Опера «Сказки Гофмана» впервые поставлена в театре оперы и балета Коми

Республиканский театр оперы и балета впервые в Сыктывкаре представит ценителям оперного искусства и поклонникам музыки «короля оперетт» Жака Оффенбаха его оперу «Сказки Гофмана». Премьера спектакля состоится в ближайшее воскресенье, 22 апреля.

Опера «Сказки Гофмана» – это фантастический спектакль о похождениях главного героя, с необычным музыкальным материалом и сложной драматургической линией. Непростой музыкальный текст оперы потребовал серьезной и кропотливой работы с разными редакциями ее нотного материала, а сюрреалистичный, «сказочный» сюжет невозможно было бы воплотить без необыкновенных декораций и костюмов. Поэтому огромную работу провела слаженная команда постановочной группы спектакля: дирижёр-постановщик Азат Максутов, режиссёр-постановщик Илья Можайский, сценограф Юрий Самодуров, художник по костюмам Наталия Кравченко, хормейстер-постановщик Наталья Масанова, хореограф-постановщик Наталья Терентьева, художник по свету Нелли Сватова.

Опера изобилует непростыми оперными партиями, ариями и дуэтами, знакомыми многим по концертным исполнениям, драматически сложными образами. Постановка оперы «Сказки Гофмана» стала очередным испытанием для артистов, но она же и обещает театру перейти на новую ступень в развитии. В спектакле принимают участие практически все ведущие солисты театра, в премьерном показе 22 апреля три партии исполнят приглашенные вокалистки: Олимпия – Светлана Мерзлова (Австрия), Джульетта – Елена Аюшеева (Москва), Антония – Ольга Георгиева (Санкт-Петербург). Широко задействованы хор и балет театра. Участники постановочной группы уверены, что подобного действа на сыктывкарской сцене еще не бывало. Что ж, проверить это утверждение зрители смогут совсем скоро.

*** Восхитительные мелодии оперы Сказки Гофмана» сочинены 80-летним Жаком Оффенбахом – приверженцем легкого жанра, прославившимся созданием оперетт, и только в конце жизни воплотившим свою давнюю мечту о написании оперы. «Сказки Гофмана» –знаковая работа для композитора. Эта история подводит черту не только под историями ее протагониста, но и под жизнью ее создателя – полной надежд и разочарований. Годы славы и творчества композитора под занавес сменились десятилетием травли, денежных затруднений и потери здоровья. Но именно из этих драматических обстоятельств и выросла столь уникальная опера.

Кстати, во многих источниках утверждается, что «Сказки Гофмана» – единственная опера Ж.Оффенбаха. Однако есть сведения о том, что композитор написал романтическую оперу в 4-х актах «Рейнские русалки» (или «Рейнская ундина»), и ее премьера состоялась в Вене, в Королевской опере 4 февраля 1864 г.. Утверждается, что и знаменитая «Баркарола» перенесена в «Сказки Гофмана» именно из «Рейнских русалок». Так или иначе, «Сказки Гофмана» остаются нетипичным для Оффенбаха жанром и одной из жемчужин мировой оперы.

В своем произведении Оффенбах, в союзе с либреттистами Жюлем Барбье и Мишелем Карре, обращается к известным новеллам Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек», «Советник Креспель» и «Сказка о потерянном изображении», объединяя их общим сюжетом. В его основе – три совершенно разные любовные истории, закончившиеся трагически для самого Гофмана. Обрамляющая история об оперной звезде Стелле имеет в своей основе сюжет гофмановского «Дон Жуана». Фантастические видения гениального поэта, ищущего любовь в сложном и противоречивом мире, невозможность обрести душевную гармонию, переживания главного героя – вот основные проблемы, поднимаемые авторами произведения и постановщиками спектакля.

Перед зрителями раскрывается таинственный мир, наполненный необыкновенными персонажами. Люди и куклы, любовь и мистика – это энциклопедия душевных состояний творца, таинственный мир которого шаг за шагом раскрывается в прекрасной музыке Оффенбаха и драматургии спектакля. В разных картинах оперы появляются диаметрально противоположные женские образы – возлюбленные главного героя (Олимпия, Джульетта, Антония, Стелла). Поражают и другие герои: насмешливые, бесчувственные и жестокие люди, окружающие поэта. Все герои, соединяясь в сознании Гофмана, будоражат и воображение зрителей. В этом великом творении Оффенбаха, благодаря торжеству музыки, необычности формы и содержания, воображение и художественное восприятие зрителя позволит по-новому взглянуть на взаимоотношения человека и общества, мужчины и женщины, музы и поэта.

Это гениальное творение имело нелегкую судьбу. Творческий метод Оффенбаха предполагал полное завершение работы над партитурой уже после премьеры на публике, когда он пересматривал и дополнял свои сочинения. Автор интенсивно работал над оперой вплоть до своей смерти в 1880 г., однако не успел её закончить. На момент смерти Оффенбаха в «Опере комик» в Париже уже начались пробы, однако не хватало некоторых деталей к третьему акту и эпилогу. Композитор Эрнест Гиро работал над завершением оперы, пользуясь разрозненными набросками, фактически черновиками Оффенбаха: он их собрал, скомпоновал и оркестровал, дописал речитативы, местами используя музыку из других работ Оффенбаха. Однако он не успевал к премьере, и директор театра Кавальо (Cavalho) исключил весь третий акт (акт Джульетты) – как очень сырой и недоработанный материал. Роль Музы также была полностью вымарана из пролога, поэтому для зрителя так и оставалось загадкой, кто такой Никлаус на самом деле. И на премьере в Париже 10 февраля 1881 г. «Сказки Гофмана» выглядели совсем не так, как представлял их себе Оффенбах. Несмотря на это, опера имела огромный успех, и в конце того же года состоялась ее премьера в Вене. Правда, на втором венском представлении произошёл пожар, и театр сгорел дотла. Это придало опере славу приносящей неудачу, что помешало её будущим постановкам. И все же опера со временем смогла снискать любовь публики и облететь всю Европу.

И, как птица Феникс, она восстанавливается до сих пор: практически каждое десятилетие выходил новый вариант «Сказок Гофмана». В течение первых 24 лет сценической судьбы этого произведения акт Джульетты, вычеркнутый перед самой первой премьерой в Париже, не исполнялся ни разу. В 1905 г. заступивший на пост директора Комической Оперы в Берлине Ханс Грегор решил воссоздать «Сказки Гофмана» в пятиактном виде, вернув и историю Джульетты. В 1907 г. музыкальное издательство Шудена выпустило первый клавир оперы, на основании которого осуществлялось большинство последующих постановок. В середине ХХ века дирижер Антонио де Альмейда обнаружил подлинные документы оперы, включающие рукописи Оффенбаха и копию либретто, сделанную для цензора. После изучения этих материалов первоначальный замысел Оффенбаха стал более понятным. Появилась новая версия «Сказок Гофмана», созданная в 1976 году немецким музыковедом Фрицем Оесером, которая не решила всех вопросов, но значительно дополнила оперу, в частности, вернув в нее полноценную партию Музы.

Не менее таинственна и судьба оригинального либретто. До 1990-х гг. за поэтическую основу оперы принималась одноименная пьеса Барбьера и Карре, поставленная в Париже в 1851 г., поскольку никто не знал, как выглядит полная партитура. В 1993 г. несколько сотен страниц рукописи либретто мистическим образом нашлись в одном из замков Бургундии. Несколькими годами ранее оригинал либретто был обнаружен в парижских архивах. Финал третьего акта приобрел новые черты и был показан на премьере постановки в Гамбурге в 1999 г.

В наши дни, как сообщает soundtimes.ru, по количеству исполнений в сезон «Сказки Гофмана» опережают таких конкурентов, как «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно или «Лоэнгрин» Вагнера. Всего ежегодно дается более 700 спектаклей. Баркарола из третьего акта оперы звучит во десятках художественных фильмов – пожалуй, это самый известный и любимый фрагмент «Сказок Гофмана», наряду с арией Олимпии.

Российские зрители познакомились с оперой Ж.Оффенбаха в 1894 г. на сцене одной из московских антреприз. В наши дни «Сказки Гофмана» идут в «Геликон-опере» (постановка 1998 года), в московском Музыкальном театре им К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Мариинском театре (обе постановки – 2011 года)