Старинный декор

Набойкой на ткани в Коми украшали одежду еще два века назад

Вот и к нам на Север пришло самое теплое время – пора сарафанов. Их любят и сегодня, а в старину они были основной одеждой женщины. И самые нарядные, дорогие, бережно носимые сарафаны – что называется, на выход – были украшены методом набойки на ткани. О ней сегодня и поговорим с мастерицей из Выльгорта Ольгой Климовой.

На сарафаны и полотенца

Сначала небольшой экскурс в историю. На территории нынешней Коми из набивных вещей преимущественно бытовали именно сарафаны. В Национальном музее Республики Коми хранятся несколько таких изделий. Созданы они, в основном, в конце XIX-начале XX веков, место создания – Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии, то есть окрестности нынешнего Сыктывкара, местные названия сарафанов – сарапан, шушун. Также набойкой украшали полотенца, скатерти – есть в музее и такие вещи. Часть набойки шла на подклад головных уборов – если от пошива сарафана оставалось немного ткани, рачительные хозяйки не давали им пропадать и тоже использовали в костюме, пусть даже не на видном месте.

Заведующая сектором по учету музейных предметов отдела фондов Национального музея РК Елена Коровина в книге «Зыряне – народ даровитый» пишет:

«Распространенный способ декорирования ткани – набойка, при котором на поверхность ткани специальными досками наносился рисунок. Кубовую набойку выполняют резервирующим веществом «вап» по белому холсту, который затем опускают в «куб» – емкость с красителем. Набивку масляными красками делают как по белому, так и по цветному фону. Издавна популярная у русских, в Коми набойка пришла, вероятно, в конце XVIII-XIX веке и распространилась повсюду, за исключением бассейна реки Печоры».

Кубовая и верховая

Да, традиционной набойки на ткани два вида: кубовая и верховая. Они различаются между собой по тому же принципу, как краснофигурные и чернофигурные амфоры древних греков: в первом случае красили фон, а рисунок оставляли непрокрашенным, во втором – с точностью до наоборот. Кубовая набойка – это когда на ткань наносили рисунок водонепроницаемым резервирующим веществом (резервом) – сметанообразной смесью на восковой или глиняной основе, которая не позволяла ткани прокрашиваться под ней. Затем ткань погружали в большую емкость («куб»), красили в холодной воде – обычно это была краска индиго, зеленая и черная встречались намного реже, черной была обычно лишь мужская одежда. Потом резерв счищали – и на прокрашенной ткани оставался рисунок исходного цвета материала. Верховая же набойка – это, по сути, штампование (набивание) рисунка краской по ткани сверху. Она гораздо проще и дешевле в изготовлении.

Так что это совершенно разные технологии, и рисунки, сделанные ими, тоже отличаются. Рисунок кубовой набойки обычно более тонкий и четкий, ибо для его нанесения используются металлические штампы, а верховая делалась деревянными штампами и такой четкости, как кубовая, не давала.

Как поведала нашему журналу заведующая фондом тканей музея Галина Юркина, все старинные изделия с набойкой, представленные в музее, выполнены, в основном, двумя видами набойки. Кубовая дает основной рисунок, а верховую использовали, чтобы сарафан немножко расцветить, сделать ярче и наряднее. Если фон сарафана был, как правило, цвета индиго, основной узор кубовой набойки – белый, желтый или зеленый, то рисунок верховой набойки обычно наносили красной или оранжевой красками. Краску, кстати, брали обычную масляную.

Кроме одежды, в Национальном музее хранятся и доски для набойки – в основном, кубовой. Их основа-доска – деревянная, часть, которой наносили рисунок – из металла, а узор – набор одинаковых и повторяющихся фрагментов. Доски, надо понимать, были привозными – по крайней мере, сотрудник музея не встречала изготовленных на территории Коми.

Занимались набойкой по ткани немногие специально обученные люди – либо работники красильной мастерской (такая, например, была в селе Ыб), либо отхожие мастера, ходившие по деревням со своим инструментом и выполнявшие заказы. В музее есть образцы одежды, тканей, привезенные из разных деревень, но имеющие один и тот же узор. Видимо, изготовлены они одним и тем же кочевым мастером.

Мастер-класс от Ольги Климовой

Что касается нынешних мастеров – они есть, их не так уж мало. О тонкостях верховой набойки «Региону» поведала мастерица из Выльгорта Ольга Климова. Набойкой она занимается уже более 10 лет, набор штампов имеет богатый, мастер-классов для детей и взрослых, в своей мастерской и на выездных мероприятиях, провела изрядно. Как и немало украсила набойкой одежды – и для себя, и на продажу. Корреспонденту «Региона» Ольга дала небольшой мастер-класс, рассказав и показав основы этого декоративно-художественного творчества. Нынче, с появлением современных материалов, оно по силам абсолютно любому человеку, очень простое и быстро выполнимое. И нужны для него штампы, ткань да акриловая краска для ткани. Пожалуй, еще киянка, утюг… ну и хорошее настроение да желание творить.

— Технология очень простая, – улыбается Ольга. – Берем штамп, намазываем его краской и прижимаем к ткани. Хотя, конечно, как в любом деле, есть свои тонкости. Немного краски наносим на палитру, можно просто досочку (если очень густая – чуть разводим ее водой), с досочки совсем чуть-чуть берем на губку (обыкновенную поролоновую для мытья посуды) и губкой тонким слоем наносим на штамп. Движения – ни в коем случае не смазывающие, а как бы сверху вбивающие краску на вырезанный рисунок. Затем «прицеливаемся» к ткани поточнее, одним движением прижимаем к ней штамп с нанесенной краской и чуть-чуть покрутим, а потом легонько постучим по прижатому к ткани штампу киянкой – чтобы краска лучше и четче впиталась в ткань. И аккуратно убираем штамп. Готово!

Когда рисунок подсохнет, его нужно прогладить утюгом с паром, чтобы краска лучше проникла в структуру ткани. Стирать потом такую материю лучше деликатно – по крайней мере, несколько стирок рисунок выдерживает. Лучше всего рисунок наносится на тонкую ткань – на плотный, грубый материал краска ложится хуже. А штампы надо сразу мыть – если краска присохнет, отчистить ее потом будет трудно.

Кое-что о штампах

Коллекция штампов у Ольги Климовой собиралась постепенно. Много их она заказывала по интернету в Индии (основа штампа для кубовой набойки – доска из твердого палисандрового дерева, а часть, которой наносят рисунок – латунная). Штампы для верховой набойки полностью вырезаны из дерева.

Что касается штампов с коми орнаментом – они выполнены на заказ сыктывкарцем Александром Сергиенко, преподавателем отделения «Дизайн» Колледжа искусств Республики Коми. По словам Александра, чаще всего он делает штампы из полимерного пластика – проектирует в 3D-программе и вырезает на фрезерном станке с ЧПУ, а иногда отливает.

Любое живое ремесло и искусство не стоит на месте, а развивается в соответствии с возможностями и запросами своего времени. Вот и современная набойка делается не только с применением ныне доступных материалов и инструментов – видоизменяется, расширяется и сфера ее применения. Теперь ею украшают не только сарафаны, но и платки, косынки, сумки… да что угодно можно декорировать! Вот у самой мастерицы две сумочки-торбы с набитым рисунком-лошадкой. Одна вещь еще в стадии изготовления, вторую Ольга носит на выездных мероприятиях. Вот мешочки (хоть для трав, хоть для подарков), декорированные сердечками да добрыми пожеланиями. А недавнее ноу-хау Ольги – магнитики из набойки. Чтобы сделать такие милые сувениры, в дополнение к основному набору материалов нужны еще виниловая магнитная основа (продается через интернет), ножницы, обычная офисная бумага, клеящий карандаш и клей «Момент». Для детской аудитории Олиных мастер-классов по набойке такие самодельные магниты – вне конкуренции.

Ирина САМАР

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ, Национального музея РК и из личного архива О.Климовой.

Благодарим Национальный музей Республики Коми за помощь в подготовке публикации.