Федор Модоров. «Праздник 1 Мая у оседлых ненцев»

В год 75-летия Национальной галереи Республики Коми наш журнал продолжает знакомить читателей с ее шедеврами. В залах галереи неизменно привлекает внимание живописное полотно «Праздник 1 Мая у оседлых ненцев», принадлежащее кисти известного советского живописца Федора Александровича Модорова (1890-1967). Оно было написано в 1927 году и неоднократно переименовывалось, называясь то «Праздник 1 Мая у оседлых самоедов», то «Первомайский праздник у зырян», то «1 Мая в области Коми».

Интересно вдвойне, что картина была написана художником по воспоминаниям о поездке в Коми край в 1925 году. Тогда десятки живописцев и графиков разъехались по всей стране в творческие командировки – для запечатления «величайшего момента истории в его порыве». Это были деятели недавно образованной Ассоциации художников революционной России (сокращенно – АХРР). Художественный документализм и героический реализм стали их лозунгами. Ахрровцы стремились всеобъемлюще отражать советскую действительность и создавать произведения искусства, понятные и близкие народу, в отличие от того же авангарда. Именно с АХРРа начался социальный и партийный заказ: тематика революции и Красной Армии, советского быта и труда.

В 1926 году в Москве прошла масштабная выставка «Жизнь и быт народов СССР», на которой были представлены произведения художников, привезенные из командировок практически со всей страны – около трехсот художников показали почти две тысячи работ! Экспонировались и работы Федора Модорова. Это были виды Усть-Сысольска, печорских селений, портреты партийных и хозяйственных деятелей.

В столице Коми области художник побывал в июле 1925 года, а в августе отправился по реке Печоре. С двумя местными провожатыми он проплыл на лодке от Троицко-Печорска до пристани Куя в устье Печоры. Десять дней художник пробыл в селе Колва.

Колву основали в первой половине XIX века ненцы-самоеды, перешедшие к оседлому образу жизни после потери своих оленей во время эпидемий. Река Колва вела в самое сердце Большеземельской тундры, здесь проходили многочисленные оленьи стада ижемских и ненецких оленеводов; в окрестностях было много озер, рек, лесов. В двадцатые годы ХХ века в Колве проживало более 400 человек из родов Выучей, Валей, Сядей, Хатанзей, Ванюта. Жители занимались охотой, рыболовством и огородничеством, держали лошадей, крупный рогатый скот, овец. В большинстве своем колвинские ненцы приняли православную веру, а в качестве разговорного языка использовали ижемский диалект.

Модоров делал зарисовки с утра до вечера, рисовал с натуры работников исполкома, работников артели «Самоедин», представительниц женотдела. Позднее наброски легли в основу его живописных полотен «Самоедский исполком», «Семья самоеда. Колва», «Съезд советов Самоедии» и, в том числе, картины «Праздник 1 Мая у оседлых самоедов», которая хранится в Национальной галерее Республики Коми. Она экспонировалась в Москве на масштабной выставке, посвященной десятилетнему юбилею Октябрьской революции, с нее была закуплена и направлена в Коми областной музей.

На картине изображена праздничная демонстрация в честь нового советского праздника: женщины в паницах, мужчины в малицах и совиках идут с радостными лицами, несут транспаранты; на рогах оленей повязаны полоски красной ткани. Стоит обратить внимание, что один ненец держит флаг с надписью, сделанной молодцовским шрифтом: «Мед олас май 1 [лун]» (Да здравствует 1 Мая!); в руках другого – газета «Комi сiкт» (Коми село), которая стала выходить в апреле 1925 года. На дальнем плане видны большие старинные дома с балкончиками и взвозами. Сейчас таких домов в Колве уже нет, они не сохранились, но остались запечатленными на полотне московского художника. Как писали современники, работы этого цикла «воссоздают характерные черты жизни и быта ранее отсталых и угнетавшихся царизмом народностей России. Они убедительно свидетельствуют о том, что Советская власть пришла в далекие окраины великой страны и завоевала доверие народа».

Работа отличается лубочностью, перекличкой с иконописным прошлым художника – Модоров вышел из Мастерской иконописной школы. Зрители и специалисты критиковали ранние работы художника за условность и статичность персонажей, надуманность композиции, сходство с иконами. Впоследствии художник преодолел «пережитки прошлого» в своем творчестве и стал известен благодаря парадным портретам и картинам на историко-революционные темы, а также долгим руководством главным художественным вузом страны – институтом имени В. Сурикова. Народный художник РСФСР Федор Модоров по праву считается одним из основателей социалистического реализма в советском искусстве.

Надежда БЕЛЯЕВА

Ф. А. Модоров. Праздник 1 Мая у оседлых ненцев. 1927. Холст, масло. Из собрания Национальной галереи Республики Коми.