Сватовство по-удорски

В селе Ёртом реконструировали старинный обряд

  

Сваты подъезжают к дому в санях, заходят в избу под гармошку – разрумянившиеся, веселые, хотя видно, как робеет жених. Отряхнули с валенок голиком снег – и в горницу, низко нагнувшись. Дверь в коми доме невысокая – чтобы тепло зимой не выпускать. За столом родители невесты, вокруг стола – соседки, товарки, подружки. Все нарядные…

[ads_dropcap]Г[/ads_dropcap]ости фестиваля «Кытшъяс»в Удорском районе Республики Коми приехали в современное село, а оказались в коми деревне вековой давности. Фестивалю «Кытшъяс», что в переводе с коми языка «круги», уже пять лет. «Круги» – потому что окрестные деревни от центра «куста», Ёртома, расположены по кругу. Придумали фестиваль местные активисты во главе с руководителем удорского отделения МОД «Коми войтыр» Алиной Ванеевой. Чтобы село не зачахло, а сами местные жители не скучали, решили придумать каждому дело по душе: кто организует забеги на лямпах, кто готовит стол из национальных блюд, кто организует ярмарку, а кто воссоздает обряды, чтобы показать, как раньше протекала жизнь их предков. В 2019 году, например, реконструировали обряд проводов коми парня в рекруты. Зимой 2020-го выбрали повод веселее: показывают старинный удорский обряд сватовства. Кому-то из старожилов в роль вживаться не пришлось, помнят обычаи с детства. Готовя реконструкцию, ёртомцы обращались и к известным источникам – исследованиям Федора Плесовского и Любомира Жеребцова.

Традиционно родители жениха, достигшего 18-20 лет, предварительно сговорившись, заявляли, что ему необходимо жениться.Сватать ходили обычно вечером, когда можно было застать родителей невесты, или ночью, чтобы соседи не знали. На Вашке сватать невесту ходили жених с крестной и бойкой речистой бабой. А вот на Мезени такие вечера не устраивали.

С мнением невесты обычно не считались. Так, на Вашке родители спрашивали у дочери: «Пойдешь ли?». Вопрос был исключительно «дежурный». Даже если дочь скажет «Не пойду», в ответ услышит: «Как не пойдешь? Отец и мать – сила, мы вырастили «до возраста», кормили, можем выдать». Дадут сватам шелковый платок в залог – и бьют по рукам.
Но вот и само сватовство. Жених и его родственники отправляются к невесте на «вечер». Идут не гуртом, а гуськом. Впереди всех с иконой на груди шествует «видзысь» – «хранитель», «сторож». За ним – жених, родственники жениха и другие поезжане. Это «свадьба пыкыд» – свадебный поезд. У девушки его уже ждут ее родственники. Как только заметят приближение жениха со свитой, в доме невесты запирают двери. Начинается «ритуальный» диалог, в ходе которого скрипучие дверные петли «смазывают» принесенным вином. «Стöкан ыдэтша, кык ведраыд уна, а ведраыд тырмöмöн лоö! (Стакан – маловато будет, два ведра – многовато, а одно – в самый раз!)» – отвечает из-за закрытой двери мать невесты.

Сторговались. Петли «смазаны», дверь открыта. Поезжане входят в дом. Родня начинает песнями выкликать «упрямую» невесту. Трижды выкликают красавицу, а она отвечает из соседней комнаты из-за занавески отказом, капризничает.

Наконец уломали – вышла красавица, поклонилась сватам и родителям, зарделась. Прежде чем сесть за стол, пришедшие с женихом трижды обходят вокруг стола против движения солнца. Жених сидит между своими крестными родителями. Сватовство состоялось. Повезло на этот раз жениху: быстро согласилась невеста. Бывало, уговоры затягивались и до трех дней.

Согласившаяся невеста начинает причитать. Считалось, что чем искусней девушка оплакивает свою девичью долю, тем счастливей будет ее замужняя жизнь. Иная делала это так проникновенно, что утирать слезы начинали и гости. Невесту накрывают платком, из-под которого слышны ее мелодичные стоны-причитания по прежней свободной и беззаботной жизни.

[ads_dropcap]С[/ads_dropcap]ваты приходят в дом со своим хлебом, обычно приносят целый короб. Достают солонку. Крестная жениха расстилает скатерть, выкладывает на стол хлеб, рыбники. Родители благословляют дочь тем же хлебом и иконой, которые принесли с собой родные жениха. Раздают подарки его родственникам. Одаривают сначала жениха. Мать невесты приносит на блюде подарок для жениха. Что там – никто не знает. Подарок обернут в полотенце. Жених берет подарок рукой, прикрытой носовым платком, – голой рукой нельзя, неприлично. Отец невесты приносит жениху стакан пива.

Прежде чем сесть за стол рядом с невестой, жених надевает на невесту «узду» (сермöдлас) – петлю из шелковой ленты с зашитой в нее монетой. Это исключительно вашкинский обряд. Исследователи отмечают, что в других районах такой традиции не было. Происходит это так. Невеста садится на скамью и приподымает ноги. Снимает со своей головы платок, обращается к жениху по имени-отчеству и говорит:

Михайло Гаврилович,
Сермöд тöм юрöс сермöдав,
Ныв донтöм юрöс да донъяв.
(Михайло Гаврилович,
Незаузданную голову зауздай,
Неоцененную голову оцени).

Жених подходит к ней, надевает «узду» и дергает за нее. Невеста спускает ноги на пол, и жених присаживается к ней на колени.

Всё – кобыла, то есть невеста взнуздана. Смирная и послушная, от мужа она теперь никуда не денется, быть ей покорной женой, почитать и слушаться во всем супруга.
Теперь счастливый жених угощает вином родственников невесты. А невеста со своими подругами раздает родственникам жениха и гостям поясочки. Причитальщица охаивает жениха и его родню. Ей подают стакан вина, и она начинает восхвалять их. Все поезжане кладут в тарелки деньги. Старожилы вспоминают, что денег набиралось немало: кто кладет пятерку, кто рубль, кто серебро, а кто и медь.

Невеста всех благодарит.

[ads_dropcap]В[/ads_dropcap]ечер в доме у невесты закончился. Невеста остается причитать, останавливается для обеда, а вечером начнется уличное гулянье. К дому невесты придут парни и девушки и под гармошку на улице будут плясать и петь всю ночь. Каждый придет с подарком для невесты: кто с платком, кто с поясом, кто с кружевами; парни с деньгами. Придет и жених. Вызовет невесту, но та вместо себя пошлет подругу. Наконец выйдет и сама.

Впереди у нее еще одна важная процедура – баня.Мыться в бане перед венчанием считается обязательным. Топят баню в Ёртоме и Чернутьево парни и девушки. Перед баней жених или сам приносит, или посылает с кем-нибудь из своих сестер-братьев мыло. В бане моют невесту подруги, а в Ёртоме причитальщица.

Теперь можно и замуж. После венчания в церкви начинается широкая свадьба. Свадебное гуляние пройдет не один день. Оно может затянуться на неделю, а то и больше.
Кстати, в обряде, что представили ёртомцы, ни одной искусственной декорации: все предметы старины и костюмы – свои, обиходные, из бабушкиных сундуков. Через пару лет, когда в организацию фестиваля втянулись уже восемь семей и почти все ёртомские женщины, решили заинтересовать и туристов. Правда, пока размещаться они могут только в домах местных, но впереди – обустройство пустующих помещений для приема гостей.

Полина РОМАНОВА
Фото автора и Владимира ПРОКУШЕВА