Начало века, коми крестьяне. Сергей Сергель

[ads_color_box color_background=»#7A231C» color_text=»#ffffff»]В новом проекте «Запечатлевшие время» наш журнал знакомит вас с наследием известных и не очень фотографов, фотокорреспондентов республиканских и центральных изданий, в разное время – от дореволюционного до наших дней – снимавших жизнь региона, его людей, его достижения и беды.
Проект «Запечатлевшие время» реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.[/ads_color_box]

 

 

[ads_color_box color_background=»#d4c8c3″ color_text=»#444″]В прошлом номере журнала в проекте «Запечатлевшие время» мы познакомили вас с судьбой и наследием первого усть-сысольского фотографа Платона Филитеровича Кулакова, чьи снимки в основном посвящены жителям уездного города конца XIX – начала XX веков. К началу прошлого века относятся и фотографии, сделанные Сергеем Ивановичем Сергелем. На них запечатлена жизнь другого, самого многочисленного в то время сословия в крае – коми крестьян.[/ads_color_box]


Сергей Сергель. 1904 г.

[ads_dropcap]П[/ads_dropcap]о данным переписи 1897 года, 96,8 процента населения Коми края проживало в сельской местности и только 3,2 процента — в городе. Так что абсолютное большинство жителей края в начале ХХ века были крестьянами. Но если в центральных губерниях России основным занятием крестьян было земледелие, то на Севере, в Зырянском крае дело обстояло иначе. Природные и климатические условия, недостаток удобных и плодородных участков земли не способствовали сельхозпроизводству. «Понятно, что земледелие не процветает у зырян, – писал в 1883 году вологодский литератор и краевед Александр Круглов. – А где и занимаются земледелием, так труды плохо, а иногда и вовсе не вознаграждаются. Недостаток в хлебе почти постоянный». В самом начале ХХ века картина не менялась. Крестьянский общинный уклад, агротехника и сельхозинвентарь оставались все те же. Даже вошедший в обиход русских земледельцев железный плуг был редкостью в Коми крае. Таковых было, например, в 1910 году всего 15 штук на 30 тысяч сох, которыми привычно обрабатывали землю зыряне.

В общем, уровень развития земледелия в крае обеспечивал потребности населения в хлебе примерно на 25-30 процентов. Остальной хлеб был привозной, часто в коми селах использовали различную суррогатную муку. При этом нельзя сказать, что население края даже в неурожайные годы испытывало смертельный голод. В своих хозяйствах зыряне держали, как правило, много скота. Подспорьем в значительной степени служили традиционные охота и рыболовство, собирательство да отхожие промыслы.

[ads_dropcap]В[/ads_dropcap]от этот крестьянский мир коми глубинки и запечатлел на своих фотографиях Сергей Сергель. В 1906 году он, будучи студентом Петербургского университета, по заданию Этнографического отдела Русского музея пробыл несколько месяцев в районе верхней Вычегды, в Помоздинской волости Усть-Сысольского уезда. За это время Сергель сделал более 200 фотографий, запечатлев местных жителей, их быт и занятия, постройки, инвентарь и домашнюю утварь. Большинство снимков сделаны в селении Бадь-иоль (ныне эта деревня называется Бадьельск) в нескольких километрах от села Помоздино. Это место как «типичную зырянскую деревню» для своих наблюдений Сергель выбрал по совету помоздинского учителя. «Бадь-иоль оказалась деревней средних размеров, в которой насчитывалось около сотни домов. Она расположилась на высоком взгорке, опоясанном кольцом полей. За полями синела кайма лесов», – описывал позже Сергель место своей экспедиции.

В одном из домов Сергелю предоставили «летнюю половину дома, полное питание и постель за семь рублей в месяц». Во время двухмесячного пребывания в Бадь-иоле молодого этнографа интересовала каждая деталь. Он скрупулезно фиксировал на фотокамеру и в дневнике все, что видел и слышал от местных жителей, осиливая незнакомый коми язык. Наблюдал за работой бадьиольцев в поле, на сенокосе, в лесу, поднимался на лодке по речке Воль и жил вместе с местным охотником в его избушке, изучая «особенности национальной охоты».

Важной частью его фотоколлекции стала целая галерея портретов местных жителей. Посмотрите на их лица, они точно отражают вывод самого Сергеля: «За жизнь здесь приходится вести упорную и суровую борьбу». Отмечая, что «своими физическими чертами многие зыряне мало отличаются от русских», Сергель писал: «Очень сближает зырян с русскими костюм, целиком взятый от последних. Русские рубахи, сарафаны и даже пиджаки и кофточки носятся повсеместно». Однако от взгляда исследователя не ускользают и «кой-какие остатки национального костюма». Это «шерстяные чулки, одеваемые поверх штанов и подымающиеся до колен», «вязаные разноцветные рукавицы», а также «кэты» – мужская кожаная обувь «вроде туфель». На одном из известных снимков Сергеля мы видим и молодого охотника в своеобразном кожаном жилете, который местные называли «лаз». Сейчас более распространенное коми название этой охотничьей одежды – «лузан».


Сергель С. Жнецы. Муж, жена и дочь. Деревня Бадь-иоль.1906 г.

Надо отметить, что помимо фотографий за время пребывания на верхней Вычегде Сергель собрал коллекцию из 490 этнографических предметов, сделал подробное описание жилых и хозяйственных построек с чертежами и рисунками. А в 1928 году он издал небольшую, но очень содержательную книжку «В Зырянском крае». Если вы потрудитесь найти ее в Национальной библиотеке Коми (доступна читателям и в электронном виде онлайн) и прочитать, сверяясь с фотографиями Сергеля, то перед вами откроется своего рода иллюстрированная энциклопедия жизни коми крестьян начала ХХ века.


С. Сергель. Крестный ход и купание в селе Помоздино.1906 г.

[ads_dropcap]Д[/ads_dropcap]олгие годы о судьбе самого Сергея Сергеля было мало что известно. Восстановить его биографию удалось старшему научному сотруднику Российского этнографического музея Наталье Ивановской. По ее данным, Сергей Иванович Сергель родился 23 сентября 1883 года в местечке Синявка Слуцкого уезда Минской губернии в семье волостного писаря. В 1894 году он поступил в Могилевскую гимназию, закончив ее в 1904 году и проучившись там десять лет вместо обычных восьми. Скорее всего, это было связано с трудностями его детства, весьма небогатого, и ранней потерей родителей.

Будучи еще гимназистом, в 1903 году Сергей Сергель, «побуждаемый любознательностью и страстью к путешествиям», предпринял поездку на далекую северную реку Печору. Он в одиночку на лодке и волоком поднялся от Чердыни почти до верховьев Печоры. Затем пешком отправился в горы южной части Северного Урала. Во время своих странствий Сергель впервые столкнулся с незнакомым ему укладом жизни проживавших там коми-зырян, манси, ненцев, русских старообрядцев. Скорее всего, эта поездка окончательно определила выбор им дальнейшего жизненного пути.

В 1904 году Сергель поступил в Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета в группу, где готовили географов. Жил очень бедно, вынужден был зарабатывать деньги репетиторством. Во время учебы Сергель стал сотрудничать с Этнографическим отделом Русского музея. Там в 1906 году он и получил средства на экспедицию для сбора коллекций и этнографического обследования зырянского населения.

В начале июня 1907 года, через 10 месяцев после возвращения из Коми края, Сергель отправился в путешествие к саамам Норвегии и Финляндии, откуда также привез внушительные коллекции предметов и фотографий.

О дальнейшей судьбе Сергеля сведений мало. После окончания университета он несколько лет жил в городе Вельске Вологодской губернии, в 1922 году вместе с семьей переехал в Волоколамск, где работал преподавателем географии в Волоколамском зооветеринарном техникуме. С 1930 года работал в Москве в научно-исследовательском институте гражданского воздушного флота инженером-географом. Сергей Сергель издал несколько книг-очерков о своих путешествиях: «Год кочевки с лопарями», «В зырянском крае», «На лыжах по Скандинавскому северу». Будучи заядлым путешественником, писал своего рода пособия для туристов.

Умер Сергей Сергель в 1955 году, похоронен на Донском кладбище в Москве.

Евгений ВЛАДИМИРОВ

 


Вид на старую упраздненную часовню с колокольней. Деревня Бад-иоль.1906 г.


Постройка для хранения припасов («житник»). Помоздинская волость.1906 г.


Парень с гармонией-итальянкой. Помоздинская вол., починок Югыд-тыдор.1906 г.


Мальчик-нянька. За спиной в котомке – сестренка. Помоздинская вол.1906 г.


Собачья будка («пон-чом»). Помоздинская вол.1906 г.


Борона-суковатка. Помоздинская вол.1906 г.


Вид на крыльцо крестьянского дома. Село Помоздино.1906 г.


Портреты местных жителей. Помоздинская вол.1906 г.


Портрет охотника. Помоздинская вол.1906 г.


Пахота сохой. Помоздинская вол., д. Вильгорт. 1906г.


Крестьяне, отдыхающие в поле. Помоздинская вол. 1906 г.


Сеятель с туесом для зерна. Помоздинская вол. 1906 г.

Из фондов Национального музея Республики Коми и Российского этнографического музея.