Всмотреться и читать

Национальный музей Коми представил выставку, посвященную Тамаре Петкевич

В марте нынешнего года отмечалось 100-летие со дня рождения Тамары Владиславовны Петкевич (1920-2017). Из-за пандемии коронавируса массовые мероприятия тогда были повсеместно отменены, и выставку открыли в октябре – в канун Дня памяти жертв политических репрессий. Называется выставка «Жизнь – сапожок непарный» – так же, как и знаменитая книга воспоминаний Тамары Петкевич.

Книга петербургской писательницы, артистки, театроведа Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный» вышла в 1993 году и сразу же завоевала сердца читателей. Многие, даже будучи знакомы с мемуарной лагерной прозой, испытали буквально шок – настолько откровенно, исповедально, талантливо поведала Тамара Петкевич о своей удивительной судьбе. Кто-то даже написал, что с тех пор мир разделился на людей, читавших и не читавших эту книгу.

Самые трагические страницы судьбы и книги Тамары Петкевич связаны с нашей республикой. В Севжелдорлаге она провела около 7 лет – с 1943 по 1950 годы. О женских судьбах в лагерях на территории Коми есть немало воспоминаний – Елены Марковой, Адды Войтоловской, Хеллы Фришер… Это бесценные свидетельства о том, что творилось в годы террора в чекистских застенках и за колючей проволокой северных лагерей. «Жизнь – сапожок непарный» – о том же, и все-таки еще и о другом. Любовь, Смерть, Материнство, Дружба и даже Предательство – все в этой книге с большой буквы, все выходит за пределы того мрачного мира, в котором по воле безжалостного, кровавого режима оказалась молодая, красивая Женщина. Можно, наверное, применить к Тамаре Петкевич знаменитую фразу Гейне – «трещина мира» действительно прошла через ее сердце.

В «Сапожке» есть эпизод, когда Тамару Петкевич, совсем молодую, но уже измученную допросами, тюрьмой и жутким существованием в уродливом киргизском лагпункте, ведут по этапу в другой лагерь: «В том ночном этапе из Джангиджира во мне проснулась не то фантазия, не то далекая надежда: «Когда-нибудь, но я все расскажу, как сейчас еще и самой себе не умею. Может быть, ребенку, Человеку, который услышит меня. Может, еще и еще кому-то, но непременно поведаю об увиденном и пережитом».

Тамара Петкевич у могилы Николая Теслика. Емва, 1996 г.

Спустя годы, в 1960-е, неглушимая душевная боль от всего пережитого благодаря удивительной памяти и неожиданному писательскому таланту выплеснулась на страницы книги.

Сегодня в Национальном музее Коми можно увидеть несколько личных вещей Тамары Петкевич, а главное – редкие фотографии, связанные с теми местами и людьми, о которых она рассказала в своих воспоминаниях. Эти увеличенные до стендового формата архивные снимки словно приглашают сначала всмотреться, а потом взять в руки «Сапожок непарный» и еще раз вчитаться в эту страшную и светлую книгу.

Вот фото уже пожилой Тамары Владиславовны Петкевич у могилы своего возлюбленного, ее Колюшки – Николая Даниловича Теслика. Дорогое, святое для нее место Тамара Петкевич после долгих лет посетила на кладбище в Емве в 1996 году. С Николаем Тесликом – фронтовиком, узником фашистских, а потом и советских лагерей – она встретилась, когда он был крепостным актером в агитбригаде ТЭК – Театрально-эстрадного коллектива Севжелдорлага в Княжпогосте. Их любовь вспыхнула так же внезапно и мгновенно, как у булгаковских Мастера и Маргариты. Только не в тихом московском переулке, а за колючей проволокой, на центральном ОЛПе железнодорожного лагеря. И так же, как булгаковским героям, Тамаре и Николаю не суждено было жить вместе на этой земле. Страницы, посвященные их лагерному роману, этой любви в аду, – пожалуй, самые пронзительные в «Сапожке».

Из архивно-следственного дела. 1943 г.

Александр Осипович Гавронский. 1950-е гг.

Еще один страшный удар, который нанес Тамаре Петкевич неумолимый рок, связан с фотографией, где запечатлен одетый в добротное пальто, представительный мужчина с ребенком на руках. Это врач Флориан Яковлевич Захаров. В книге он «зашифрован» как Филипп Бахарев. Вольнонаемный лагерный врач, Бахарев-Захаров спас жизнь Тамаре Петкевич, добился перевода в лазарет, когда она погибала от цинги и непосильного труда на лесоповале, в лагерной колонне с издевательски-ласковым названием Светик. Выходил, устроил медсестрой. От него Тамара родила сына, того самого ребенка на руках у отца. В книге сын назван Юрой, в жизни – Ольдиком, Олегом. Маленького сына, появившегося на совсем не белый свет в лагерном «роддоме», заключенная Тамара Петкевич отдала на воспитание вольнонаемному отцу – с обещанием вернуть после ее освобождения. Но Флориан Захаров так и не отдал сына, долгие годы прятал его от матери. Разлука с сыном была для Тамары Петкевич тяжелой душевной ношей всю жизнь. Олег, даже узнав из книги о судьбе матери, так и не стал ей близким человеком…

С Николаем Тесликом незадолго до освобождения Тамары. 1949 г.

Флориан Захаров с сыном. Конец 1940-х – начало 1950-х гг.

На другом снимке – пожилой человек с «профессорской» бородкой и печальными, умными глазами. Это заключенный Александр Осипович Гавронский, режиссер того самого ТЭК, в котором играли в лагерных спектаклях Тамара Петкевич и Николай Теслик. Образованнейший человек, театральный и кинорежиссер, философ, он был для Тамары Петкевич ее опорой и главным Учителем – на сцене и в жизни. В «Сапожке» есть немало страниц, посвященных этому интересному во всех отношениях человеку. После освобождения Тамара Петкевич сохранила письма Гавронского и уже под конец жизни опубликовала отдельной книгой – «Шепот пепла».

В книге «Жизнь – сапожок непарный» (а ведь есть еще и продолжение, «На фоне звезд и страха») она рассказала о своей судьбе с такой силой, что всякий пересказ будет лишь убогой попыткой. Как можно пересказать исповедь? Как-то встретил в интернете недоуменное высказывание: почему «Сапожок непарный» не включают в школьную программу? Не знаю, надо ли непременно в программу. Но прочитать эту книгу – в юном ли возрасте или в зрелом – надо любому человеку, если он, конечно, хочет понять то время, в котором жила, преодолевая немыслимые испытания, Тамара Петкевич.

Евгений ХЛЫБОВ

Выставка «Жизнь – сапожок непарный» подготовлена при поддержке Коми республиканского благотворительного общественного фонда жертв политических репрессий «Покаяние», на основе коллекций Музея истории города Микунь, Литературно-театрального музея имени Н. М. Дьяконова, Княжпогостского районного историко-краеведческого музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (г. Санкт-Петербург). Выставка будет работать в Национальном музее Республики Коми до 13 декабря.