В лесоводы я б пошел…

Будущих исследователей и защитников леса воспитывают в школьных лесничествах при поддержке «Монди СЛПК»

Когда-то профориентация старшеклассников была приоритетом отечественного образования. Но сколько ни проводили психологи тестов, сколько ни устраивали экспериментов по приобщению школьников к рабочим профессиям, часто дети поступали в вузы по принципу «куда баллов хватит» или «куда мама посоветует». Хорошо, если делом жизни становилась династическая профессия, реже ее определяло детское увлечение, а первым наставником становился счастливо встреченный в детстве руководитель кружка или студии.

Расти вместе с лесом

Именно так произошло с Михаилом Макарчуком, лесоводом с более чем сорокалетним стажем. Лесничий Усть-Локчимского участкового лесничества, тайгой он «заболел» в 10 лет, когда попал в школьную бригаду лесничества в Житомирской области. Сажал лес, ухаживал за молодняком – и сам вырос «лесным». После службы в армии в Коми АССР остался работать в лесничестве. Теперь сам наставник – для собственной дочери и еще десятков сельских ребят, многие из которых пошли по его стопам: получили высшее лесохозяйственное образование и работают в лесном хозяйстве на инженерных и руководящих должностях.


М. Макарчук

Передача лесоводческого опыта старшеклассникам стала возможной благодаря действующему в Республике Коми движению школьных лесничеств. Ему не один десяток лет, но второе дыхание движение обрело в 2012 году, когда его стал поддерживать «Монди СЛПК». Компания заинтересована в том, чтобы в лесозаготовительных районах вырастало экологически и экономически грамотное поколение, поэтому поддержку школьного движения сделала для себя приоритетом.

До 2012 года в Коми насчитывалось всего 11 школьных лесничеств. После того как к движению подключился лесопромышленный гигант, их число достигло полусотни – по нескольку в каждом районе. И дело не в том, что занятия в лесничестве – синтез экологии, биологии, географии и химии, замешанный на практике, а в том, что результаты работы в движении видны «здесь и сейчас». Ребята получают практические навыки в сфере охраны природы и лесовосстановления, знакомятся с флорой и фауной региона. В отчетах обычно пишут, что это помогает воспитать ответственное и бережное отношение к лесу, интерес и уважение к родному краю, а заодно и развить личностные качества. Не вдаваясь в «формирование и воспитание», ребята приходят сюда не только постигать лесную науку, но и общаться – друг с другом и с искренне заинтересованными в них взрослыми. Кроме того, школьные лесничества – первая, но очень основательная ступень лесного образования, влияющая на профессиональный выбор школьников. К примеру, одно из старейших в Коми школьных лесничеств «ЮнЛесКом» под руководством инженера по лесовосстановлению Сторожевского лесничества Ольги Федосеевой вырастило не одно поколение специалистов лесного профиля, а четыре воспитанника стали коллегами Ольги в родном лесничестве.

– В российском лесном секторе сегодня далеко не все благополучно, и грамотные специалисты, которые знают и любят лес, очень нужны. Если мы хотим растить кадры для лесной отрасли, это движение необходимо поддерживать и развивать как на федеральном, так и на региональном уровне, – считает председатель движения школьных лесничеств Светлана Рашева.


О. Гуляева и ее «Муравейник»

Не для галочки

Сегодня в 49 школьных лесничествах во всех муниципальных районах заняты около 800 подростков, и с каждым годом количество юных лесоводов растет. Дорожная карта развития школьных лесничеств разработана вплоть до 2027 года. Интересом к движению школьников заражают наставники и более опытные сверстники, состоящие в нем, а также мероприятия, проводимые при поддержке «Монди СЛПК»: экологические акции «Детки новогодней елки», «Муравей», «Антипал», «Вернем лесу чистоту», «Лесная красавица», «Озелени родной город, село, деревню», «Живи, лес», «Речная лента», конкурс «Календарь» и другие. С 2014 года республиканское «Общество лесоводов» совместно с «Монди СЛПК» проводит республиканский конкурс детских рисунков «Огненный зверь» («Огонь – враг леса»). Работы юных конкурсантов размещаются на противопожарных аншлагах и листовках, затраты на изготовление которых берет на себя компания. А конкурс «Обычаи и традиции коми народа» позволяет заглянуть в прошлое, узнать традиции и обычаи предков, для которых лес испокон веку был кормильцем и защитником.

 С 2015 года на базе отдыха «Монди СЛПК» «Парма» проводится Республиканский слет школьных лесничеств. В 2018 году впервые в истории региона был проведен Лесной обучающий форум «Лес – будущее России». В местечко Коччойяг под Сыктывкаром со всей республики съехались 120 юных лесоводов, которых посвятили на форуме в азы профессии, познакомили с отводом и таксацией участков, защитой леса от вредителей, раздельным сбором мусора. Кульминацией форума стал брейн-ринг между командами, победило Помоздинское школьное лесничество «Муравейник» под руководством мастера леса Вольского участкового лесничества Оксаны Гуляевой.

Помоздинский «Муравейник» – одно из самых молодых школьных лесничеств. С первого дня работы участковым инспектором по охране леса в 2013 году Оксана Гуляева организовала работу и с подростками.

– Мне во всем помогают коллеги по работе. Восемь лет назад я взяла шефство над членами школьного лесничества, а лесники – надо мной. Особенно запомнился первый год «Муравейника». Мы распланировали работу, оформили уголок школьного лесничества, мастерили кормушки и скворечники, провели первые экскурсии в лесу и конкурсы, собирали гербарий, выезжали на делянку, знакомились с лесозаготовителями, – рассказывает Оксана Гуляева.

Уже через два года юные лесоводы под ее руководством победили на первом Республиканском слете школьных лесничеств, их альбом по противопожарной агитационной работе с населением признали лучшим. Через год, на втором таком слете, команда получила звание самой артистичной.

– Акции и конкурсы помогают объединить детей: это общее дело и общая идея. Подростки видят результат своего труда, меняется их сознание, и они готовы уже работать не на себя, а для всех. Наше школьное лесничество разработало проект места отдыха сельчан у родника, ребята построили и покрасили беседку, родник обложили большими камнями, оборудовали место для костра, вырыли яму для мусора, сколотили переносные скамейки, установили аншлаг, высадили березы и кедры, – перечисляет Оксана Гуляева достижения воспитанников. – А сколько было радости, когда нас наградили поездкой на IХ Открытый межрегиональный фестиваль творчества школьных лесничеств и экологических объединений «Живая Планета» в Тюмени! Оттуда мы тоже уехали с наградами в номинациях «Оформление бивака» и «Лучшая визитка».

Шефство над родниками в деревнях и селах взяли и другие школьные лесничества. Некогда запущенные источники благоустроили в Удорском, Койгородском, Сыктывдинском районах, под Сыктывкаром.

Понятие патриотизма и живой памяти тоже постигается участниками движения на деле. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне подростки заложили 17 аллей Памяти по всей республике. 28 деревьев, высаженные на них, – именные, с табличками в память о ветеранах. Параллельно участники движения начали собирать материал для книги «Работники лесной отрасли в годы войны».

С 2006 года на Таловском участке Каджеромского лесничества работает Марат Бакиев. С 2012 года он руководит Каджеромским школьным лесничеством «Березка».

– Нам удалось объединить увлеченных экологией, лесом, природой и уже сейчас желающих охранять и помогать природе школьников, – говорит Марат Бакиев. – В слетах юных экологов и школьных лесничеств мы не только показываем отличные знания по биологическим дисциплинам, но и соревнуемся за звание быть лучшим лесником. Совместная работа помогает сплотить старших и младших учеников в единый коллектив, учит общению. Мои два сына и супруга помогают в работе. Они активные участники всех проводимых в поселке мероприятий. Уверен, что каждый может найти свое место в деле охраны природы. Ну а в сельской местности школьное лесничество может стать центром воспитания любви к малой родине.

Мы и есть природа

Юный лесовод из села Ыб Марина Паутова рассказывает, что ее однокашники никогда не учили «скучные и непонятные делянки и инструменты, а садились за чашечкой чая», готовясь к мероприятиям и конкурсам и узнавая о лесе новое. Свой кружок в ыбской школе она называет «местом, полным друзей и приключений».

– Нашим первым учителем и руководителем была Татьяна Сергеевна Черезова из участкового лесничества. Она и сейчас нам помогает с подготовкой, да и просто всегда готова помочь, и по-настоящему гордится «своими детьми». Сейчас кружок в школе ведет учитель биологии Константин Васильевич Шуктомов. Этот человек действительно любит природу и многое понимает в своем деле. Очень интересно просто бродить с ним по лугу и лесу и узнавать новые растения или вспоминать старые, – говорит одиннадцатиклассница.

Несколько лет назад Марина училась в кадетском классе, но поняла, что для нее честнее и действеннее быть патриотом, помогающим природе, да и лес оказался ей ближе, чем военная дисциплина.

– Мои родители природу любят и ценят, да и живу я там, где природа – основа жизни. Кадетство увлекало меня своей идейностью. Мне хотелось быть патриотом, на которого равняются остальные, тем, кто готов защищать и помогать, быть лучшим, чтобы строить лучшее государство. Если подумать, то лесничество тоже готовит тех, кто будет защищать и помогать, вот только заботиться в этом случае приходится о природе, – рассуждает школьница.

– По-моему, это более справедливо: человек может сам обустроить свою жизнь и страну, а вот природе в последнее время нужно все больше и больше сторонней поддержки. На занятиях мы обычно готовимся к грядущим соревнованиям, слетам, форумам, узнаем, как работать с различными инструментами, например мерной вилкой, возрастным буравчиком, буссолью, как по-латыни будут те или иные деревья и животные. Конечно, нас учат и бережному отношению к природе, тому, как следует поступить в случае пожара, какие отходы можно перерабатывать, а какие нельзя. В целом учат жить так, чтобы природа от человека получала больше пользы, чем вреда.

Однако Марина и ее сверстники-лесоводы считают, что отношение к природе меняется не только под действием их кружка.

– Тут все действует комплексно. Школа, родители, мероприятия – все это влияет на детей и подростков, и в какой-то момент ты перестаешь выбрасывать фантики на улице, а кладешь их в карман. То же и со свалками в лесу. Как только видишь их, сразу хочется взять и убрать, чтобы потом любоваться проделанной работой. Мы в лесничестве периодически так и делаем, – говорит Марина Паутова и добавляет, что, к сожалению, тех, кто губит лес, пока больше: – Хочется быть оптимистом, но, когда заходишь в лес и видишь, как сильно он изуродован людьми, становится грустно. Да, лес страдает, и в этом в основном виноваты люди. Но, боюсь, без осознания этого, в первую очередь, подрастающим поколением ситуацию будет сложно исправить. Всегда найдется тот, кто оставит после себя мусор и положит начало хаосу: ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Каждый должен понять, что именно он и есть природа, что уничтожать себя и мир своими действиями как минимум не рационально. Если люди хотят жить долго и счастливо, они должны позаботиться и о лесе, и это, как мне кажется, первостепенная задача.

Полина РОМАНОВА