Париж. Наконец, вполне возможно, что «секретная миссия» Олтаржевского была выполнена, и в 1935 году его просто отозвали на родину. Во всяком случае, по приезде в Москву его не арестовали, как это обычно бывало, не сочли «американским шпионом», а назначили главным архитектором Всесоюзной сельскохозяйственной выставки – будущей ВДНХ.

Портрет В.К.Олтаржевского. 1956 г.

 

В «чрезмерно ненормальных условиях»

Очевидно, новое назначение объяснялось тем, что у Олтаржевского уже был опыт работы над проектированием выставки 1923 года. На этот раз он лично отвечал за архитектурный облик ВСХВ, открытие которой намечалось на 1937 год – к 20-летию Октябрьской революции. По задумке руководства страны, выставка должна была стать поистине грандиозной и не только явить всему миру «достижения социалистического сельского хозяйства и колхозного строя», но и мечту, образ счастливого будущего граждан советской страны. В районе Останкино, на северной окраине столицы должен был вырасти целый выставочный город площадью в 136 гектаров и включать в себя не только 250 павильонов и различных строений, но и пруды, парки, опытные участки и даже целый выставочный сад с тысячами различных растений. Впрочем, история главной выставки страны, с 1959 года ставшей ВДНХ, описана во множестве книг и статей. Мы же посмотрим, какую роль выставка сыграла в судьбе Вячеслава Олтаржевского.

Разработанный Олтаржевским генеральный план Всесоюзной сельскохозяйственной выставки был утвержден весной 1936 года. Но, как сказал бы наш незабвенный премьер-министр, «хотели как лучше, а вышло как всегда». С колоссальным объемом работ не могли справиться ни проектировщики, ни строители, ни – в конечном итоге – руководители стройки. Для возведения выставки создали строительное управление, начальником которого был назначен опытный управленец Исаак Ефимович Коросташевский. Уже вскоре после начала строительства в его адрес из властных кабинетов и со страниц газет стала звучать критика. Недостатков при таком масштабном строительстве, судя по всему, действительно было немало. Страдала организация работ, не хватало квалифицированных кадров и качественного материала, на самих объектах обнаруживались многочисленные недоделки. Из парткома стройки на имя Сталина и Молотова ушло письмо, в котором отмечалось, что «дело по организации выставки протекает в чрезмерно ненормальных условиях».

В общем, ни в 1937 году к юбилею революции, ни на следующий год открыть выставку не удалось. А это уже было политическим провалом и в те времена расценивалось как «вредительство» со всеми вытекающими последствиями. Касались они и главного архитектора ВСХВ. Правительственная комиссия, осмотревшая состояние выставки в 1938 году, отмечала, что в павильонах не было «торжественной монументальности, которая должна отразить сталинскую эпоху». Особенно не понравилась комиссии архитектура павильона «Механизация», который спроектировал сам Олтаржевский. Павильон в конечном итоге приказали снести. Но еще раньше «снесли» все руководство грандиозной стройки.

В начале 1938 года были арестованы И. Коросташевский и нарком земледелия, председатель выставочного комитета М. Чернов. Обоих в том же году расстреляли. 11 июля арестовали Олтаржевского. Главного архитектора обвинили в том, что он «являлся участником антисоветской вредительской организации, существовавшей на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке».

Мы можем только догадываться, как в застенках НКВД из 58-летнего Олтаржевского выбивалось имеющееся в документах дела признание в том, что он «являлся участником антисоветской вредительской организации» и «по заданию Коросташевского производил вредительские акции на ВСХВ». В ноябре 1938 года уже из лагеря он напишет письмо Берии: «Под влиянием крайне подавленного морального состояния тюрьмы и характера допросов я принял на себя предъявленное обвинение». А вот признания в шпионской деятельности чекистам из Олтаржевского выбить не удалось. Может быть, поэтому он избежал высшей меры. Военная коллегия Верховного суда СССР 21 апреля 1939 года приговорила Олтаржевского к 15 годам лагерей с поражением в политических правах сроком на 5 лет и конфискацией всего личного имущества. Отбывать наказание он был отправлен в Воркуту.

Перспектива здания гостиницы «Украина». Эскиз из книги В.Олтаржевского «Строительство высотных зданий в Москве».

 

Архитектор лагерных бараков

Сведения о пребывании Олтаржевского в Воркутлаге скудны. Скорее всего, на общих тяжелых работах его не использовали, а определили в проектный отдел Воркутстроя НКВД. Об этом упоминается в воспоминаниях архитектора Леонида Ефимовича Райкина, в то время отбывавшего срок в Воркуте:

«В 1939 г. в проектном отделении появился человек лет 60-ти, похожий на старого профессора с бородкой клином. Из лагерной телогрейки выглядывал чистенький белый воротничок и черный галстук. Это был архитектор Вячеслав Константинович Олтаржевский, зодчий еще дореволюционной школы… По иронии судьбы, маститый зодчий с мировым именем, возводивший небоскребы, вынужден был проектировать 1-2-этажные домики в Воркуте. Но и здесь ему удалось создать симпатичный коттедж в скандинавском стиле с кирпичной крышей для начальника комбината.

Но главным его вкладом в становление Воркуты был проект сооружений шахты № 1 «Капитальная». По его проекту выстроены шахтокомбинат, надшахтное здание и др. Руководя архитектурной группой отдела, он внимательно относился к сотрудникам, направляя все проектирование первых гражданских сооружений рождающегося города. Всегда подтянутый, корректный, несколько суховатый, но всегда предельно внимательный, Вячеслав Константинович пользовался неизменным уважением всех, кто с ним сталкивался, в том числе и начальника комбината Л. А. Тарханова и главного инженера В. С. Фейтельсона.

Олтаржевский отличался феноменальной работоспособностью и усидчивостью. Он с виртуозной быстротой набрасывал десятки предварительных эскизов к очередным проектам. В его набросках и чертежах чувствовалась рука большого мастера. Фасады, выполненные тонкой штриховкой простым карандашом, напоминали старинные гравюры и могли представлять самостоятельную ценность как произведения графического искусства.

Будучи оторванным от «большой земли», он не переставал живо интересоваться всем, что делается в большой архитектуре. В то время был обнародован окончательный проект Дворца Советов в Москве, который должен был быть построен на месте теперешнего плавательного бассейна. Олтаржевский тщательно изучил архитектурное решение Дворца по публикациям в журнале, составил основательную квалифицированную рецензию и отправил в Москву на имя Сталина. Неизвестно, подействовало ли это, но в 1943 г. Олтаржевского освободили, и он вернулся в Москву».

На даче. Справа – В.К.Олтаржевский с женой Марией Викентьевной.

 

На свободу – досрочно

О письме «лично товарищу Сталину» пишет и Ольга Никологорская, автор книги об Олтаржевском в серии ЖЗЛ: «На простом листке бумаги мастер набросал проекты высотных зданий, а ниже написал: «Стране понадобятся архитекторы, чтобы после войны восстанавливать разрушенные здания и города». Каким-то образом письмо дошло до «отца народов», неожиданно понравилось ему, и вскоре Олтаржевский смог вернуться в Москву».

Действительно, постановлением НКГБ СССР от 3 августа 1943 года следствие по делу Олтаржевского было прекращено, и его освободили без каких-либо ограничений. Но что заставило чекистское руководство принять такое постановление, остается тайной по сей день. Во всяком случае, вряд ли в разгар войны, в 1943 году Сталина интересовали проект Дворца Советов или высотное строительство.

В уже упоминавшемся фильме «Архитектор времени» профессор Коэн рассказывает, что существует легенда, согласно которой американские архитекторы заинтересовались судьбой своего коллеги в Советском Союзе и попросили дипломатов что-нибудь разузнать об Олтаржевском. И посол США в СССР Гарриман якобы на приеме в Кремле спросил о нем у Сталина. Тот ничего не ответил, но вскоре после этого разговора Олтаржевского якобы доставили в Москву и, подлечив в кремлевской больнице, даже показали американцам. Возможно, какая-то доля правды в этом и есть…

Странно, что сразу после освобождения и возвращения в Москву недавнего «вредителя» Олтаржевского назначили на ответственную административную должность руководителя отдела научно-технической информации Комитета по делам архитектуры при Совете министров СССР. Никаких проектов высотных зданий ему никто не поручал, и как архитектор Олтаржевский занимался проектированием железнодорожных вокзалов в Подмосковье, Ростове-на-Дону, Латвии.

Лишь во второй половине 1940-х годов опыт Олтаржевского в проектировании высотных зданий был востребован. Причем над проектом высотной гостиницы «Украина» он работал в соавторстве, а точнее – под руководством своего непосредственного начальника, председателя Комитета по делам строительства и архитектуры, известного архитектора Аркадия Мордвинова. За этот проект в 1949 году авторы получили Сталинскую премию. А саму гостиницу «Украина» на Кутузовском проспекте построили только в 1957 году.

Под конец жизни

Но значительный вклад в дело высотного строительства в СССР Вячеслав Константинович все-таки внес: в 1953 году вышла его фундаментальная книга «Строительство высотных зданий в Москве».

Как архитектор-практик Олтаржевский под конец карьеры спроектировал ряд курортных гостиниц и санаториев в Грузии и Крыму, по его проектам были реконструированы здания ЦУМа и ресторана «Прага» в Москве, а в Нальчике воздвигнут памятник в честь 400-летия добровольного присоединения Кабарды к России. При участии Олтаржевского создавался и мемориал на Бородинском поле.

У Вячеслава Константиновича и его жены Марии Викентьевны был дача в Подмосковье, где Олтаржевский на склоне лет любил побыть в одиночестве, ухаживая за садом и выращивая цветы.

Умер Вячеслав Олтаржевский 21 апреля 1966 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

По семейной легенде, он принципиально никогда не ходил на ВДНХ. Кстати, если возведенные «вредителями» павильоны были демонтированы еще до войны, то созданная Олтаржевским планировка выставки осталась неизменной и по сей день…

Евгений ХЛЫБОВ

В публикации использованы фотоматериалы из телефильма «Архитектор времени» и книги О.Никологорской «Олтаржевский».