Школа для созидателей

В Центре семейных инициатив «Преобразование» уходят от шаблонов традиционной педагогики

Задача этой частной школы в селе Выльгорт – раскрыть ребенка. Кто-то раскрывается раньше, есть и «крепкие орешки» – особенно среди тех, кто уже ходил в обычную общеобразовательную школу. Создатель школы Станислав Кызьюров в шутку называет свой метод «Программой компенсации вреда школьной системы». Своими взглядами на детство, воспитание и образование он поделился с «Регионом».

Утро со свечами

Свечи в Центре семейных инициатив «Преобразование» зажигаются по утрам. Ровно в 8.30, за исключением выходных. Учебный день тут начинается со «свечки». Многим рожденным в СССР это понятие хорошо знакомо. Родом оно из Коммунарского движения, воспитавшего тысячи лидеров по всей стране. Станислав Кызьюров, основатель Центра – тоже оттуда.

Сегодня на «свечке» в маленьком центре-школе три темы. У малышей – музыка: утреннее пение помогает проснуться и настроиться на творческий лад. У начальной школы на «свечке» бывают и взрослые темы. Например, в один из понедельников – традиционно походный день – третьеклашки знакомились с творчеством Гете. Причем тут Гете? При том, что во время дальних прогулок он собирал семена, а потом высаживал их вдоль тропинок. Вспомнили историю – отправились в поход. Так малыши знакомятся с Гете, чтобы в старших классах, когда его творчество проходят по программе, встретиться с ним как со старым знакомым.

Среднее звено на сегодняшней «свечке» говорит об отношении к собакам: вчера у Центра бегал пес с обрывком цепи на шее, дети много спорили, откуда он взялся и что с ним делать. У старших – разговор о Чехове, обсуждают рассказ «Ушла». «Не представляю, чтобы мой папа так общался с мамой», – говорит восьмиклассница о героях рассказа. Чехов, как и Пушкин, Толстой, Уайльд, для них не «классики с портретов», а авторы, пишущие на близкие им темы. Именно такой подход практикуют в этой школе: в центре любой учебы – человек, а главное в образовании – не программа, а ребенок, сначала открывающий, а потом преобразующий мир.

– Сегодня люди делятся на две большие категории: потребители – большая часть человечества, и созидатели – их меньшинство, и наше общество явно страдает от этого дисбаланса, – объясняет создатель Центра, который дети называют попросту «школой», Станислав Кызьюров. – Изначально идея нашего центра заключалась в создании условий для тех, кто хочет и может творить. Потребители делают упрощенный выбор. Созидатели сталкиваются со всеми сложностями мира. Как отличить в этом мире доброе от злого, красивое от некрасивого, ложь от правды? Наша школа создана для того, чтобы развивать в ребенке невидимое, раскрывать в нем все лучшее.

Вначале был ребенок

У гуманитария, как сам он называет себя, Станислава Кызьюрова особый талант – объединять и «заряжать» людей. Вот и в Печоре в конце 1980-х он объединил комсомольских лидеров, сумел проявить их творческий потенциал и создал мощное коммунарское движение. На закате советской эры комсомольская жизнь в Печоре била ключом, во многом благодаря Станиславу, а его путь к созданию уникального образовательного центра был долгим и ярким. За плечами у него – аграрный факультет Тимирязевки, горком комсомола, второе высшее образование, преподавательская работа, психологические консультации, директорство в детском доме, развитие рыбоводства, проведение тренингов личностного роста, создание общественной организации «Живая педагогика» и разновозрастных групп в детских садах… Попробовав себя в самых разных сферах, он, наконец, вернулся к тому, с чего начал: к объединению талантливых людей вокруг нетривиальной идеи.

Однажды Станислава уговорили позаниматься с десятилетним мальчиком. Родители попросили «научить его всему». В качестве эксперимента они не отдали сына в школу и ждали, что все в нем вдруг «проснется» само. Оно и проснулось, но после появления в его жизни Станислава, этакого «гувернера XXI века». За полтора года он подтянул своего первого ученика до уровня пятиклассника, убедился, что при правильном подходе за короткое время можно осваивать огромные массивы информации и… открыл свою школу, где мальчик и продолжил учиться. Теперь это самодостаточный взрослый человек, получающий высшее образование, виртуозно играющий на гитаре и сам воспитывающий детей. Среди следующих выпускников Кызьюрова – золотая медалистка и успешные студенты вузов.

Сегодня Центр «Преобразование» – это два учебных корпуса в селе Выльгорт с большими окнами и территорией для игр и занятий физкультурой. Классы – на обоих этажах. Еще одна «учебная усадьба» Центра расположена на родине его основателя – в деревне Мельничный Ыб Усть-Вымского района.

Прихожая, столовая с огромным аквариумом, учительская, большой зал и коридоры с уютными закуточками, где можно спрятаться. И везде книги, книги, книги – тысячи томов классики и современной литературы. Вместе с фортепиано, гитарами, географическими картами, детскими рисунками и фото учителей в детстве это создает атмосферу дома, где не учатся, а живут. Так оно и происходит. Но к «свободному воспитанию» тут относятся отрицательно. В Центре нет вседозволенности, как нет и запретов, за исключением гаджетов в течение учебного дня и нецензурных слов. И есть правила, с которыми прежде всего знакомят родителей, решивших отдать сюда детей.

Кто учится в «Преобразовании»? Ученики, официально находящиеся на семейном обучении. С 1992 года в законе «Об образовании» прописано, что способ обучения – в школе или дома – родители выбирают сами. Как они будут учить ребенка: самостоятельно, с помощью гувернеров, репетиторов или образовательных центров – их выбор. Главное, время от времени аттестовать «домашних» учеников в образовательной организации, к которой они прикреплены. Можно закончить школу быстрее, можно идти в ногу с программой, можно самому устраивать себе каникулы и контрольные.

Воспитанники Центра «Преобразование» делятся на несколько категорий. Это ученики, родители которых категорически не хотят связываться с современной системой общеобразовательной школы. Дети, которые столкнулись в школе с серьезными проблемами: непониманием педагогов, буллингом, несовпадением темпов обучения. Дети, которые просто плохо приживаются в школьном коллективе. Правда, встречаются и родители, которые с помощью «Преобразования» хотят воспитать «гениальную» личность.

– Таких я сразу предупреждаю: у нас нет такой цели. У нас упор на развитие способностей, из которых естественным образом вытекают знания. Мы растим не гениев, а личностей, – подчеркивает создатель Центра. – Хотя, среди них вполне могут оказаться гении. Прежде всего, мы должны пробуждать страсть к познанию мира. Да, у нас культ книги, но мы не обкладываемся школьными учебниками. Книга – это инструмент воспитания универсального человека. Природа сложней знаний, которые ветшают со временем. Но родители нетерпеливы: им скорее надо, чтобы ребенок начал писать, читать, слагать логарифмы и побеждать в олимпиадах. Если ребенок интеллектуально не задавлен, если его не коснулось «раннее развитие», к которому сейчас все стремятся, то все проявится в свое время. Возможно, и гениальность.

ЕГЭ не самоцель

В Центре учатся дети с 1 по 11 класс. В первом – семь учеников, в одиннадцатом – двое: родители привели их сюда с конкретной целью – подготовить к сдаче ЕГЭ. В отличие от обычной школы, подготовка к финальному экзамену в «Преобразовании» начинается в конце зимы, но, по сути, идет с самого начала обучения.

– Практика показывает, что чем меньше мы делаем упор на финальное испытание, тем успешнее дети сдают экзамены, – говорит Станислав Кызьюров.

Дети легко готовятся к экзамену, легко учатся – так же, как когда-то играли.

– Надо уходить от интеллектуального образования к художественному. Тогда мы откроем такие резервы в ребенке, о которых ни школа, ни родители даже не догадываются. Интерес и вдохновение делают ребенка существом, которое никогда не устает. Ведь ребенок никогда не устает играть, это бесконечный процесс. Если мы будем опираться на ритмическую систему, он и учиться так же сможет – не уставая, – объясняет Кызьюров. – Малышам хочется бегать? Не надо усаживать их насильно за основы математики. Пусть учатся двигаясь. Интеллект в этом возрасте формирует движение, а не прямое воздействие на мозг ребенка. Ему сложно усидеть за партой, поэтому и в Центре учитель может вести урок сидя на полу или расположившись под деревом. Мы исходим из антропологии. Наши учителя понимают, что есть содержание воли, мышления и чувствования. А вот родители не всегда понимают ребенка. Мышление ребенка идет от конечностей, жестов, беготни и с возрастом постепенно уходит в речевые структуры. Поэтому не надо его торопить. Пусть носится. Не может он в 8 – 10 лет ориентироваться в мире искусства, литературы, музыки. И не должен! Дайте ему нагрузку, сообразную его возрасту.

Примеров такого последовательного развития учеников в «Преобразовании» – масса. Из играющих малышей вырастают вдумчивые подростки, перескакивающие через класс и рвущиеся на уроки в старшие классы. Познавательный интерес сохраняется у них вплоть до выпускных экзаменов.

Есть и еще одно принципиальное отличие «Преобразования» от обычной школы. Тут уважают труд, детский в том числе. Поэтому территория у одного из корпусов Центра отведена под мастерские, которые появятся уже в ближайшее время.

– Пекарня, швейный цех, столярная мастерская, возможно, керамическая, – перечисляет Станислав и рассказывает, как летом ученики заготавливают сено для питомцев конного центра «Аврора», ловко управляются с литовкой, помогают в строительстве, зимой расчищают территорию от снега и вряд ли пройдут мимо брошенного на пол фантика. – В основе преобразования личности – труд.

 

Новая старая школа

«Хорошо забытое старое» – это про центр «Преобразование». Принципы, заложенные в основу его методики, родились сто лет назад в Германии. Табачная фабрика в местечке «Вальдорф-Астория» близ Штутгардта стала источником распространения «революционных» идей в образовании. К философу и педагогу, крупнейшему исследователю Гете Рудольфу Штейнеру обратился один из руководителей фабрики с просьбой «одухотворить» образование детей работников фабрики. Неожиданная просьба послужила толчком к созданию принципиально новой школы. Под руководством Штейнера была создана школа, где в центре стояли воспитание свободной личности, приоритет искусства, опора на антропологию взрослеющего человека с ориентацией на духовное и душевное, а не на рациональное и телесное.

Сейчас в Германии более двухсот вальдорфских школ. В России – несколько десятков. За обменом опытом в Выльгорт приезжают коллеги со всей страны. Однако самой большой проблемой в преподавании Станислав Кызьюров считает «зашколенность» учеников и учителей.

– Школьной системы в нас самих очень много. Изжить ее невозможно. И родители, и учителя, которые понимают все ее недостатки, находятся в процессе ее изживания. «Зашколенного» ученика выправить можно, «зашколенного» учителя – очень сложно, – говорит он. – Поэтому не все учителя нам подходят. Можно иметь золотую медаль и красный диплом, но не найти путь к сердцу ребенка – этому ведь не учат в вузах. Наш коллектив прошел огромный путь и способен решать сложнейшие задачи. Это очень сильная команда.

Попасть на работу в Центр, где нет ни бумажных отчетов, ни лишней писанины, отвлекающей от общения с ребенком, непросто, как и непросто подобрать «своего» человека в команду:

– Учительский труд очень ценится, а хорошего учителя еще поискать. Они есть, но где взять нужного? Главное – совпасть по взглядам на воспитание, жизненные ценности. Если кандидат считает себя сформировавшейся личностью, скорее всего, он не пройдет отбор к нам.

Сейчас в команде специалисты по всем предметам, универсалы с особым душевным складом. Среди них «соратники» по организации «Живая педагогика», действовавшей в Сыктывкаре с 1999 года. Кто-то пришел по рекомендации, а одна из учительниц – вслед за своей ученицей. И это единственный случай, когда на работу в Центр был принят школьный педагог…

Полина РОМАНОВА

Фото Дмитрия ГРИШИНА

и из архива Центра «Преобразование»

 

Правила школы от «Преобразования»

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.