В театре им. Савина расскажут про жизнь и подвиг Николая Оплеснина

Сегодня и завтра в Академическом театре драмы им. В.Савина – премьера. 23 и 24 октября тут состоятся показы нового спектакля по пьесе Любови Терентьевой «Берега», посвященного памяти Героя Советского Союза Николая Оплеснина. Через образ и подвиг сыктывкарца, ставшего первым Героем Советского Союза Волховского фронта, создатели спектакля хотят передать состояние души человека на войне и собирательный образ героев той поры.

Пьесу «Берега» сыктывкарский драматург Любовь Терентьева написала еще в 1990-х годах: Николай Оплеснин с 6-го класса школы был ее любимым героем Советского Союза, она много знала о нем и его подвиге. В сентябре 1941 года дивизия, в которой служил Николай, попала в окружение. Как командиру разведроты, Оплеснину было поручено связаться с частями Красной Армии. Выполняя приказ, он с большим риском для жизни прошел сквозь боевые порядки противника, трижды переплывал холодную реку Волхов. При его активнейшем участии дивизия вырвалась из вражеского кольца, форсировала Волхов и соединилась с войсками армии.

За образцовое выполнение задания командования 27 декабря 1941 года Николаю Васильевичу Оплеснину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», он стал первым Героем Советского Союза на Волховском фронте. Николай Оплеснин погиб19 марта1942 года при подготовке боевой операции в районе города Чудова Новгородской области. Его именем названы улицы в городах и районах Республики Коми, а также средняя школа в Сыктывдинском районе Коми (герой – уроженец села Выльгорт этого района).

Когда в 2015 году – в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и Год литературы – Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми решил провести республиканский конкурс пьес на патриотическую тему Куслытӧм би» (Вечный огонь), Любовь Терентьева подготовила новую редакцию пьесы «Берега» и отправила на конкурс. Он проводился под руководством Национального музыкально-драматического театра Коми совместно с Союзом писателей Республики Коми, Республиканским Домом творчества и журналом «Арт». На конкурс поступило несколько пьес, «Берега» была признана лучшей из них.

В Академическом театре драмы им. В.Савина уже ставились в разные годы пьесы Л.Терентьевой «Двое в отсутствии третьего», «Эдит», «Птичка» и две новогодних сказки. В 2020 году, в преддверии 75-летия Победы, в театре решили поставить «Берега». Режиссёром стал Борис Лагода, художником – Эрих Вильсон, хореографом – Нелли Дашевская из Саратова. Работа над спектаклем началась в марте, премьера должна была состояться 7 мая. Но COVID-19 внес коррективы во все планы…

Накануне праздника 9 мая, 75-летия Великой Победы, Борис Лагода записал видео, в котором рассказал о спектакле и о том, что вдохновляло в работе над ним.

А выпуск спектакля в итоге был перенесен на октябрь.

— Может, в какой-то степени и хорошо, что премьера пройдет сейчас, – поделился своими мыслями Б.Лагода в ходе пресс-конференции накануне премьеры. – Ведь свой подвиг Николай Оплеснин совершил именно в октябре, 79 лет назад.

Отвечая на вопросы журналистов, что в постановке правда, а что – художественные подробности, авторы постановки предложили воспринимать ее не как документальное повествование о конкретном человеке. Николай Оплеснин, показанный в спектакле – скорее, собирательный образ героев того времени.

– Тогда было много ребят, которые, исходя из обстоятельств, становились героями, – отметил исполнитель главной роли Владимир Рочев. – Этот спектакль – посвящение всем участникам Великой Отечественной войны.

К слову, роль конкретного исторического персонажа – не первая в творческой биографии Владимира. В последние годы он сыграл и Виктора Савина, и Питирима Сорокина.

– Всегда трудно ставить биографические спектакли. Есть много работ, посвященных выдающимся деятелям коми земли. Это и вечер памяти Аврамова, и «Хроники Савина», и «Питирим Сорокин». Задача театра – сделать следующий спектакль не похожим на предыдущие работы. В спектакле «Берега» мы не пытались подробно окунуться в характеристику конкретного человека. На войне бывали десятки эпизодов, когда обычные маленькие люди совершали невероятные вещи… Героев было много, но Оплеснин был одним из первых. И, думаю, именно он послужил одним из прототипов собирательного образа Василия Теркина у Твардовского, помните: «Переправа, переправа…».

Художнику-постановщику Эриху Вильсону предстояло продумать декорации так, чтобы показать четыре места действия, которые могли бы меняться легко и быстро. Решением стала единая модульная конструкция, которая переносит зрителя из одного места и времени в другое в считанные секунды. Особая гордость создателей спектакля – костюмы. Они точно соответствуют эпохе 1936 и 1941 годов – временам действия пьесы.

— Во время пандемии все сидели по домам и стали больше заходить на сайты разных театров, — поведал Э.Вильсон. – В тот период мне позвонил один народный артист России из Средней полосы и поблагодарил за наш военный спектакль «Небесный тихоход» — честный по костюмам, как он отметил. Потому что сейчас стало модно делать не как было на самом деле, а «рядышком», «а ля». А наши военные костюмы – «честные»: и в «Небесном тихоходе», отрывки из которого посмотрел тот артист, и в «Берегах». Все они сшиты в нашей пошивочной мастерской, мы заказывали отдельно только фуражки и награды.

Появится в спектакле и настоящая деревянная детская коляска, которые были в ходу до войны. В городе таких раритетов, к сожалению, не сохранилось, поэтому в бутафорской мастерской театра изготовили точную копию.

Также своим видением пьесы поделилась художница Нина Елина. По предложению Э.Вильсона она нарисовала свои иллюстрации к пьесе. Эти 7 работ сейчас вывешены в фойе театра. «У нас есть задумка издать книгу, куда бы вошла пьеса «Берега», эскизы декораций и костюмов к этому спектаклю, а также иллюстрации к пьесе Нины Елиной», — сообщил журналистам Эрих Эрвинович.

По словам хореографа-постановщика спектакля Нелли Дашевской, в спектакле очень интересное музыкальное оформление, а что касается пластики – будут и соло, и дуэты, и общие танцы. Но это будет не хореография, а танец души, и для этого хореограф использует сочетание традиционного и современного языков танца, чтобы спектакль был понятен и близок зрителям всех поколений.

Директор театра Михаил Матвеев пообещал, что на спектакль обязательно пригласят родственников Николая Оплеснина. И напомнил, что в театре строго соблюдаются противоэпидемиологические меры безопасности: зрители на протяжении всего пребывания в театре должны быть в защитных масках. Кроме того, во всех помещениях театра будут работать обеззараживающие установки.

Ирина Самар

Фото автора (с репетиции)