Репетиция оркестра

возобновилась спустя десятилетия в Колледже искусств Республики Коми

«Играет симфонический оркестр Училища искусств Коми АССР». Афиши с этой фразой, как и регулярные концерты юных музыкантов полвека назад, были обычным делом для сыктывкарской публики. Едва закончив школу, вчерашние воспитанники «музыкалки» садились в оркестр. Репертуар был несложным, зато в консерваторию сыктывкарские выпускники поступали с легкостью – сказывался наработанный в училище «взрослый» опыт. В 1980-е оркестр прекратил свое существование. В 90-е о возрождении не могло быть и речи. В «нулевые» годы инструменты, приобретенные в 60-70-х годах прошлого столетия, были уже в плачевном состоянии. Не было условий, не было кадров. А мечта об оркестре – была. Предшественник нынешнего директора Колледжа искусств Татьяна Колтакова впервые заговорила о восстановлении молодежного симфонического оркестра в 2015 году. Воплотил мечту Степан Кубик, возглавивший колледж два года спустя.

 

Лед тронулся

Благодаря федеральной программе Министерства культуры Российской Федерации и Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, колледж обновил парк музыкальных инструментов. Да, это не скрипки Страдивари и балалайки Налимова, но в колледже появились даже такие редкие инструменты, как гобой и маримба. Такое масштабное обновление произошло впервые за последние сорок лет.

Первой ласточкой в возрождении симфонического оркестра стало открытие в Колледже искусств оперного класса.

– Это хорошо забытое старое: на заре деятельности училища в советское время были и оперный класс, и симфонический оркестр. Сейчас времена непростые: сокращены факультативы, вместо 54 аудиторных часов на профессиональную подготовку специалистов у нас есть только 36. Но многое с развитием технологий можно давать динамичнее, чтобы сосредоточиться на специальности. Приоритетом в подготовке исполнителей у нас остаются музыкальные традиции профессионального образования. Симфонический оркестр нам необходим для синтеза традиционного и нового: сохранения накопленного опыта и дальнейшего развития потенциала молодых музыкантов, – говорит заместитель директора колледжа по учебной работе Любовь Беззубова.

Постепенно в колледже решаются и проблемы кадров. Четыре года назад тенор Владимир Юрковский стал штатным сотрудником учебного заведения. Теперь он ведет сразу несколько дисциплин. Большое количество учебных часов – у художественного руководителя и дирижера симфонического оркестра Александра Титаренко. За подготовку духовиков отвечает Игорь Суровцев. Правда, некому учить виолончелистов, тубистов и фаготистов, а об арфе приходится только мечтать. И все же проект по созданию оркестра получил одобрение преподавателей. В этом году в колледж пришел преподаватель по классу гобоя, и сегодня десятки известных музыкантов каждый день передают свой опыт и мастерство студентам.

– Учебный план сформирован, мы создали творческую базу симфонического оркестра на основе образовательных программ струнников, духовиков и даже эстрадников, – рассказала заместитель директора.

В высшем учебном музыкальном заведении – консерватории – есть полноценный штат для подготовки студентов к сцене: концертмейстеры, дирижер, режиссер, помощник режиссера. Колледж таким штатом не располагает, поэтому сыктывкарским преподавателям приходится выполнять несколько функций.

– Кроме того, мы пытаемся сделать так, чтобы в наших спектаклях участвовали не только вокалисты, но и хоровики. Показы спектаклей всегда проходили под аккомпанемент фортепиано. А теперь – под оркестр. Да, у нас нет площадки, нам надо договариваться со сценами. Куда посадить оркестр? А зрителей?В двух аудиториях сложно разместиться, места мало, но главное, что лед тронулся, – говорит Владимир Юрковский.

 

Если бы не ковид

Ярким результатом работы оперного класса в последние годы стали три музыкально-театральные постановки – премьера опер «Волшебная флейта» Моцарта, «Джанни Скикки» Пуччини, которая стала лауреатом второй степени республиканского театрального фестиваля «Неделя театров в Прилузье», а также мюзикла Ирины Блинниковой «Голубая роза».

В мае 2020 года на выпускном вечере оперный класс и симфонический оркестр должны были показать «Валенсианскую вдову» Всеволода Задерацкого. Опера должна была стать премьерой: ее еще не ставили ни в одном театре мира.

– Это серьезные академические вокальные произведения. Их не все оперные театры ставят в силу сложности. Чтобы спеть арию Царицы ночи, нужна подготовленная, опытная певица, – говорит наставник вокалистов Владимир Юрковский. – Но для наших студентов мы адаптируем партии: сокращаем, переводим в музыкально-драматический ключ.

Репетировать в колледже и выступать на публике с марта было нельзя. Однако это не означало, что оркестр отдыхал. Все партии студенты сдавали по видео художественному руководителю Александру Титаренко.

– Конечно, это работа не вживую, но за это время сделано очень много. Правда, с ударными инструментами была катастрофа, – переживает педагог-ударник. – Звуковысотные ударные инструменты, такие как маримба, вибрафон, ксилофон, остались в классе, и у нас не было возможности заниматься на них. Но мы усложнили методы работы для развития техники игры на малом барабане, использовали и другие формы.

Главным подводным камнем ученических коллективов считается текучка. Студенты заканчивают колледж, уходят в оркестр, поступают в консерваторию.

– Уходят выпускники, приходят «желторотые» первокурсники. Только вокалист приобрел вокальную крепость – ушел, скрипач обучился – ушел. В учебном оркестре происходит постоянное движение, – продолжает Любовь Беззубова, – но нам помогают профессионалы и колоссальный энтузиазм творческих руководителей. В планах молодежного симфонического оркестра и оперного класса – и гастролировать, и вести грантовую работу. Хотелось бы пригласить для совместного выступления воркутинских ребят из нашего филиала. Не все решается финансами, у нас есть замечательные партнеры, без которых реализация проекта была бы невозможна: театр оперы и балета и драмтеатр всегда идут нам навстречу в предоставлении площадки, бутафорской части и костюмов.

Участники спектакля «Голубая роза».

На репетиции оперы Джакомо Пуччини «Джанни Скикки».

 

Почувствовать плечо соседа

– Оркестр создавался для того, чтобы ребята как можно раньше вступили на эту стезю, – объясняет Владимир Юрковский. По его словам, в последние годы вокалисты очень помолодели, и сегодня в 17 лет поют такие партии, которые раньше брали тридцатилетние.

– Зарубежные коллеги мне говорят: у нас нет таких детей. За рубежом начинают заниматься серьезным вокалом в районе двадцати и старше. В этом плане Россия уникальна: у нас серьезные партии поют и в пятнадцать. Мы ранние, несмотря на то, что голос продолжает развиваться. Но важно понимать, о чем ты поешь, понимание образа. И в этом плане оперный класс необходим. Мы работаем по завышенной планке.

Оркестр, убежден педагог, – это тот синтез, который создан для классики. В нем собираются вместе и духовики, и струнники, и ударники. Одно дело заниматься в своих классах и ансамблях, другое – играть «по-взрослому». Солистов среди выпускников будут единицы. Остальные пойдут в оркестр.

– Да, ты скрипач, да, но ты должен слышать ударные инструменты или валторну с другой стороны оркестра. Для этого он и создавался, чтобы ребята понимали, что такое профессиональная игра, и почувствовали плечо соседа, – говорит Владимир Юрковский.

Духовиков много лет подряд растит в колледже Игорь Суровцев, а само отделение – старейшее: существует с момента открытия учебного заведения в 1943 году. Создавалось оно за счет ссыльных музыкантов с консерваторским образованием из Москвы и Ленинграда.

– Вся жизнь советского человека проходила под музыку духового оркестра: праздники, похороны, награждения, проводы в армию, – вспоминает он. – Его отличие от симфонического – в мобильности. Духовой оркестр может играть и сидя, и стоя, и на ходу. Ему не нужна большая площадка, мы можем и в уголке постоять.

Теперь духовики могут показать себя не только на фестивале духовых оркестров, придуманном в колледже, но и в симфоническом оркестре.

– В оркестре без духовых никак – не зазвучит он без них. А для ребят это дополнительная практика. Чем раньше начнут – тем лучше для их роста, – считает Игорь Суровцев.

Александр Титаренко.

Владимир Юрковский.

Игорь Суровцев.

 

И Моцарт, и Rammstein

«Интересная жизнь началась в колледже». С такой фразы начал Александр Титаренко рассказ об оркестре. Причем интересно всем: студентам, преподавателям и руководству республики, которое поддержало начинание колледжа. Интерес студентов художественный руководитель поддерживает не только игрой «по-взрослому», но и репертуаром.

– Репертуар мы строим так, чтобы и молодежи было интересно, но в приоритете классический репертуар. А он у нас разнообразный: классика как основа всего, музыка современных композиторов, эстрадно-симфоническая, – говорит Александр Титаренко. – Готовим аккомпанирующий состав и академическому, и эстрадному направлениям.

А вообще мечты у худрука «колоссальные». Сейчас идет работа над симфонией Бородина си-минор «Богатырская», оркестр играет музыку Вивальди, Грига, Свиридова и одновременно работаем над репертуаром с вокалистами эстрадного отделения. Перспективы огромные: концертные программы, классические постановки. «Интересно было бы всю выпускную программу наших вокалистов исполнить под сопровождение симфонического оркестра», – добавляет Титаренко.

Но главное, что с появлением оркестра колледж задышал в одном ритме, ведь чтобы получилось что-то целостное, все отделения должны работать в едином контексте, цель которого – воспитывать талантливых исполнителей.

Полина РОМАНОВА

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ и из архива Колледжа искусств