Зырянец, Вычегодский и планы агробизнеса

Новые сорта картофеля, выведенные учеными Коми, получают престижные награды

Уже 26 сентября на главной сельскохозяйственной ярмарке года Республики Коми «Урожай-2020» можно будет приобрести семенной картофель новых сортов, совсем недавно выведенных учеными Института агробиотехнологий Коми научного центра ФИЦ УрО РАН, но уже успевших завоевать несколько престижных наград международных отраслевых выставок. О достижениях своих коллег по части селекции самого популярного овоща на наших огородах и столах «Региону» рассказал директор института, кандидат экономических наук Андрей Юдин.

Андрей Алексеевич, какие сорта «второго хлеба» и когда вывели в вашем институте?

– В 2018 году был создан сорт Зырянец, в 2020-м – Вычегодский. Работа над ними велась более 10 лет. Все они высокоурожайны, адаптированы практически ко всем болезням и вредителям, которые наблюдаются у нас на Севере: фитофтороз, парша, золотистая картофельная нематода. Клубни практически не поражает проволочник.

На основе каких сортов созданы новые?

– Зырянец – на основе сортов Лира и Сатурн, «родители» Вычегодского – Свитанок Киевский и Амадеус.

Знаю, что у новых сортов уже есть награды…

– Наши сорта, созданные для сложных северных условий, на протяжении последних трех лет завоевывают республиканские, российские и международные дипломы и медали. В частности, за разработку «Новые сорта картофеля, адаптированные к условиям Арктики и новый способ повышения плодородия почв под прогнозируемый урожай сельскохозяйственных культур» на XIII Международном биотехнологическом форуме-выставке «РосБиоТех-2019» в Москве наши ученые получили золотую медаль и диплом. На IV Международной выставке изобретений ISIF2019 в Стамбуле за разработку «Новые сорта картофеля. Создание селекционно-семеноводческого центра» наш институт получил серебряную медаль. Также диплом и серебряная медаль получены за разработку «Новые сорта картофеля, адаптированные на Севере и к условиям Арктики» от организаторов Московского международного Салона изобретений и инновационных технологий «Архимед-2018» в марте 2018 года.

Сотрудники отдела сельскохозяйственной геномики Института агробиотехнологий Коми научного центра на уборке картофеля на опытном поле. Сентябрь 2020 г.

Каковы ближайшие перспективы по продвижению этих сортов?

– Благодаря Представительству Республики Коми в Северо-Западном федеральном округе в 2018 году в нашем институте побывали представители крупнейшей южнокорейской компании по производству семенного материала картофеля «SeGuand Resoures Ltd». Они приезжали с целью обмена опытом и объединения ресурсов для создания в Коми совместной лаборатории по производству семенного материала. Корейская сторона готова передать нам ноу-хау своей технологии как одной из ведущих в мире. Я видел такую лабораторию у них в Корее – она настолько автоматизирована и инновационна, что позволяет производить в год более 60 миллионов микроклубней картофеля – посадочного материала из семян. Если мы в России привыкли, что семенной картофель имеет размеры в 5-7 сантиметров, с куриное яйцо, то у корейцев семенной материал – как горох.

Особенность этой корейской лаборатории еще и в том, что она лишь производит семенной материал. В Корее все настолько разграничено, что, если вы занимаетесь производством семенного материала, вы не представляете, как его выращивать дальше – этим уже занимаются другие компании. И если вы выращиваете картофель, то на следующий год вы опять идете в эту лабораторию и покупаете семенной материал. На самом деле это очень экономически грамотно. Связи между производствами налажены, и есть одна лаборатория, которая по заказу сотни производителей готовит для них семена.

При этом она может адаптировать семенной материал под разные климатические районы страны – под север, юг, среднюю полосу. У нас тоже по заявкам производителей из, скажем, Усть-Куломского, Сысольского, Прилузского районов можно создавать семенной материал под их погодные условия. Есть, например, у нас заявки из Салехарда – мы понимаем, что там суровый климат и вечная мерзлота, и мы можем создать у нас в Коми и адаптировать для Ямала сорт картофеля, чтобы он мог расти там.

А что, и на Ямале картошка может расти?

– Естественно, и в Воркуте! А в Салехарде у нас уже есть договоренности, что мы попробуем высадить там наших Зырянца и Вычегодского и посмотрим на урожайность, болезни. Там очень короткое лето, но и 45 дней достаточно для получения определенного урожая.

Странные эти корейцы! Наш дачник или фермер, имея у себя какой-то сорт картофеля, вряд ли станет заново покупать его семена – оставит на них часть собранного урожая.

– Конечно, если обычный дачник приобретет килограмм картофеля и на выходе получит 10 килограммов, ему рациональнее оставлять свои семена. Но для крупного производителя выгоднее их каждый раз покупать. В работающей лаборатории чем выше объем производства, тем продукция дешевле для потребителя. Сейчас мы продаем семенной картофель по достаточно высокой цене. Но если будут масштабы производства, продукция будет намного дешевле.

Это мы привыкли к производству по старинке, с большим количеством ручного труда. А в Корее в этой лаборатории работают всего четыре человека! Приехав в Сыктывкар, они управляли производством со своих смартфонов. В режиме реального времени из любой точки мира они видят у себя в телефоне все процессы: сколько у них растений черенкуется, сколько на конвейере, каков микроклимат в каждой камере… Ну пусть у нас в такой лаборатории будут работать пять-шесть человек, но она сможет обеспечить семенами весь регион. Совместно с региональным Минсельхозом мы хотим создать Центр адаптивной биотехнологии картофеля, и в его рамках – такую лабораторию микроклонального размножения картофеля. Цель – на 100 процентов покрыть потребности нашей республики в качественном семенном картофеле, пока же эта потребность закрывается менее чем на 10 процентов.

Тем более что там можно будет производить посадочный материал (микроклональное размножение) не только картофеля, но и других овощных культур: свеклы, моркови, капусты – причем, также адаптированный под северные условия. Одной из составляющих продовольственной безопасности России на арктических территориях является обеспечение продукцией, выращенной на местах.

Сколько стоит создание такой лаборатории?

– По бизнес-плану, представленному нами «Промсвязьбанку» в Санкт-Петербурге, который готов стать одним из инвесторов этой лаборатории, – 650 миллионов рублей. Но на случай разных рисков у нас на Севере мы заложили один миллиард рублей. Этот бизнес-план получил одобрение банка. Осталось получить гарантию Республики Коми в этом проекте и вклад инвестора – и можно строить. Потенциальный инвестор из Москвы, готовый взять на себя 30 процентов затрат, уже есть. Корейцы тоже готовы стать соинвесторами – в качестве уставного капитала они дают свое ноу-хау и часть оборудования.

За чем же дело стало?

– В 2018 году наш институт, Представительство Коми в СЗФО и компания «SeGuand Resoures Ltd» заключили соглашение о взаимодействии. Но пандемия приостановила все процессы. После полного снятия ограничений мы активизируем эту тему. Кроме того, повторюсь, нам нужна гарантия Республики Коми – что региональные производители будут покупать у нас произведенную продукцию. Прежнее руководство региона нас поддерживало, с нынешним переговоры ведутся, но предварительная поддержка тоже уже есть.

Когда все стороны, наконец, соберутся вместе и обсудят, разрешат все эти моменты, строительство можно реализовать очень быстро – за полгода. Надеюсь, такая лаборатория появится у нас в 2021-22 годах.

Наивный вопрос: картофеля уже выведено огромное число сортов, в том числе и просто отличных, районированных в наших условиях. Зачем новые?

– У сортов есть одна особенность – со временем они теряют свои селекционные свойства. Особенно в части устойчивости к вредителям, а это потеря урожайности, снижение показателей хранения, вкусовых качеств. Существующие сорта уже через 4-5 поколений начинают терять свои селекционные характеристики. Если же в основу селекционных исследований внести современные методы генетики, тогда мы смогли бы получить сорта с более устойчивыми характеристиками для наших климатических условий. Как раз такая задача в рамках Государственного задания перед нами стоит, мы ее выполняем.

Какая лаборатория института создала эти сорта?

– Создание сорта – это многолетняя работа. Авторами полученных сортов являются многие сотрудники института. И работа по получению новых сортов картофеля началась, еще когда наш институт назывался Институтом сельского хозяйства. В 2018 году мы вошли в состав Коми научного центра. В настоящее время в структуре института три отдела, и в одном из них, организованном в 2019 году, – отделе сельскохозяйственной геномики – работают две большие группы: генетики картофеля и сельскохозяйственных биотехнологий. Отдел в целом занимается изучением вопросов селекции и семеноводства картофеля, в том числе – болезней и вредителей этого овоща. В отделе решаются задачи получения семенного материала методами микроклонального размножения картофеля. Наши сотрудники выискивают генотипы вредителей и болезней и адаптируют посевной материал к устойчивости к ним. Это глобальная задача отдела. К слову, в нем трудятся 12 человек: два доктора биологических наук, пять кандидатов наук и молодые сотрудники – аспиранты в возрасте до 39 лет.

Также задача отдела – дальнейшее создание новых сортов картофеля, это прописано в стратегии продовольственной безопасности России. И это потребность самого нашего региона – чтобы были высокоурожайные, адаптированные к северным условиям и устойчивые к неблагоприятным факторам сорта. Это позволит выращивать картофель и его семенной материал для населения, полностью закрыв потребности республики, а также для пищевой промышленности – переработки на крахмал и пектин. Для переработки нужны сорта, которые будут обладать высокой крахмалистостью и содержанием иных элементов.

«Наши сорта завоевывают республиканские, российские и международные дипломы и медали».

 

В Коми было много разговоров про создание завода по производству крахмала. Тема действительно так актуальна?

– Да, наш институт – один из инициаторов создания такого завода. Крахмал в больших количествах нужен для отбелки целлюлозы. Пектин также очень широко используется в пищевых производствах, входя в состав самых разных продуктов. В России сейчас в основном используется яблочный пектин, но его можно заменить картофельным. А до 95 процентов картофельных пектинов, которые использует российский пищепром, – иностранного производства. И сегодня у нас уже есть договоренность с рядом крупных хозяйств Московской области, что если проект Республики Коми по созданию завода по переработке картофеля на крахмал и пектин будет реализован, то продукция этого завода будет на 100 процентов покупаться. То есть завод пока лишь на стадии проекта, а на то, что он будет производить, уже есть гарантированный рынок сбыта. И если этот проект будет поддержан правительством нашей республики и инвесторами, мы сможем поставлять пектин для пищевой промышленности как в Коми, так и в другие российские регионы.

Кто стал автором новых сортов?

– Несколько повторюсь, но это целый коллектив наших и московских ученых, некоторые из них уже вышли на заслуженный отдых. Так, гибридизацию исходных родительских форм, получение гибридных сеянцев и одноклубневых гибридов сортов Зырянец и Вычегодский провели в ФГБНУ «ВНИИ картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха». Дальнейший селекционный процесс проведен у нас в Коми научном центре, где после изучения в питомниках одноклубневок, гибридов II года, предварительного и основного испытаний, конкурсного испытания I-III годов сорта переданы на государственное сортоиспытание и на них получены охранные документы.

Хорошо, меня, дачника-любителя, вы убедили, что новые сорта ученых КНЦ обязательно стоит «поселить» на своем участке. Будет ли этот посадочный материал доступен простым жителям Коми?

– Он уже доступен. Семенные клубни можно приобретать в нашем институте в Сыктывкаре, по ул. Ручейной, 27, справки по телефону 31-95-03. Реализацию традиционно ведем в конце сентября и с марта по май. Конечно, мы рекомендуем приобретать семена весной – не каждый дачник может обеспечить нужные условия для их зимнего хранения, а в наших хранилищах они есть, что позволяет сохранить качество. Но весной, естественно, цены будут выше. Если по осени мы продаем посадочный материал картофеля примерно по 100-150 рублей за килограмм, то весной – уже до 300. Но в любом случае наши сотрудники при продаже еще и бесплатно консультируют покупателей по выращиванию, хранению и так далее.

Добавлю, что наш институт будет участвовать и в республиканской ярмарке «Урожай-2020», которая пройдет 26 сентября на Стефановской площади Сыктывкара. Там также будут представлены в продаже оба новых сорта картофеля, а также посадочный материал садово-ягодных культур из нашего питомника.

Беседовала Ирина САМАР

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ и Института агробиотехнологий Коми научного центра ФИЦ УрО РАН

Зырянец – среднеранний сорт столового назначения с урожайностью до 47 тонн с гектара. Клубень овально-округлый с желтой кожурой и светло-желтой мякотью, масса товарного клубня 88-123 грамма. Содержание крахмала 12,3-15,9 процента, вкус хороший. Устойчив к возбудителю рака картофеля, золотистой картофельной цистообразующей нематоде.

Вычегодский – среднеранний сорт столового назначения с урожайностью до 36 тонн с гектара. Клубень овально-округлый с желтой кожурой и светло-желтой мякотью. Масса товарного клубня 89-102 грамма. Содержание крахмала 13,7-20,9 процента, вкус хороший. Устойчив к возбудителю рака картофеля, золотистой картофельной цистообразующей нематоде.

Оба новых сорта картофеля будут представлены на крупнейшей ежегодной республиканской ярмарке «Урожай-2020», которая пройдет 26 сентября на Стефановской площади Сыктывкара.