Анатолий Князев: «Работать по старинке сегодня уже нельзя»

В последние два года Правительством Коми заявлена реализация нескольких крупных агропромышленных проектов: строительство тепличных комплексов в Емве и Сосногорске, агрогородка с роботизированной фермой, комбинатом по переработке молока и производством овощей открытого грунта в Жешарте. Кроме того, модернизируют и расширяют производство ООО «Южное» в Прилузском районе и птицефабрика «Зеленецкая» в Сыктывдинском. О том, как реализуются эти и другие проекты, о продвижении нашей продукции в торговых сетях рассказывает заместитель председателя Правительства – министр сельского хозяйства и потребительского рынка РК Анатолий Князев.

– Практически одновременно, в 2016 году, в Коми объявили о грядущем строительстве двух крупных тепличных комплексов – в Емве и Сосногорске. Началась разработка проектов, муниципальные власти оперативно начали решать вопросы с земельными участками. На каком этапе сейчас реализация этих проектов?

– Сейчас для нас ключевой проект – это тепличный комплекс на 11 га в Сосногорске. Этот проект более проработан и подготовлен. Ввести в эксплуатацию мы планируем его до конца сентября 2018 года. Первая свая уже забита. Подрядчик шел впереди графика, но потом работы застопорились. Нужно было решить вопрос с трубой газопровода, которая проходит как раз посередине участка, выделенного под тепличный комплекс. А в остальном все складывается благополучно. Проект вошел в программы Минсельхоза России на получение субсидий и льготного кредита. В целом объект обойдется в 3,5 миллиарда рублей. Субсидии составят порядка 20 процентов от прямых понесенных затрат – около 500 миллионов рублей. Но это пока предварительные цифры. Кредит на 2,5 миллиарда рублей под 2 процента годовых предприятию уже одобрили.

– Сосногорский проект изменился по сравнению с тем, каким он был заявлен изначально?

– Да, его немного подкорректировали, сделали современнее. Это будут теплицы пятого поколения, с подачей углекислого газа к каждому кусту. Кстати, это уникальный проект. Многие регионы мечтают заполучить такой, но не у всех это получается. В России всего три региона строят подобные комплексы, и Республике Коми посчастливилось попасть в их число.

Что касается тепличного комплекса на 33 га в Емве, его реализацией мы тоже займемся. Полностью подготовлена территория под строительство, проведена геодезия. Получены разрешения на подключения к газу, воде, электроэнергии, стоимость которой в Емве для инвестора будет привлекательной – 2 рубля за кВт/ч. Теплицы смогут производить большие объемы продукции осенью и зимой, когда в других хозяйствах, ориентированых на естественное освещение, наблюдается спад производства. За счет того, что конкуренты зависят от сезонности, мы должны выиграть на рынке. Поля, которые выделены под этот объект, не пустуют. В этом году на них выращивали картофель и получили неплохой урожай. Но конкретных сроков, когда начнется строительство, пока назвать нельзя. Ищем инвестора.

– А почему инвестор поменял свои планы, ведь реализация проекта уже должна была начаться?

– Инвестор приезжал недавно на переговоры. Проект масштабный, емкий, на контроле у правительства, а инвестор сейчас в сложной ситуации. Обанкротился из-за других проектов, не связанных с Емвой. Он взял тайм-аут, чтобы отдышаться и навести порядок в делах.

– И сколько он времени просит на то, чтобы отдышаться?

– До марта следующего года. Мы не намерены отказываться от проекта, тем более, в него уже вложено порядка 50 миллионов. Подготовительный этап пройден. Параллельно мы ведем переговоры с другим инвестором, которого проект заинтересовал. Он готов завершить строительство во втором квартале 2019 года. Позже, конечно, чем мы изначально планировали, но в любом случае, республике сейчас было бы тяжело реализовать одновременно два больших проекта – емвинский и сосногорский. Правительство республики тоже должно участвовать в финансировании, а два таких крупных объекта в нынешней экономической ситуации бюджету не потянуть. Или бы нам пришлось закрывать некоторые виды поддержки, например, субсидирование молочного животноводства. Субсидирование тоже должно быть разумным, каждый рубль расписан. Сейчас мы сделали ставку на Сосногорск.

– Со строительством агрокомплекса в Жешарте сейчас тоже все не очень определенно, рассматривается вариант приглашения соинвестора. Но, может быть, вообще имеет смысл поменять идею? Приценивались же к Емве и Жешарту китайцы, которые хотят там кроликов на мех разводить.

– Вариант с кроликами мне не нравится, потому что по своему опыту знаю, что китайцы нередко очень быстро что-то начинают, а потом никак закончить не могут. По реализации проекта в Жешарте мы рассматриваем разные варианты. Проект дорогой – 4,7 миллиарда рублей. Я настаиваю, что нецелесообразно возводить комплекс сразу на 2400 голов крупного рогатого скота. Стоит разбить стройку на два этапа. Сделать сначала одну ферму на 1200 голов. Это уже много для Севера.

– Не так давно для сельхозпредприятия «Южное» в Прилузском районе было закуплено голштино-фризское стадо в Венгрии. Некоторые местные жители не понимают, а почему в России коров нельзя было приобрести, может, дешевле бы вышло?

– Выходит, что нельзя. В поисках скота объехали всю Россию. В основном его за пределы региона не продают – самим не хватает. В Татарстане, например, сейчас активно строят молочные фермы, и есть негласное указание – коров никому не отдавать! Если где-то и продают, то по 10-15 голов. Но так, с миру по нитке, нам собирать невыгодно. «Южному» удалось купить в Нижнем Новгороде сто голов черно-пестрой породы, еще столько же зарезервировали. Есть договор с белорусами, они готовы продать 300 голов. Цену предложили нормальную –150-160 тысяч рублей за корову. Генофонд тоже хороший. Что касается племенных хозяйств нашей республики, то они план по реализации поголовья уже выполнили. Больше продавать им нечего.

– А когда эти «живые вложения» в «Южное» начнут окупаться?

– Уже окупаются. Коровы, которых из Нижнего Новгорода привезли, отелились, дают молоко. У венгерских начнется массовый отел в конце этого года-начале следующего. Работа ведется в рамках реализации проекта по строительству на базе «Южного» животноводческого комплекса на 1200 голов. В конце прошлого года построили ферму на 480 голов, в этом году откроем еще одну такую же ферму и родильное отделение на 240 скотомест.

– Как себя чувствует птицефабрика «Зеленецкая» после того, как взяла под свое крыло практически обанкротившуюся «Сыктывкарскую» птицефабрику?

– Там все стабильно. Иногда возникают проблемы с реализацией мяса. Но это общероссийская тенденция. В стране перепроизводство мяса птицы и свинины. Условия жесткие. Крупные предприятия сбрасывают цену, чтобы выдавить конкурентов с рынка, занять нишу и снова поднять цену. На яичном производстве бывшей «Сыктывкарской» навели порядок, сделали большую работу по автоматизации сортировки яиц, закуплена голландская линия. Темпы реконструкции не такие высокие, как хотелось, потому что из-за перепроизводства яйца в России в какой-то момент пришлось продавать продукцию ниже себестоимости.

– И как намерены отвоевывать рынки у конкурентов с юга, у которых товар хоть и лежалый, зато дешевле?

– Будем брать качеством и осваивать Север. Открываем магазины в Воркуте, Ухте, планируем в Усинске. Там хороший спрос на нашу продукцию. Вошли в Архангельскую область: ряд магазинов в Котласе торгует нашей продукцией. У них своя яичная фабрика переживает не лучшие времена, а мясная вовсе сгорела, поэтому они рады с нами работать. Пойдем и на юг. Уже год работаем в Кировской области. Там есть магазин, склад готовой продукции, теперь будем расширять продажи.

– Неужели в Кировской области, в которой условия для сельского хозяйства лучше, своих птицефабрик нет?

– А вот не нашлось у них в свое время своего такого директора, как Николай Черный, поэтому аналогов нашей «Зеленецкой» там нет. Мы еще и рынок Чувашии прощупываем. Там не хватает местного мяса птицы, фабрики работают слабо. Ездили, смотрели, какие магазины можно купить или взять в аренду, но пока ничего стоящего не нашлось. Николай Михайлович пока взял перерыв. Тем более, у него сейчас и так забот хватает. Сейчас разрабатывается проект по строительству комбикормового завода. Площадка подобрана. Как только появится этот завод, мы сможем удешевить корма. А за этим последует снижение стоимости яйца и продукции из мяса птицы и свинины.

– Кстати, о кормах. Устьцилемы как-то предлагали внедрить у них производство сенной муки – травы у них много, почему бы из нее не делать вот такие «консервы» и не отправлять в районы, где корма похуже. Стоит реализовать такую идею?

– Идея интересная, но это выгодно, только если сушилка будет работать не на мазуте, а на газе. Так что смысл в таких установках есть только там, где газовая труба в шаговой доступности. Но это вопрос будущего. Сейчас куда важнее привести в порядок земли, на которых выращиваются кормовые культуры. Половина многолетних трав у нас растет без пересева более пяти лет. Нужно их обновлять, иначе хорошего урожая не будет. Мы сейчас даже разнотравье нормально выращивать не можем, угодья сплошь запущенные. Нужно много вложить в восстановление мелиоративных сетей. Это сейчас главная задача. Как ни убеждай аграриев, к сожалению, многие норовят урожай снять и забыть про землю, особенно, если она не оформлена никак. А землей нельзя пользоваться разово, с ней нужны долгосрочные отношения!

– Летом 2016 года во время визита в Корткеросский район вместе с Главой Коми Сергеем Гапликовым Вы предложили аграриям попробовать в порядке эксперимента выращивать кукурузу на корма для коров, высказав мнение, что если даже полноценных початков эта культура не даст, получится хороший силос. Состоялся ли эксперимент?

– В этом году посеяли кукурузу в Прилузском районе и под Ухтой. В Сыктывкаре Научно-исследовательский институт сельского хозяйства посадил кукурузу на Ручейной. Выросла нормально, початки получились с мою ладонь длиной. Их заложили на силос. В следующем году еще больше посадим. В этом году урожай получился не очень, лето было достаточно сырое и холодное для кукурузы. Но в сельском хозяйстве без риска никак. Один год может быть совсем неудачным, зато потом три-четыре лета подряд урожай хороший.

– В этом году и картофель, которым Коми традиционно славится, не очень хорошо уродился, как и другие овощи. По этому поводу вопрос: а большое овощехранилище, которое построили для сыктывкарского «Пригородного», сейчас заполнено? Планировалось ведь, что часть его площадей будут сдавать в аренду другим сельхозпроизводителям, которым своих хранилищ не хватает.

– Стоит полупустое. Арендаторам эти площади в нынешнем году не нужны – урожай не выдался. Сам «Пригородный» получил 30 процентов от плана. Хотя готовились к посевной основательно, закупили новые семена, потому что сорт выродился. А урожайность все равно неважная. Хотели подешевле осенью закупить картофель в других регионах, где урожай уродился, а зимой продавать подороже. Но отказались от этой затеи из-за нехватки оборотных средств. Сейчас мы хотим переориентировать ряд хозяйств на морковь. Ее у нас недостаточно сажают. Капуста в этом году неплохо уродилась, но для нашего региона ее выращивать не так выгодно, потому что солить и квасить ее толком никто не хочет.

– Наши аграрии постоянно жалуются на то, что федеральные торговые сети не хотят их продукцию брать, или условия невыгодные предлагают. Что делается, чтобы исправить эту ситуацию?

– Заставить торговые сети работать так, как хотели бы наши производители, мы не можем. Пока можем только договариваться. Но сейчас пытаемся изменить законодательство. Внесли в Госдуму России законопроект, который заставит торговые сети увеличить на полках долю местной продукции. Установить определенный процент на каждый вид продукции. Но это только один из вариантов решения проблемы. Производители обижаются на торговые сети, но со стороны сетей к ним есть и обоснованные претензии. Идти на уступки, работать над ошибками должны обе стороны.

– Одна из претензий сетей к Сыктывкарскому хлебозаводу, к примеру, деревянные лотки для продукции, которые требованиям этих сетей не соответствуют. Это действительно так сложно исправить?

– Хлебозавод вообще нужно масштабно модернизировать. Мы серьезно отстаем от наших соседей по технологиям. Работаем на старых котлах, печах, у которых очень низкий КПД. Хотя завод очень старается, появляются новые виды продукции, директор у них перспективный. Но без модернизации уже нельзя. Сейчас завод работает в одну смену, а котлы коптят 24 часа в сутки, потому что их останавливать нельзя. В результате электроэнергию, газ теряем впустую. Эта технология досталась нам с советских времен, когда газ был дешевый, а аналогов не было. Сейчас работать по старинке уже нельзя.

– Пять лет назад возникла идея возрождения в Коми лесного оленеводства, потому что в тундре стада расширять уже некуда – кормовой базы не хватает. Долго строили загоны под Мещурой в Княжпогостском районе, потом два года оленей переправляли с Ямала. И как сейчас это хозяйство живет?

– Неважно, если честно. Сама технология до конца не была продумана. За два года в вольере все проедается до земли, не хватает кормов. Опять же, когда олени долго на одном месте, повышается риск распространения инфекций. А выпустить оленей за пределы вольеров нельзя, их потом не соберешь. Стоит вопрос о строительстве дополнительных загонов, чтобы переселять оленей периодически. Иначе мы не сможем наращивать поголовье, защищать животных от болезней. Кроме того, хватает проблем с хищниками. Медведи и волки в загоны залезают. Сейчас призвали бригаду охотников на помощь. Но проект этот мы сворачивать не собираемся. В первую очередь, ради науки. Наши специалисты будут раз в месяц выезжать с научными работниками, ветврачами, проводить исследования.

– А если часть оленей ради тех же туристов переселить куда-нибудь поближе?

– Над этим тоже думаем. Сейчас ни о какой окупаемости за счет туризма там и речи идти не может, уж очень труднодоступная территория.

– Что бы Вы в целом сказали об итогах уходящего года для сельского хозяйства в Коми?

– За это время у нас появилось почти 200 новых фермерских хозяйств. И это уже о многом говорит. Снова появились перепелиные фермы, некоторые фермеры хотят заниматься аквакультурой. Будем выращивать мальков, а в Сосногорске запустим производство рыбы круглогодичного цикла.
Можно отметить положительные итоги программы «Устойчивое развитие сельских территорий». На ее реализацию направлено порядка 250 миллионов рублей, введены социально значимые объекты: школа в Пыелдино, культурно-досуговый центр в Кослане, спортивная площадка в Сторожевске, водопроводы в Ижемском и Усть-Цилемском районах, реализовано семь проектов по инициативе граждан. 49 человек получили выплаты на строительство жилья. Люди на селе хотят жить и работать, и это самое главное.

Беседовала Анна ПОТЕХИНА

Фото пресс-службы Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми