Самобытная роспись Верхней Вычегды

Она когда-то вдохновила Кандинского, а сегодня обрела новую жизнь в творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства

В последние годы в Коми наблюдается всплеск интереса к «самому загадочному художнику первой половины ХХ века», одному из основоположников абстракционизма – Василию Кандинскому. Точнее, к его этнографической экспедиции в 1889 году по нынешней территории Коми. В поездке в зырянскую глубинку молодой Кандинский увидел предметы крестьянского быта, расписанные в необычном стиле. Искусствоведы считают, что ключевые элементы этих росписей нашли отражение в его картинах. Первые упоминания о росписи по дереву с Верхней Вычегды как раз и приводятся в полевых дневниках Кандинского. Позже за ней закрепилось название «Верхневычегодская роспись». Сегодня традиции этого народного искусства продолжают мастера и студенты учебных заведений региона.

Неповторимые узоры

Верхневычегодская роспись входит в ареал северных и уральских народных росписей по дереву. Она выполнялась коми мастерами – плотниками, столярами и набойщиками по тканям – выходцами из старообрядческих семей. Традиция этой росписи бытовала в конце XIX – первой четверти XX веков в коми селах и деревнях бассейна реки Вычегды, на территории современного Усть-Куломского района Республики Коми.

Росписью покрывали интерьеры изб, перегородки, разделяющие комнаты, мебель: залавки (шкафчики для посуды), филенки больших шкафов. А еще – детали ткацких станов, льнотрепала, прялки, швейки и деревянную посуду. Словом, все, что только можно расписать. Особенно интересны по декору расписные односоставные прялки, похожие по форме на овальное весло.

По технике письма, орнаментации и колориту роспись вычегодских мастеров существенно отличается от росписей русского Севера и Урала. Ни в одном другом районе предметы такого колорита, цветовой гаммы больше не создавались. При этом выполненные коми старообрядцами расписные изделия никогда не продавались и не вывозились ни на одну из ярмарок, поэтому практически не были известны за пределами бассейна Вычегды.

Главные отличия

Со страниц «Региона» мы уже рассказывали о мезенской, считающейся самой старинной на Русском Севере, и пижемской росписях. В отличие от них, роспись Верхней Вычегды выделяется гораздо большей общей яркостью, насыщенностью цветов, широкой цветовой палитрой. И прежде всего это касается фона. Если на берегах Мезени и Пижмы расписывали золотистый фон гладкой деревянной поверхности в ее естественном виде, то на Вычегде рисунки наносились на фон, окрашенный в мягкие, часто насыщенно яркие тона. Обычно фоновыми красками служили оттенки «теплых» цветов: красного, оранжевого, коричнево-красного. Орнамент вбирал в себя насыщенные цвета: черный, белый, синий, темно-зеленый. Краски изготавливали сами местные художники – на основе растительных красителей с добавлением растертых в порошок минералов, которые можно было найти на этой территории, и вся смесь растиралась конопляным маслом. Рисунки выполнялись в технике плотного кистевого мазка.

«Главным объектом всех верхневычегодских расписных предметов являлась розетка. Несведущему человеку ее можно принять за цветок. Но старожилы тех мест эти расписные круги до сих пор называют «матка сер», что значит «узор компаса». Каждый розеточный круг, разделенный на четыре или восемь частей-соцветий, по представлениям древних людей олицетворял собой солнечную систему. Это очень древние космогонические представления, характерные для обителей многих уголков мира. Можно сказать, что верхневычегодская традиция изображения солярных знаков роднит их со всей мировой культурой, мировой цивилизацией. Увидев в глуши зырянской тайги огромное количество этих древних символов, необычных по цветовому сочетанию, яркую палитру красок, В. Кандинский, конечно, не мог пройти мимо. Эти предметы до сих пор вызывают неподдельный интерес и у всех, кто с ними соприкасается: краеведов, музееведов, ученых разных специальностей», – пишет Валентина Зеновская, специалист по традиционной культуре Коми края, много лет проработавшая научным сотрудником Национального музея РК.

Пособие в помощь

Сегодня сохранением и развитием верхневычегодской росписи в Республике Коми занимаются мастера декоративно-прикладного искусства. Ее стилистические особенности и техника преподаются в рамках курсов по обучению художественной росписи в Республиканском колледже культуры им. В. Т. Чисталева и в Институте культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина.

Рассказать о традиции и технологии этого старинного искусства мы попросили Наталию Витальевну Мелешеву – преподавателя республиканского колледжа культуры и мастера верхневычегодской росписи, лауреата многих творческих конкурсов.

– Когда я получала художественное образование, о верхневычегодской росписи нам, студентам, ничего не говорили, – рассказывает Наталия Витальевна. – В 1999-2001 годах я училась на художественно-графическом отделении республиканского педколледжа имени Ивана Куратова в Сыктывкаре, с 2002 по 2007 годы – в Сыктывкарском государственном университете, и нигде эту роспись не преподавали. В 2007-м я пришла работать в колледж культуры – и в том же году вышло первое учебное пособие по верхневычегодской росписи. Автором его была мастер Тамара Власовна Сердитова, которая преподавала в колледже, давно изучала и возродила эту роспись. По ее пособию уже 13 лет все и работают. Уже не только на выставках, но и в магазинах можно встретить изделия с верхневычегодской росписью – все они появились благодаря учебному пособию Сердитовой.

Мы попали на учебное занятие к Наталии Мелешевой. И мастер-класс для нашей съемки показали студентки IV курса отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Алена Кардашова и Лала Пашаева. Кстати, студенческие работы, в том числе с верхневычегодской росписью, широко представлены в музее декоративно-прикладного искусства республиканского колледжа культуры.

Скрытая философия

– Она такая необычная, самобытная, яркая, красочная, привлекает своими узорами, – говорит о верхневычегодской росписи Наталия Витальевна. – Сначала смотришь – вроде бы ничего особенного. А когда начинаешь вглядываться, вникать, понимать смысл элементов рисунка – начинает проявляться глубокое философское значение росписи! Ее основной, главный элемент – не просто круги, а концентрические круги, то есть большой, меньше, еще меньше. Они как бы притягивают наше внимание к центру композиции, где и находится солярный знак. Солярные знаки бывают разными, но суть одна. У нас на севере солнца мало, благополучие наше зависит от него сильно, а коми крестьяне 100-150 лет назад зависели еще больше. И всегда хочется, чтобы солнца в нашей жизни было больше. Кроме того, роспись наносили на разные предметы, но чаще всего – на прялки. А прялка – это наша основа, древо, зеркало мира. Эти три круга, расположенные друг над другом, обозначают не три солнца, как можно подумать, а три мира: верхний, то есть божественный, средний, то есть наш, мир людей и всего живого, и нижний. Или взять крест – это компас. Его можно интерпретировать как пожелание найти свой правильный путь в жизни. Знак с дугами можно расшифровать и как лунный, и как знак мужской силы. Те же свастики… Одни повернуты в одну сторону, другие – в другую. Если это символ энергии, то, получается, одни свастики энергию забирают, другие отдают.

По словам Наталии Мелешевой, в росписи много основных и дополнительных элементов. Основные – линии, круги, дуги, капельки, мысики, тычки (то есть точки). Каждая линия тоже имеет смысловое значение: прямая – земля, волнистая – вода, прерывистая – дождь… Когда педагоги колледжа проводят мастер-классы, всем очень нравится делать тычки – это «разживка», то есть элементы, оживляющие, разживляющие всю композицию. Наносят их ватными палочками или обратной стороной кисти. Это вроде бы самое легкое, но в то же время и самое сложное – расположить тычки по кругу ровно, с одинаковыми промежутками.

– Сейчас этой росписью занимаются и в Центре народных ремесел «Зарань» в Выльгорте, и в Усть-Куломе, и в Емве, – говорит Наталия Мелешева. – В 2015 году звание «Мастер года» получила Анна Шпарвассер из Сыктывдинского района. Среди представленных ею работ был и поднос с верхневычегодской росписью. Я сама ездила от Союза мастеров по городам республики и там проводила мастер-классы. И ребята втягивались! Многим так понравилось, что они приезжали поступать к нам в колледж. Вообще, людям нравится заниматься этой росписью, потому что она очень яркая, красочная.

Вчера и сегодня

На старинных изделиях узоры, конечно, уже не такие яркие – потемнели со временем. «У нас есть настоящая старинная прялка из села Дон Усть-Куломского района – подлинный образец верхневычегодской росписи, – говорит Наталия Витальевна. – Посмотрите: она сильно потемнела, исходный цвет фона сейчас не понять без реставрации. Но сама краска, нанесенная 100 или больше лет назад, до сих пор держится! Доберутся руки – отреставрируем прялочку»…

Старые мастера основные контуры рисунка предварительно наносили на дерево чем-то вроде циркуля или тоненькой пилкой по линейке, а большинство элементов потом рисовали сразу по наитию – как душа скажет. На старой прялке до сих пор видны и глазом, и на ощупь эти пропилы. Современные художники используют карандаш, циркуль. Сегодняшним мастерам нет нужды пользоваться лишь масляной краской. Наталия Мелешева чаще всего использует акрил. Можно и гуашь – если смешать ее с клеем ПВА, она не будет смываться, а для верности можно сверху покрыть лаком (лучше матовым, чтобы осталась аутентичная матовость цвета). Хотя лучше масла все равно ничего нет: оно ложится более фактурно и объемно.

Давно ушли в прошлое прялки, льнотрепала и швейки. Сегодня мастера росписи декорируют верхневычегодской рописью совсем другие предметы. Есть, конечно, и сундуки, и подносы, но больше всего создается принципиально новых расписных изделий, которых не могло быть в старину – в этом и заключается преимущественно авторский подход наших современников. Сюда можно отнести детские игры, кукольный театр Наталии Мелешевой и ее дипломниц, многие работы других нынешних мастеров – например, набор из деревянных самовара и чашек Анны Шпарвассер, ее же колокольчики и матрешки с верхневычегодской росписью…

– Как делала я? – продолжает рассказ Наталия Мелешева. – Я брала какие-то старые изделия в плохом состоянии, реставрировала, чистила-шпаклевала и делала по ним новую роспись. На самобытной форме очень интересно смотрится! А с домино получилось так: я нашла кем-то выброшенный старый берестяной туес. Отмыла, отчистила и решила расписать. А потом подумала: чего-то ему не хватает, не хочется, чтоб пустовал, нужна «изюминка». И решила, что в нем будет храниться домино – домино с такой росписью точно еще не было! Выпилила и ошкурила дощечки, расписала. Представила эту работу на выставку «Мастер года». Как и шахматы, и карусель для игры детей.

А на мастер-классах в качестве основы для росписи используются обычно разделочные досочки, уточки, которые без проблем напиливаются в нужном количестве из фанеры в мастерских колледжа. Порой рисунки создают просто на бумаге – например, в детсадах.

Ирина САМАР

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ, из личных архивов Н. Мелешевой и других мастеров

 

В 2020 году республиканский Центр народного творчества и повышения квалификации разработал методическое пособие «Сокровище Верхней Вычегды», которое знакомит с основными композиционными и цветовыми особенностями верхневычегодской росписи. Набор открыток для творчества доступен для скачивания на сайте учреждения в разделе «Издательская продукция». Так что теперь познакомиться с верхневычегодской росписью и даже немного заняться ею могут все желающие – взрослые и дети в любом уголке мира.