В Национальной галерее представят «Северную баркаролу» Валерия Нечаева

Во вторник, 15 сентября, в Национальной галерее РК в 16.00 открывается персональная выставка самобытного художника из с. Сторожевск Корткеросского района Валерия Александровича Нечаева «Северная баркарола». На ней будут показаны живописные произведения последних лет. Посетителей ждет встреча с таинственным, красочным, полным доброго юмора миром художника.

Основной камертон выставки – размышления художника о вере, православии, отечественной истории, судьбе малой родины, неизменно окрашенные присущей автору сказочно-мистической интонацией. Герои картин – святые подвижники, отшельники, ушедшие от мира и живущие в молитвенном уединении в гармонии с природой, возрожденные и словно живые храмы земли Коми, явленные и чудотворные иконы. Зрители увидят и уникальные картины-ребусы, картины-цитаты на творчество знаменитых художников прошлого, произведения на мифологические, сказочные сюжеты.

Выставка завершает юбилейный год художника, отметившего 16 октября 2019 года свое 70-летие. Автор посвятил ее памяти своего друга и единомышленника – искусствоведа, ценителя творчества талантливых художников-самоучек Генриха Васильевича Козловского (1938-2019).

Выставка будет работать до 11 октября 2020 г.

Адрес: ул. Кирова, 44.

Национальная галерея Республики Коми работает ежедневно с 10.00 до 18.00, каждый четверг с 10.00 до 20.00, понедельник – выходной.

Дополнительная информация по телефону: 24-05-07, 24-10-51.

Сайт в интернете: http://www.ngrkomi.ru/

Официальная группа ВКонтакте: https://vk.com/ngrkomi

Источник: Национальная галерея РК

*** Валерий Александрович Нечаев – один из самых ярких и самобытных художников наивного искусства Республики Коми. Он родился 16 октября 1949 г. в селе Сторожевск Корткеросского района. Рос без отца. Окончив школу, работал на нефтепромысле под Ухтой, куда переехала семья. Затем была армия, трудная служба в стройбате. Спасало только увлечение рисованием. Талант юноши был замечен армейским начальством. Солдату из Коми заказывали писать портреты и картины, оформлять мероприятия. Посылали учиться на баталиста в студию военных художников им. М.Б. Грекова, однако военная тематика не привлекала юношу с душой романтика.

После армии Валерий Нечаев вернулся в родное село. Работал кочегаром в сельской котельной, пожарным. Ходил на охоту и рыбалку, много времени проводил в своих охотничьих заимках. С 1967 г. начал серьезно заниматься художественным творчеством, пробовал себя в живописи и графике, создавал разнообразные поделки из природных материалов. Лес стал основным источником вдохновения для начинающего художника. По словам искусствоведа Г.В. Козловского, Валерий Нечаев «вырастил свой талант в мастерской природы», впитывая палитру её красок, черпая образы в природных формах.

С самого начала определилась особенность творчества Валерия Нечаева, выделяющая художника на фоне большинства самодеятельных авторов в Коми, ориентированных на изображение реальности: стремление воплотить мир образов, рожденных собственной фантазией, налет мистицизма и романтики. Основными мотивами творчества Нечаева этих лет были таинственные лесные пейзажи под луной, охотничьи заимки, лесные сторожки, в которых всегда ощущается присутствие некоего мистического начала.

В советские годы художника Нечаева хорошо знали в республике и даже за ее пределами. В 1980-е гг. он был дипломантом и лауреатом всероссийских фестивалей самодеятельного творчества, проходивших на ВДНХ в Москве. Работы художника экспонировались в Петрозаводске, Кирове, Вологде, Ярославле. По заказу директора Корткеросского районного музея труда и быта А.А. Панюкова художник написал для музейной экспозиции картины на сюжеты истории Корткеросской земли. Несколько его работ были закуплены в «Золотой фонд народного искусства Республики Коми» (впоследствии переданный в муниципальные музеи РК).

В 1990-е годы, когда искусство художников-любителей оказалось в забвении, и многие мастера забросили творчество в борьбе за хлеб насущный, для В. Нечаева оно стало спасением. Он продолжал творить, однако сам характер его искусства изменился. Утратив связи с профессиональной художественной средой, которая ориентировала самоучек на работу с натурой и следование методам реалистической живописи, он ушел в мир своей фантазии. Тематика его творчества обогатилась новыми сюжетами, почерпнутыми из самых разнообразных информационных источников. Работая не для выставочных залов, а для себя, Нечаев стал писать картины небольшого формата, его палитра стала ярче и экзотичнее. С холстов перешел на оргалит, шли в ход и грампластинки, сохранившиеся в домах односельчан. Когда было сложно купить краски, работал в оригинальной пластике из природных материалов в причудливых сочетаниях с продуктами цивилизации.

Основной зрительской аудиторией художника в этот период стали жители Корткеросского района. Все эти годы Валерий Нечаев при поддержке односельчан, прежде всего, заведующей музеем Галины Ивановны Панюковой, устраивал выставки в родном Сторожевске. В 2006 г. журналисты КРТК сняли фильм о художнике. А в 2007 г., после более чем десятилетнего перерыва, работы Валерия Нечаева вновь увидели сыктывкарские зрители на республиканской выставке наивного искусства «Золотой сон» в Национальной галерее Республики Коми.

С тех пор интерес зрителей к художнику не ослабевает, и уже дважды – в 2009 и 2014 гг., в стенах галереи с большим успехом прошли персональные выставки художника. В 2010, 2013 и 2017 гг. картины Валерия Нечаева становились участниками III, IV и V Московских международных фестивалей наивного искусства «Фестнаив», проходивших в Музее наивного искусства г. Москвы.

В.А. Нечаеву присуще свое уникальное видение мира, своя философия и «космогония», основанная на традиционном мировоззрении коренных жителей, коми-охотников и рыболовов. Природа родного края – тайга в окрестностях Сторожевска, реки Вычегда, Вишера, Угдым, озеро Шойнаты, – в его картинах, по словам Г.В. Козловского, «приобретают обобщенный художественный образ, перерастают в космические символы, вводятся в ноосферу живого космоса». В нем причудливо вплетаются и гармонично уживаются персонажи и образы языческой коми мифологии, эльфы и гномы, антропоморфные представители флоры и фауны, персонажи Священной Истории.

Один из главных архетипов творчества всех «наивов» – «потерянный рай» – у В.А. Нечаева это одухотворенный мир природы, в котором гармонично уживаются мириады живых существ. Родившееся из яйца утки человеческое дитя положило начало истории человечества, изгнанного из рая в результате грехопадения – нарушения законов природы. Утрата рая – одна из главных тем художника: к ней он обращается в разнообразных интерпретациях. Изгнанный из рая человек постоянно находится перед выбором между добром и злом. Грехи человечества – это и преступления против Природы и ее обитателей.

Сила эмоционального воздействия картин Нечаева – в излюбленном, характерном для романтического восприятия приеме антитезы, резкого противопоставления противоположных начал: добра и зла, природы и цивилизации, света и тьмы, тепла и холода, грубого и утонченного, материального и духовного, внутреннего и внешнего (ряд антонимов можно продолжать бесконечно). Романтический прием противопоставления наблюдается и в излюбленном колорите художника, в котором преобладают холодные цвета северного неба и теплый цвет земли, дерева. Любит Нечаев изображать пламя свечи, костра, тусклый огонек жилья в ночи. Все эти образы переходят у него из картины в картину «и устанавливают между ними особые, окрашенные личным чувством связи».

Использование классических образов для конструирования новых смыслов столь же естественно для художника, сколь органично сосуществование персонажей Библейской истории и коми мифологии. За многими персонажами картин нетрудно узнать вдохновившее В.А. Нечаева произведение или его автора – будь то Д. Арчимбольдо, Д. Веласкес, И.К. Айвазовский или современник Н. Сафронов, содержание творчества которого близко художнику, начавшему писать картины в подобном ключе еще в конце 1980-х гг. В.А. Нечаев очень любит жанр картин-притч, картин-ребусов, вовлекая зрителя в процесс разгадывания, поиска зашифрованного смысла. Зачастую произведения требуют авторского комментария. Тем не менее, художник всегда оставляет возможность для самостоятельного зрительского прочтения.

Романтическое мировосприятие художника прослеживается и в сознании особой миссии своего искусства, с помощью которого он предостерегает и обличает пороки современного общества. В некоторых его произведениях звучат нотки гротеска, сатиры. Тем не менее, большинству работ присущ добрый мягкий юмор, лиричность, тонкая одухотворенность.

В последнее десятилетие, после принятия Валерием Нечаевым православного крещения, он все чаще обращается к христианской истории, истории Отечества, православия. Персонажами его картин становятся святые подвижники, отшельники, ушедшие от мира и живущие в молитвенном уединении в гармонии с природой, возрожденные и словно живые храмы земли Коми, явленные и чудотворные иконы. Именно эта тема, знаменующая особый этап творческого пути В.А. Нечаева, определяет камертон выставки «Северная баркарола», завершающей юбилейный год художника.

Автор посвятил выставку памяти своего друга и единомышленника Генриха Васильевича Козловского (1938-2019), сыгравшего огромную роль в жизни Валерия Нечаева. С 1979 года и до выхода на заслуженный отдых он работал в Доме народного творчества ведущим методистом (ныне Центр народного творчества и повышения квалификации). Блестяще образованный, энергичный, увлеченный, имеющий чутье на «подлинное», «настоящее», он умел находить в глубинке талантливых людей, собирать и вдохновлять их на творчество. Талантом Валерия Нечаева он восхищался и всячески его поддерживал. Благодаря ему В.А. Нечаев был вовлечен в художественную среду г. Сыктывкара, посещал мастерские профессиональных художников, участвовал в творческих встречах и дискуссиях, впитывал уроки мастерства, стремясь усвоить секреты композиции и колорита, стал постоянным участником республиканских и всероссийских выставок самодеятельного творчества.

Валерия Нечаева и Генриха Козловского объединяло не только творчество, но и общие интересы: любовь к северной природе, тайге, походы в лес, рыбалка. Именно в такой момент – в тайге, у костра, на берегу реки Вишеры – и запечатлел своего друга Валерий Нечаев на портрете, написанном в дар на память семье Г.В. Козловского.

Каждая выставка, каждая новая встреча со зрителем для Валерия Нечаева долгожданна и радостна. Зрители неизменно отвечают художнику благодарностью за позитивные эмоции, радость погружения в добрый мир его образов. В книге отзывов персональной выставки художника «Река времени», проходившей в 2014 году, один из зрителей оставил такую запись: «Каждый уголок обжитой земли должен иметь своего «чудика». Только тогда жизнь этого места наполняется озорством, душа – богатством, а мысли людей, здесь обретающихся – чистотой. Валерий Нечаев – сыктывкарский чудик. И сыктывкарцы даже скорее всего не осознавая этого, становятся чуть мудрее, чуть веселее и чуть лучше».

Наталья Плаксина, куратор выставки