Креативные индустрии

развиваются в Коми благодаря новой общественной организации

Если позавчера дети хотели стать космонавтами и сталеварами, вчера – банкирами и юристами, то сегодня – дизайнерами. Скорее всего, и завтра продвинутая молодежь будет стремиться в профессию, преобразующую реальность, в том числе и виртуальную. О перспективах профессии и новой организации, объединившей дизайнеров и не только, «Региону» рассказал президент Ассоциации «Креативные индустрии Республики Коми», директор Колледжа искусств РК Степан Кубик.

Из студентов – в мастера

Можно ли научиться владеть электронным пером так же, как гусиным? Можно, уверен Степан Кубик. Если у ребенка есть творческое начало и математический склад ума, он сможет достичь в дизайне огромных успехов. Этому учат в республиканском Колледже искусств.

– Начинаем мы с азов – живопись, рисунок, композиция. Это база. Дальше идут навыки граф-дизайна, создания фирменного стиля, оформления фирменной документации и условий его использования. Создание плаката, афиши, открытки, рекламной листовки. Промдизайн, макетирование, архитектура, создание интерьеров, основа ландшафта, анимация, – перечисляет Степан Кубик. – Тут мы уходим от классики и изучаем программы, которые занимаются разверсткой. Автоматизация процессов. Но это не отменяет качество ручного труда.

Дизайнер, создавая эскиз, должен понимать, из какого материала будет сделан предмет, как он себя ведет при температурных нагрузках, при ветре, при давлении, поэтому современный специалист должен владеть базовыми инженерными навыками.

– Даже табуретка – это не просто форма, а ряд конструктивных элементов, имеющих свои сопряжения, – поясняет Степан. – Может, ты никогда не будешь делать табуретки, но понимать, как она сделана, должен. Начинающие дизайнеры страдают тем, что пока мало владеют этими навыками. Да, есть компьютерные программы – бери и делай, но если ты хочешь создать что-то свое, программы не помогут, нужны первичные навыки. Нужна новая форма, эргономика. Даже создавая что-то привычное, дизайнер должен делать это удобнее. В Коми у нас не так много областей применения промдизайна, но зато есть огромный рынок деревообработки и, возможно, у нас родится со временем своя «Икея». Это вопрос отчасти философский – но были бы профессионалы.

В колледже готовят именно их, причем учат студентов настоящие мастера, универсалы, привлеченные директором к преподавательской деятельности. В этом году, например, среди преподавателей новый специалист, выпускник колледжа Дмитрий Ларин и предприниматель, создатель бренда «Город на Сысоле» Екатерина Шеффер.

Есть идея

Несмотря на то, что дизайнерский рынок в стране перенасыщен, коллеги Степана Кубика способны вырастить конкурентоспособных специалистов. Дизайнеры из Коми чувствуют себя на российском рынке как рыбы в воде. И не только за счет высокого уровня подготовки, но и благодаря коллаборации, родившейся полгода назад.

А началось все с поездки делегации Коми в Санкт-Петербург в 2006 году для знакомства с креативными кластерами. Почему бы не создать такой кластер на родине, подумал молодой дизайнер Кубик. Благодаря реализации множества масштабных проектов в Коми команда его партнеров расширялась, и у каждого были свои идеи.

В сентябре 2019 года в Финно-угорском этнопарке состоялся проект «Забытые ремесла», где творческое сообщество и потенциальные партнеры могли познакомиться с креативными индустриями региона. Тогда же зародилась идея организовать встречу креативного бизнес-сообщества Сыктывкара.

Судьбоносная встреча

Встреча состоялась 14 марта 2020 года: в продолжение III Северного культурного форума произошла встреча предпринимателей и энтузиастов области креативных индустрий с президентом Центра творческих индустрий, продюсером из Санкт-Петербурга Дмитрием Мильковым. Разговаривали, думали, спорили, рассуждали об объединении представителей креативных индустрий в сообщество. В результате этой встречи спустя неделю было подписано соглашение о создании Ассоциации «Креативные индустрии РК».

Сегодня в ассоциации около двух десятков профессионалов, за которыми стоят их собственные команды и фирмы. Президент новой организации – Степан Кубик, вице-президенты – Иван Токмаков и Сергей Кияшко. Ассоциация объединила вокруг себя не только дизайнеров, но и режиссеров, хореографов, мебельщиков, строителей, инженеров, архитекторов, SMM-щиков, специалистов IT индустрии и других.

– По сути, это глобальная инвентаризация профессии, – объясняет Степан Кубик. – В нее входят партнеры, которые тебя никогда не подведут. Когда ты берешь очень сложный проект с рискованными сроками реализации, градус ответственности повышается. Когда ты идешь на встречу с заказчиком, сфера деятельности которого выходит далеко за пределы твоей компетенции, а тебе нужно сформулировать успешное коммерческое и проектное предложение, то благодаря ассоциации ты можешь создать рабочую группу, которая за полчаса выдаст уникальный проект. Командное пакетное предложение отправляется на конкурс – и выигрывает. Каждый из партнеров получает свой заказ. Таким образом, ты тратишь полчаса времени, но расширяешь пул заказчиков. «Многорукое-многоголовое» креативное начало возможно только в такой коллаборации, как наша.

Чтобы партнерам и заказчикам проще было найти специалистов, ВКонтакте создана группа ассоциации. В ней – портфолио каждого участника, миссия организации и предложения к сотрудничеству.

В результате встречи с Дмитрием Мильковым в марте 2020 года в Сыктывкаре и оформилась идея создания Ассоциации «Креативные индустрии Республики Коми».

На благо республики

«Игра в открытую», когда профессионал не тащит одеяло на себя, а привлекает партнеров, делится идеями и ресурсами, позволяет углублять и расширять деятельность и в итоге монетизировать социальную ответственность креативного бизнеса.

– Глупо скрывать свои технологии и работать в замкнутом пространстве. В нашем мире любые технологии рано или поздно становятся открытыми. Мы с коллегами уже неоднократно убеждались: когда мы предполагаем некую коммерчески выгодную идею, но она по каким-то причинам останавливается, через несколько месяцев мы видим ее на рынке России уже реализованной, хотя нам тогда казалось, что никто, кроме нас, такое не придумает. Современный предприниматель понимает, что если он не будет входить в нестандартные ситуации, то это будет ограничивать его развитие, – рассуждает президент ассоциации.

Команда ассоциации вполне может конкурировать и с другими регионами. Но Степан Кубик подчеркивает, что партнеры объединялись для того, чтобы трудиться на развитие родного региона:

– Образ Республики Коми должны создавать люди, которые ею болеют и которые в ней живут. Как бы пафосно это ни звучало, местные предприниматели понимают вне зависимости от их патриотических склонностей, что благополучие вокруг них – это благополучие их республики. Отток профессионалов из Коми так или иначе связан с их доходами.

Для студентов Колледжа искусств – кузницы кадров будущего – в создании отраслевого союза также есть вполне конкретный смысл: выход в мир профессионалов и участие в серьезных перспективных проектах.

Члены ассоциации уже предложили целый ряд проектов в рамках 100-летия республики министру культуры, туризма и архивного дела Сергею Емельянову.

– Впереди много работы и вопросов, мы в начале нашего пути и вместе будем шагать вперед, – говорит Степан Кубик. – Мы хотим быть полезны Республике Коми и формировать будущую творческую среду.

Полина РОМАНОВА

Фото из архива Степана Кубика