«Воспитатель лучших качеств»

Валентин Викторович Поляков стоял у истоков коми профессионального изобразительного искусства

Первый председатель Союза художников Коми АССР, редактор, организатор, руководитель, педагог и общественный деятель… «Наступая на горло» своему желанию заниматься лишь тем, что любил и чему учился – рисовать, оформлять книги, Валентин Поляков массу времени, сил и энергии отдавал на то, чтобы найти и воспитать талантливую молодежь, поддержать коллег-художников, научить людей любить и понимать искусство. Если наследие любого творца – его произведения, то самым ценным наследием Валентина Полякова стала взращенная им целая плеяда художников, каждый из которых оставил свой собственный след в искусстве. В ноябре исполнилось 115 лет со дня его рождения…

 

«Я не лишалец»

Валентин Викторович Поляков родился 5 ноября 1905 года в селе Серегово. Семья была многодетной: у Валентина были брат Павел и сестры Александра, Галина и Нина. Их отец Виктор Васильевич, происходивший из крестьян, был учителем, затем до революции служил у частной лесофирмы, а после – в лесозаготовительных организациях. Он любил читать и выписывал из Петербурга много книг, журналов с иллюстрированными приложениями. Валентин Поляков вспоминал: «Для нас книга была голосом из другого светлого мира. Читая ее, мы забывали о снежных заносах на многие сотни верст, вьюгах. Да и не мудрено, слишком уж редкой гостьей она была в нашем отдаленном крае».

Автор одной из статей о Полякове А. Мунин писал, что если бы Валентину Викторовичу Полякову задали вопрос, что помогло ему стать художником, он ответил бы: «Любовь к книге». Книги дали Валентину и разносторонность интересов, и знание самых разно-образных вещей от истории до театра, от архитектуры до поэзии, которые художник впоследствии проявлял в своей разносторонней деятельности. И, конечно, в книгах его привлекали рисунки. Видимо, в юношестве и появилась в нем мечта рисовать самому.

Важно упомянуть и деда художника по линии матери – Павла Никитича Козлова, поскольку в судьбе любого советского человека того времени социальное происхождение имело немаловажное значение. В одной из статей я встретила такую информармацию о П. Н. Козлове: «Дед по матери, самоучкой выучившийся грамоте, талантливый самородок, человек удивительной судьбы, объездил почти полсвета, вернулся после революции в Россию и последние годы работал по восстановлению речного флота на Печоре». Или: «Рассказы-бывальщины деда, объехавшего полсвета, расширяли кругозор мальчика». Конкретные же данные о Павле Никитиче Козлове удалось обнаружить в личном фонде Валентина Полякова в Национальном архиве РК.

Вот анкетный лист В. В. Полякова в документах Союза советских художников Коми АССР. Там отмечено, что в годы Гражданской войны дед Полякова по матери был 2-3 месяца на территории белых. Про судимости – свою или родных – Валентин Поляков крупно написал «НЕТ», а вот сбоку приписано: «за исключением деда, в 1909 г. после банкротства и неуплаты долгов привлекавшегося к суду, но бежавшего за границу». Про лишение избирательных прав Поляков пишет: «Я не лишалец. Лишалец – дед, Козлов Павел Никитич. Мать в 1933 г. была несколько месяцев закулаченной, но была освобождена и избирательных прав не лишалась». В 1963 году, в своих пометках к статье В. Гальперина Поляков просил, по возможности, совсем не упоминать деда.

По данным искусствоведа Н. Беляевой, Павел Никитич Козлов, по-коми Микит Паш, был очень известным вымским купцом. Видимо, его финансовые дела не всегда шли хорошо, и еще до революции у него были проблемы с законом. А после революции власть и подавно не жаловала бывшего купца.

 

Портреты Полякова работы скульптора Ю.Борисова и живописца Р.Ермолина.

 

Учеба и практика

В детстве Валентин сменил несколько школ. С 1913 по 1921 годы поочередно учился в Сереговском земском начальном училище, Яренском и Усть-Вымском городских училищах, Сереговской школе II ступени. В 1921-1922 годах была учеба в Усть-Вымском педтехникуме. А в 1922 году Поляков поступил в Усть-Сысольский институт народного образования, который в 1923 году был реорганизован в педтехникум повышенного типа. По какой специальности учился, неясно, но уже во время учебы, в марте 1924 года, он устроился художником на полставки в Центральную областную библиотеку и проработал там до августа.

Осенью 1924-го, в неполные 19 лет Валентин поехал в Ленинград поступать в знаменитый ВХУТЕМАС (бывшую Академию художеств). А там выяснилось, что приемная комиссия уже неделю как окончила работу. Пришлось поступать в Ленинградский художественно-промышленный техникум, где был разрешен дополнительный прием. Впрочем, говорят, все случайности в жизни не случайны. Хоть Валентину и «достался» лишь техникум, школа там тогда была сильная. Это было учебное заведение, только что созданное на базе известной в свое время школы Общества Поощрения художеств. Оно ставило задачу подготовить художников для работы в оформлении книг, театре, монументальной живописи, промышленности – с установкой сделать искусство практически применимым в жизни. В то время там преподавали большие мастера, из учебного заведения вышел целый ряд известных впоследствии крупных художников. И студентов отделения книжной графики, куда поступил Поляков, учили не только собственно рисунку, но и нюансам оформления и издания книги. Ребята изучали основы типографского искусства: переплет, форзац, фронтиспис, титул и шмуцтитул, заставки… Это потом здорово помогло Полякову в работе.

В 1928 году, по окончании техникума, Валентин приехал работать в Сыктывкар. Вначале устроился преподавателем ИЗО (кстати, эта аббревиатура означала Искусство Запечатления Образов) в школу II ступени. Работу там начал совмещать с оформлением книг в Коми Госиздате (будущем Коми книжном издательстве), а через пару лет окончательно перешел в издательство заведующим художественным отделением.

Агитбригада школы II ступени. Первый слева в среднем ряду — Коля Оплеснин. 20 апреля 1930 года.

 

Валенвик и компания

В Госиздате Поляков проработал 11 лет – с 26 сентября 1930 по 16 сентября 1941 года. Тогда в Коми крае стало издаваться очень много книг, а оформление их было крайне скудным. Молодой выпускник Ленинградского техникума стал не просто оформлять книги издательства, но и бороться с непрофессиональными, дилетантскими приемами оформления книг. По свидетельствам современников, издательство в 1930-е годы было как бы центром художественной жизни в Сыктывкаре: туда постоянно приходили художники и артисты, рабочие и пионеры, люди, занимавшиеся художественной самодеятельностью. Этому способствовала разносторонняя натура самого Полякова: одновременно с основной работой в школе и Госиздате Валентин Викторович – Валенвик, как сокращенно звали его подопечные – работал с молодежью. В 1928-1930 годах руководил комсомольской живой газетой Коми обкома ВЛКСМ, в 1931-1933 годах был членом президиума Областного бюро юных пионеров и худруком пионерских агитбригад затейников. С1934 по 1941 годы возглавлял художественную самодеятельность рабочих типографии («Ансамбль печатников»). Одно время даже был руководителем вело-мотосекции при Комитете физкультуры и спорта Коми АССР.

В начале 1930-х Поляков преподавал рисование в Сыктывкарском строительном и индустриальном техникумах, областной школе деткомдвижения. Кроме того, с 1928 по 1946 годы Валентин Викторович организовал целый ряд изостудий и кружков, в 1936-37 годах участвовал в создании республиканской художественной школы и был ее первым директором, в 1941-м организовал изостудию при Дворце пионеров, с 1941 по 1947 годы руководил студией ИЗО при Управлении по делам искусств. В его кружках и студиях начальное художественное образование получили Михаил Безносов, Пантелеймон Митюшев, Василий Игнатов, Рем Ермолин, Станислав Торлопов, Энгельс Козлов, Сергей Добряков, Степан Холопов – впоследствии известные живописцы и графики. Да и в пионерских бригадах затейников участвовали многие из тех, кто позже оставит яркий след в истории культуры и искусства родной республики. Кто-то из них станет художником, кто-то – актером, режиссером, диктором Коми радио и телевидения… А один из них, Коля Оплеснин, через десяток с небольшим лет станет Героем Советского Союза.

Исследователь жизни и творчества В. Полякова, сотрудник Национальной галереи РК Надежда Беляева пишет: «Из-за отсутствия профессиональных художников он стал привлекать наиболее способных учеников к оформлению книг, журналов, альманахов, листовок и агитплакатов… В 1930 году две трети всех рисунков, выпущенных издательством, были созданы пионерами, учениками Полякова». В 1934 году в фойе Коми областного театра прошла первая коми художественная выставка, организованная Коми государственным издательством и Союзом советских писателей, на которой было представлено около 70 обложек, заставок, рисунков и карикатур. Помимо самого Полякова, в выставке участвовали его ученики, среди которых был и Николай Оплеснин. А уж в агитбригадах затейников Коля был одним из самых активных. На обороте одной из своих фотографий, подаренной позже Полякову, Николай Оплеснин написал: «Воспитателю лучших качеств».

Валентин Поляков был даже членом президиума Областного бюро юных пионеров.

 

На фронте в тылу

С началом войны на фронт Поляков не пошел – имел бронь от Союза художников. Но в Сыктывкаре у него был свой фронт, и не один – в эти годы Валентин Викторович продолжил трудиться одновременно по множеству направлений. Прежде всего, был организатором, редактором и руководителем – все, что происходило в это время в художественной жизни Сыктывкара и Коми, стало возможным благодаря его титаническим усилиям и энтузиазму. Главными направлениями работы В. Полякова стало исполнение обязанностей директора Коми республиканского Дома народного творчества, работа в Управлении по делам искусств при Совнаркоме Коми АССР, агитплакаты и агитокна (о них «Регион» подробно рассказывал в сентябре этого года), проведение первых художественных выставок. Поляков активно содействовал созданию и становлению Союза художников Коми, а затем его возглавил. При такой загруженности он умудрялся, хотя бы урывками, заниматься еще и творчеством – оформил ряд книг, создал массу плакатов, графических и живописных работ.

Директором Управления по делам искусств была Серафима Михайловна Попова – землячка (тоже из Серегово) и одногодка Полякова.

– Видимо, Поляков и Попова были знакомы еще с юности, находились в очень теплых, дружеских отношениях, – рассказывает Н. Беляева. – Между прочим, брат мужа Серафимы Михайловны – коми народный поэт Серафим Попов, а ее сын, Эраст Алексеевич Попов, стал известным артистом, режиссером и драматургом. Но в детстве Эраст мечтал стать художником. С 15-летнего возраста – с 1941 года – он занимался искусством под руководством Полякова и тоже участвовал в первой выставке Союза художников в 1943 году. В собрании Национальной галереи Коми хранятся три живописных этюда Эраста Алексеевича конца 1940-х годов и пять графических произведений. Когда Эраст уже работал актером драмтеатра, он получил первую премию республиканской выставки, а его работы закупил художественный музей в качестве начала отдельного раздела – произведений коми самодеятельного искусства.

Вело-мотосекция при Комитете физкультуры и спорта Коми АССР. Крайний слева – В.Поляков. 1930-е гг.

 

Союз нерушимый

С началом войны многие художники республики ушли на фронт, в Сыктывкаре остались лишь Поляков и Михаил Безносов. Но в 1941-42 годах в город, самостоятельно и по эвакуации приехали еще несколько художников из разных городов страны. Они активно включились в художественную жизнь Сыктывкара. И Москва стала требовать создать тут отделение Союза художников. Во многом по чисто коммерческой причине: с доходов художников надо было делать налоговые отчисления, а возложить это было не на кого. Руководящую роль в создании Коми отделения Союза художников взял на себя Поляков.

Судя по хранящимся в Национальном архиве РК автобиографиям В. В. Полякова, 3 августа 1942 года он был принят в Союз художников Оргкомитетом Союза советских художников СССР, 30 октября 1942 года избран председателем Оргбюро Союза художников Коми АССР. А 19 января 1943 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров Коми АССР «Об организации Союза советских художников в Коми АССР», где Полякова утвердили в должности. Председателем творческого союза он пробыл до марта 1962 года, когда был вынужден уйти по состоянию здоровья. Кроме того, по инициативе Полякова в 1949 году было создано Товарищество художников Коми АССР, Поляков вошел в его правление, а в 1953 году организацию переименовали в Коми отделение Художественного фонда, и еще два года Поляков был председателем правления. Также он принял важнейшее участие в создании художественного музея Коми АССР, ныне – Национальной галереи Республики Коми. С 1960 года Валентин Викторович входил в правление и всероссийского Союза художников.

С декабря 1941 г. по январь 1943 г. преподавал историю искусств на Коми отделении (национальной студии) ГИТИСа им. Луначарского, эвакуированном в Сыктывкар; в те же годы был начальником штаба батальона Всевобуча в Сыктывкаре. После войны Валентин Поляков не оставлял свою просветительскую работу. Он систематически читал лекции на факультете ИЗО Коми пединститута. Говорил об изобразительном искусстве с тысячами студентов, учителей и обычных жителей на лекциях, в докладах и выступлениях по радио.

Встреча с учеником — Николаем Оплесниным, Героем Советского Союза. Начало 1942 г. В марте того же года Оплеснин погибнет в Новгородской области.

 

Всегда готов…

В 1943-45 годах Валентин Поляков несколько раз съездил в Заполярье, в результате чего создал цикл акварелей и рисунков пером и тушью «Новая Воркута». Город тогда только появился, там в тяжелейших условиях добывался уголь, столь нужный промышленности. По оценке искусствоведа О. Орловой, «хотя эти работы несут в себе черты репортажности и не являются примером высокой образности, они документально точны, по сути дела, это изобразительная летопись, дающая наглядное представление, как суровый необжитый край трудом людей превращается в крупный промышленный центр страны».

– Когда Поляков ездил в Заполярье, он проехал и по лагерям, – рассказывает Н. Беляева. – Помимо создания по итогам поездок более чем 100 рисунков, он знакомился и налаживал связи с репрессированными художниками, которые к тому времени начинали освобождаться, но не имели права выезжать за пределы города. В Абези нашел пятерых художников, в Воркуте с дюжину – больше, чем жило тогда в Сыктывкаре… И на первой послевоенной выставке летом 1945 года большинство экспонентов были как раз художники из лагерей. Сейчас в нашей галерее хранится около 20 работ, созданных репрессированными – в основном, в 1944-45 годы. Это уникальные работы – в основном, пейзажи Абези и Воркуты тех лет. Их авторы – Константин Пантелеев, Александр Кузнецов, Анатолий Комаров, Василий Прокошев, Лев Рыминский – кстати, двоюродный брат известной советской актрисы Татьяны Окуневской, из дворян. Кстати, думаю, что Поляков не случайно так активно, даже бесстрашно выходил на контакты с репрессированными художниками, продвигал их, звал в Союз. Внучка Полякова рассказывала, что родство с дедом, бывшим купцом, не давало ему спокойствия. В годы террора он ждал «людей в штатском», приготовил «тревожный чемоданчик»… Его мать раскладывала пасьянс и говорила: «Ой, Валя, плохо – придут!». И однажды в самом деле пришли, забрали, а вскоре отпустили. По словам внучки, Валентин Викторович никому не рассказал, куда его забирали и что с ним там было. Но всегда был готов к тому, что могут прийти снова…

Может, именно по причине такого родства Поляков был беспартийным, хотя по канонам того времени, при таких должностях ему просто необходимо было состоять в КПСС. К слову, в 1948-50 годах Валентин Викторович учился в Университете марксизма-ленинизма на факультете истории, но не окончил его…

В. Поляков с коллегами по Товариществу художников Коми АССР.

Картина В.Полякова «Подвиг Лобанова». В январе 1944 г. уроженец села Спаспоруб Виктор Лобанов был удостоен звания Героя Советского Союза.

 

От значков до трибун

В 1940-х годах, обратившись к станковым формам, Поляков первым из коми художников начал работать в техниках литографии и линогравюры. Позже создал серию автолитографий и рисунков углем, посвященных Сыктывкару, серию графики «Новый Север» – гимн суровой природе родного края, красоте полярной ночи, людям, пришедшим осваивать его просторы, и многое другое. Поляков сотрудничал и с сатирическим коми журналом «Чушканзi» (Оса), несколько лет даже был его главным художником. Между прочим, рисовал карикатуры и шаржи на писателей Коми.

По проектам Полякова оформлялось все самое значимое в Сыктывкаре: большая трибуна к 10-летию Коми области в 1931году, трибуны в зале заседаний Верховного Совета Коми АССР, республиканская Доска Почета на Красной площади Сыктывкара. Оформление города к праздникам в 1930-48 годах тоже постоянно поручали Полякову, а в 1961-63 годах на общественных началах он был главным художником столицы. По его эскизам Монетный двор по заказу правительства Коми АССР выполнил юбилейный значок в честь 15-летия Коми автономии и депутатский значок Верховного Совета Коми АССР, памятный значок «40 лет Коми АССР», нагрудный знак Заслуженного работника Коми АССР и многое другое.

Кроме того, со студенческих лет и до конца жизни Валентин Поляков все время состоял в разных выборных и общественных органах, названия которых для нас уже экзотика: месткоме Рабпроса Сыктывкарской школы II ступени, Коми группкоме профсоюза печатников, революционной комиссии месткома Коми Госиздата… В 1930-32 годах был председателем худсовета Коми драмтеатра. С 1950 года состоял в Коми республиканском Комитете Защиты Мира, в 58-м стал его зампредседателя, входил в правление Коми отделения общества «Знание». Несколько раз участвовал в работе избирательных комиссий по выборам в Верховный Совет Коми и даже был народным заседателем Верховного суда Коми АССР!

Конечно, государство не забывало отмечать заслуги Валентина Полякова. Он награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», званиями Заслуженного деятеля искусств Коми АССР и Заслуженного художника РСФСР. Это не считая многочисленных почетных грамот от республиканских, российских и всесоюзных организаций и учреждений. Можно ли при такой трудовой биографии чувствовать неудовлетворенность, свою нереализованность как художника? Оказывается, да.

В. Поляков. Начало Воркуты. Поселок Рудник.

В. Поляков. Бункер шахты «Капитальная».

В. Поляков. У пединститута.

В. Поляков. Осень на Сысоле.

 

«Судьба моя незавидна…»

В 1964 году в издательстве «Российский художник» вышла книга
«В. Поляков» литератора Владимира Гальперина. Когда Поляков читал рукопись будущей книги, его задела фраза: «Творческая судьба Валентина Викторовича сложилась поистине завидно…». В пометках к рукописи Поляков писал: «Первое предложение о «завидной творческой судьбе» хотелось бы перефразировать,
т. к. творческая судьба моя – отнюдь не завидна. Стоит ли завидовать, когда большая часть жизни ушла не на собственную творческую работу, а на работу с другими…»
. А вот еще одна пометка: «В заключительном абзаце надо избежать громких фраз, вроде «Накануне новых творческих свершений» или «Пусть по-прежнему будет зорок его глаз» и т. д. и т. п. Дать надо проще: хотя бы о том, что я хочу работать дальше для родного края. Да и мои слова (если их давать) точнее будет дать в такой редакции: «Лучшие свои работы я еще хочу сделать».

Хранятся в Национальном архиве еще и отзывы с персональной выставки В. В. Полякова в ноябре 1965 года – к 60-летию и 40-летию творчества. После похвальных отзывов «обычных» посетителей идут два особенно примечательных.

«Мне нравится раздел выставки по книжной графике, относящейся к 30-м годам. Думаю, что в этих работах есть хорошее художественное начало, хотя почти отсутствует ощущение национального. Хорошим примером проникновения в это национальное, думаю, служит плакат «Бьем врага»… В рисунках же много случайных «картинок» без образного начала, и совершенно не было необходимости выставлять такие живописные работы, как «На Ухте», «В Заполярье» и «Подвиг Лобанова». Думаю, что они антихудожественны. Художник Р. Ермолин». А через несколько записей – такая: «Валентин Викторович! Я впервые увидел Ваши работы одновременно. Я совершенно не ожидал увидеть такого разнообразия. Меня это просто поразило. Столько хорошего Вы прятали «под спудом» и так долго. С большим удовольствием ходил по выставке. Между прочим, антихудожественного ничего не нашел. Молодцом В. В. Работайте, творите. Художник Борисов».

При этом оба художника, заочно «поспоривших» о достоинствах работ Полякова, еще за год до этого, в 1964-м, создали его портреты. Юрий Борисов сваял скульптурный, а Рем Ермолин – живописный…

Действительно, Валентина Викторовича уважали, ценили прежде всего за его вклад в развитие изобразительного искусства Коми. В 1962 году, провожая Валентина Викторовича на пенсию, художники Коми написали в письме-адресе: «Более 30 лет назад Вы начали свой труд профессионала-художника в Коми крае. Постепенно вокруг Вас собирались люди, посвятившие себя делу изобразительного искусства в республике. Творческая биография большинства наших художников начиналась под Вашим руководством. Мы всегда будем благодарны Вам за многолетнюю и каждодневную работу с нами, цель которой было вырастить образованных, грамотных и культурных художников, способных развивать дальше коми изобразительное искусство».

Валентин Викторович Поляков ушел из жизни 4 февраля 1974 года в Сыктывкаре, похоронен на городском кладбище. Почти 20 лет спустя, в конце 1993 года, когда отмечалось 50-летие Союза художников Коми, Станислав Торлопов, в то время уже заслуженный художник РСФСР, а когда-то ученик Валентина Полякова, сказал о нем: «Да, человеком он был непростым. Но главное его качество – он был аристократом духа. Его внутренняя культура не позволяла ему опускаться в самых немыслимых ситуациях. Валентина Викторовича нельзя назвать выдающимся художником, но именно с него начался наш союз».

Ирина САМАР

Фото из архива Национальной галереи РК, личного фонда В. В. Полякова в Национальном архиве РК

Редакция благодарит за содействие в подготовке этого материала сотрудников Национальной галереи РК и Национального архива РК.