Плакат – оружие тыла

Над ним в годы Великой Отечественной войны трудились и художники Коми республики

Пропаганду и агитацию недаром иногда называют третьим фронтом Великой Отечественной войны. Наряду с газетами и радио большая роль на этом фронте отводилась плакату. За время войны были созданы тысячи и тысячи агитационных плакатов, заполнявших улицы советских городов, доставлявшихся в воинские части. Над их созданием трудились не только художники Москвы и Ленинграда, но и очень многих провинциальных городов, союзных и автономных республик. «Шершавым языком плаката» поднимали дух земляков, призывали их к трудовым свершениям и художники Коми АССР. Образцы их военного творчества сохранились в фондах Национального музея Республики Коми.

С местным колоритом

Именно плакаты – по определению незатейливые, простые и понятные каждому, часто на коми языке, родном для большинства тогдашних жителей республики, создаваемые достаточно быстро и предусматривающие возможность тиражирования – были самым доступным средством агитации в военное время. Именно короткие и броские надписи на плакатах (сегодня их называют слоганами) предупреждали, напоминали, призывали, подбадривали людей, измученных тяготами и лишениями военного лихолетья. Они рождали в сознании людей гнев, ярость, ненависть по отношению к врагу, любовь к Родине и отчему дому, поднимали трудовой энтузиазм.

В архивах Национального музея Республики Коми хранится около двух десятков плакатов, созданных в Коми АССР в годы Великой Отечественной. Это работы местных художников Валентина Полякова и Виктора Постникова. Одна из них – плакат Постникова 1942 года «Учись воевать на лыжах» – экспонируется на выставке музея «Мы жили ожиданием Победы». Она открылась в июне и продлится до конца сентября. Остальные плакаты хранятся в запасниках музея и когда-нибудь тоже «выйдут» к посетителям экспозиций. Некоторые из них мы сегодня публикуем, причем часть плакатов публикуется впервые.

Плакат. Казалось бы, такая простая вещь – в нем, как правило, заложена одна мысль, призыв. Иногда текст даже отсутствует. И рисунок там предполагается тоже незатейливый и однозначный. Но и в таких скудноватых рамках, определенных самим жанром, художники Коми внесли в плакаты достаточно местного колорита. Конечно, есть и произведения, которые могли бы появиться в любом другом уголке тогдашней большой страны: про создание хлебного фонда, подписку на военный заем, участие в денежно-вещевой лотерее, выращивание телят, чтобы было больше мяса и масла… Но вот «воевать на лыжах», пилить и сплавлять лес – это яркие признаки специфики местности, где эти плакаты созданы. И кому, как не коренным северянам, уметь ценить и создавать теплую одежду и белье, валенки и тулупы – к пошиву и отправке на фронт теплых вещей призывают сразу несколько плакатов.

Надо сказать, что большинство местных художников в годы войны воевали на фронтах. Кто-то пошел бить врага, уже став частью художественного сообщества Коми АССР, кто-то ушел на войну со школьной скамьи, а рисовать стал уже в мирное время. В книге «Художники Республики Коми – участники Великой Отечественной войны», изданной в Сыктывкаре пять лет назад, подробно рассказано о 26-ти профессионалах карандаша и кисти и трех самодеятельных авторах – талантливых самоучках. Восемь из них не вернулись с фронта. Давайте и мы вспомним их имена: Николай Оплеснин, Николай Иконников, Амон Канев, Николай Цембер, Илья Полугрудов, Александр Потапов, Николай Панев, Алексей Уродов. «Скорее всего, это не полный список коми художников, погибших на фронтах Великой Отечественной – требуются дальнейшие поиски и исследования. В любом случае, утраты коми изобразительного искусства были значительны: в первые послевоенные годы в Союзе художников Коми АССР числилось всего пять местных художников. Трудно представить, насколько насыщенней была бы художественная жизнь республики и ее столицы, не потеряй она целую когорту творческой интеллигенции», – пишет автор, сотрудник Национальной галереи Республики Коми Надежда Беляева.

Валенвик и Ко

Но даже будучи обескровленнной, та самая творческая интеллигенция трудилась изо всех сил – что называется, и за себя, и за братьев-коллег, не доживших до Победы. Именно в годы войны образовался Союз художников Коми АССР. У его истоков стоял замечательный художник Валентин Поляков. Хотя судьба и творчество этого человека заслуживают, конечно, отдельного повествования, мы ограничимся кратким изложением его биографии.

Валентин Викторович Поляков родился 5 ноября 1905 года в селе Серегово в семье служащего лесозаготовительной конторы. Он стал первым коми художником, получившим профессиональное образование при советской власти. В 1928 году, окончив Ленинградский художественно-промышленный техникум, вернулся на родину. С этого времени и до своего ухода из жизни в феврале 1974 года все силы отдавал творческой, организаторской, педагогической и общественной деятельности.

Главным делом Полякова как художника была книжная и станковая графика. За 40 лет его работы заведующим художественным отделом в Коми книжном издательстве значительно выросла культура и полиграфическая база издательского дела. Поляков оформил сотни книг русской и зарубежной классики, лучшие произведения национальной коми литературы и фольклора. Много лет Валентин Викторович был и главным художником сатирического коми журнала «Чушканзi» (Оса), оставив там не менее богатое творческое наследие.

В 1940-е годы художник начал осваивать новые для него области станковой графики и живописи. С 1943-го по 1945 год ездил в Заполярье, результатом поездок стал цикл акварелей и рисунков пером и тушью «Новая Воркута». Как пишет сотрудник Национальной галереи РК Ольга Орлова, «хотя эти работы несут в себе черты репортажности и не являются примером высокой образности, они документально точны, по сути дела, это изобразительная летопись, дающая наглядное представление, как суровый необжитый край трудом людей превращается в крупный промышленный центр страны».

Валентин Поляков массу сил отдал педагогической деятельности, став учителем и наставником для целой плеяды молодых коми художников. В его кружках и студиях начальное художественное образование получили Михаил Безносов, Пантелеймон Митюшев, Василий Игнатов, Рем Ермолин, Станислав Торлопов, Энгельс Козлов, Сергей Добряков, Степан Холопов – впоследствии известные живописцы и графики. Был среди его воспитанников и еще один способный паренек – Коля Оплеснин, будущий Герой Советского Союза.

В.Поляков. Начало 1950-х гг.

Художники, стоявшие у истоков ССХ Коми АССР. П.Митюшев, В.Поляков, В.Постников, М.Безносов, Н.Жилин. 1948 г.

Рождение Союза

– В то время на местах создавались отделения Союза художников, а в Коми его долгое время не было, – рассказывает Надежда Беляева. – С одной стороны, у нас вообще было мало художников, с другой – очень многие из них ушли на войну. В начале войны в Коми остались только Валентин Поляков, Михаил Безносов – и, пожалуй, все. У Полякова была бронь от Союза художников, а Безносов был комиссован из-за несчастного случая, произошедшего в детстве. В 1941 году и позже тут появились новые художники: самостоятельно приехал Виктор Постников, были эвакуированы Георгий Стронк, Тамара Исакова, Екатерина Валева, театральный художник Василий Баусов и другие. В 1942-м вернулся на родину после учебы Николай Жилин. Они весьма активно включились в художественную жизнь Сыктывкара. И в 1942-43 годах стали идти письма из центра о создании отделения союза в Коми. Это было, прежде всего, по чисто коммерческой причине: с доходов художников надо было делать налоговые отчисления, а возложить это было не на кого. И художников добавилось. В итоге решили создавать местное отделение, и во многом это случилось благодаря Постникову – он приехал из Архангельской области, где был одним из организаторов и первых председателей архангельского союза художников, у него был опыт.

19 января 1943 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров Коми АССР «Об организации Союза советских художников в Коми АССР». Для этого утвердили оргбюро с председателем Поляковым и членами Безносовым и Стронком. Главной целью Союза было определено «объединение советских художников для активного участия своим творчеством в социалистическом строительстве и в осуществлении очередных задач партии и советской власти». А уже 4 декабря 1943-го вышло постановление Совета Народных Комиссаров Коми АССР «Об открытии в г. Сыктывкаре государственной картинной галереи Коми АССР». Впоследствии закрепилось название Художественный музей Коми АССР или Коми республиканский художественный музей. Он был создан, прежде всего, чтобы хранить и показывать работы художников Коми.

На выставках и в агитокнах

Своего здания у музея до 1947 года не было.

– Но первая сборная выставка, – продолжает Надежда Беляева, – открылась уже в ноябре 1942 года – к 25-летию Октябрьской революции. На ней были представлены 60 работ Полякова, Безносова, Постникова, Стронка, Жилина и театральных художников Баусова и Бармина. Всего в 1942-45 годах в Сыктывкаре прошло три выставки. Проходили они когда где: в краеведческом музее (ныне отдел истории Национального музея), в драмтеатре, в специально построенном павильоне около Кировского парка и даже леспромхозовском двухквартирном деревянном домике, привезенном из Княжпогоста и поставленном в том же парке около стадиона. Позже выставки стали проходить в шахматном павильоне Кировского парка.

На этих выставках были представлены эскизы, пейзажи, портреты, но основной темой стало отражение страниц Великой Отечественной войны. Одна из немногих дошедших до нас больших живописных работ с самой первой выставки – «Подвиг В. П. Кислякова» работы В. Постникова (1942). На ней запечатлен подвиг уроженца Усть-Цилемского района Василия Павловича Кислякова, за который тот получил звание Героя Советского Союза.

Были на той выставке широко представлены и плакаты. Делались они очень просто: вырезался трафарет, и по нему рисунок одним-двумя цветами набивался на нужное число листов. В Национальной галерее хранится два плаката Полякова: «Проведем сплав по-военному!» и «На фронте идет решительный бой!». Был на первой выставке его же лист «Теплые вещи – Красной армии». Также там были выставлены плакаты Стронка «Лыжи – оборонный спорт», «Кошмар Гитлера» и Безносова «Смерть гитлеровским детоубийцам».

– С самого начала войны в Сыктывкаре стали выпускаться так называемые агитокна – большие агитационные плакаты вывешивали на тумбах в людных местах. Выполнялись они от руки, иногда повторяя известные советские плакаты. Плакаты часто сопровождались текстами, сочиненными местными авторами – писателями, артистами. В создании агитокон участвовали все те же В. Поляков. В. Постников и М. Безносов. За полгода, с октября
1941-го по март 1942-го, было выпущено 21 окно, среди которых 17 – по рисункам местных художников. Среди них есть одно особо примечательное: на нем надпись «С новым 1942 годом – годом Победы!». Люди так ждали Победу и верили в нее, надеясь, что уже в 42-м война закончится, – рассказывает Н. Беляева.

Местные художники много сотрудничали с газетами: делали заставки, рисунки – тоже своего рода плакаты, только для газеты, призывая людей к подвигам, в том числе и в тылу.

В годы войны художники на Коми земле работали, не покладая рук. Один Поляков трудился одновременно на множестве фронтов. Прежде всего, он был организатором, редактором, руководителем – все, что происходило в эту трудную годину в художественной жизни Сыктывкара и республики, стало возможным благодаря его титаническим усилиям и энтузиазму. Творчески он мог работать буквально урывками. В 1946 году Валентин Поляков, Михаил Безносов, Виктор Постников и Николай Жилин были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.». А Поляков получил также звания Заслуженного деятеля искусств Коми АССР (1946) и Заслуженного художника РСФСР (1966).

Ирина САМАР

Фото из фондов Национального музея и Национальной галереи Республики Коми

Редакция благодарит за содействие в подготовке этого материала сотрудников Национального музея и Национальной галереи Республики Коми.