Алексей Иванов: «Наш коллектив способен на многое»
В 2019 году Ухтинскому нефтеперерабатывающему заводу (ныне ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка») исполняется 85 лет. Основанное в 1934 году как Ухтинский нефтеперегонный завод, это предприятие стало одним из пионеров нефтеперерабатывающей отрасли в России. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал топливо и смазочные материалы для танков, самолетов, автомобилей, тракторов и флота. В 1999 году завод вошел в состав Компании «ЛУКОЙЛ». Предприятие снабжается сырьем с месторождений «ЛУКОЙЛ-Коми». Завод полностью обеспечивает высококачественными бензинами и дизельным топливом потребителей в Республике Коми, также направляя продукцию соседям – в Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Псковскую области, Карелию, ЯНАО, НАО и ряд других регионов. О том, чем сегодня живет одно из старейших предприятий России и Республики Коми, мы беседуем с генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Алексеем Ивановым.
Наша стратегия – найти именно то, что востребовано на рынке, а не производить то, что не нужно.
– Алексей Юрьевич, насколько я понимаю, за последние 10 лет стратегия вашего предприятия существенно поменялась. В 2008 году планировалось довести объем переработки нефти до 6 миллионов тонн в год. А прошлый, 2018 год вы закончили с показателем 1,84 млн. тонн, в 2017 году переработали 2,11 млн. тонн. С чем связано уменьшение объемов переработки нефти и, соответственно, выпускаемой продукции? В чем сегодня стратегия ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»?
– Давайте вернемся к 2008 году и вспомним, что десять лет назад были высокие цены на нефть и значительная разница в пошлинах на нефть и нефтепродукты, обусловленная действующими на тот момент коэффициентами. Вследствие этого маржинальность переработки нефти, в том числе простая переработка нефти в прямогонные дистилляты, была эффективной. То есть по факту был трансфер маржи от нефтедобычи к нефтепереработке.
– И нефтепереработчикам это было выгодно?
Сейчас ситуация изменилась. «Простая» переработка перестала быть рентабельной, пошлина на темные нефтепродукты приведена к 100 процентам пошлины на нефть. В результате все заводы, которые получали так называемую «премию» от простой переработки, лишились своей экспортной экономики. Поэтому предприятия отрасли сконцентрировались на повышении операционного дохода, в том числе оптимизируя свою загрузку.
К чему это привело в Ухте? Мы сейчас сконцентрированы исключительно на объемах, которые реализуем на внутреннем рынке нефтепродуктов – это бензин и дизельное топливо. Они практически в полном объеме остаются в республике и близлежащих регионах. Не надо забывать и о том, что мы – предприятие, глубоко интегрированное в компанию «ЛУКОЙЛ». Поэтому часть наших нефтепродуктов, которые не являются товарными бензинами и дизельным топливом, направляется на дальнейшую переработку в другие предприятия компании – в Пермь, Нижний Новгород, Волгоград. Это дает серьезную синергию с точки зрения работы внутри группы предприятий «ЛУКОЙЛа».
Кроме того, за последние 5 лет на заводе в Ухте сделан ряд достаточно значимых улучшений, чтобы, вне зависимости от рыночной конъюнктуры или налогового окружения, обеспечивать операционный доход предприятия и его стабильную работу.
Кстати, объем переработки нефтяного сырья в условиях рыночной экономики никогда не являлся показателем эффективности и доходности. Скорее, наоборот – маржинальность являлется критерием, определяющим необходимость увеличения или снижения объемов.
Сегодня управление всеми технологическими объектами на предприятии осуществляется из единой операторной, где заняты всего 8 человек в смену.
– Один из основных показателей качества работы нефтеперерабатывающего завода – выход светлых нефтепродуктов. Насколько высок этот показатель в ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» и какова его динамика в последние годы?
– Эта динамика отчасти и определяет экономику нашего предприятия. За последнее время в «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработке» произошел значительный прирост по выпуску светлых нефтепродуктов, несмотря на то, что качество нефтяного сырья с каждым годом ухудшается. Трубная нефть становится тяжелее, содержание светлых фракций в ней сокращается. Но в 2015-2018 годах количество светлых нефтепродуктов в товарной корзине завода увеличилось с 44,75% до 49,76%.
Компания «ЛУКОЙЛ» всегда шла впереди многих других компаний в стране, опережая порой даже требования государства, предъявляемые к качеству тех же автомобильных топлив. «ЛУКОЙЛ» первым в России перешел на выпуск топлива экологического стандарта Евро-5, так же, как и когда-то на Евро-3 или на Евро-4. Компания была настолько готова к этому, что все ее заводы, в том числе и наш, перешли на выпуск бензинов Евро-5 с 1 июля 2012 года. При этом первую тонну дизельного топлива пятого класса Компания произвела в 2007 году. Для примера – в Российской Федерации обязанность выпуска бензинов класса Евро-5 в соответствии с техническим регламентом введена только с 1 января 2016 года.
Такова стратегия развития Компании – предъявлять на рынок не просто конкурентоспособную продукцию, а превосходить конкурентов по всем направлениям. Поэтому, когда Евро-5 стало обыденностью для потребителей, «ЛУКОЙЛ» выпустил на рынок новое топливо – ЭКТО-100. Аналоги от других компаний стали появляться на рынке только полтора года спустя.
Главный приз ежегодного конкурса «Лучший технологический объект» вручается начальнику цеха №5 «Энергоснабжение и водоотведение» Игорю Егорову.
– Одно из конкурентных преимуществ вашего завода – выпуск качественного экологически чистого зимнего и арктического дизельного топлива, востребованного в северных регионах страны. Недавно завершился уникальный российский автопробег по Антарктиде, который сопровождала телевизионная группа Валдиса Пельша. На вездеходах во время этого пробега использовалось дизельное топливо вашего производства. Как оно себя показало в экстремальных условиях антарктического холода?
– Все удовольствие момента в том, что нас никто не предупредил, что туда возьмут наше топливо! Они ведь взяли даже не самое «морозостойкое» дизельное топливо с предельной температурой фильтруемости до минус 52 градусов, а классом ниже – до минус 42. Мы это топливо почти полтора года назад отгрузили в адрес одного из наших потребителей. Притом это наш стандартный продукт, вся республика на нем ездит зимой и не испытывает никаких проблем. В этом и есть показатель качества технологии и профессионализма людей, которые у нас работают. Кстати в прошлом году топливо с предельной температурой фильтруемости до минус 52 градусов стало победителем конкурса «100 лучших товаров России».
С 2016 года ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» проводит олимпиаду по химии среди старшеклассников, учащихся лицеев и колледжей. С нынешнего года олимпиада стала республиканской.
– Какие-то еще новые виды топлива вы планируете запускать в производство?
– Мы обратили внимание на то, что в России по сути нет производства авиационных бензинов – топлива для поршневой малой авиации. Провели определенные исследования, используя не только свою ресурсную базу с точки зрения компонентов, но и других заводов «ЛУКОЙЛа», и получили подтверждение возможности производства авиационных бензинов у нас, в ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка».
Поскольку в России определением сортности бензина никто не занимается, мы отправили образцы нашего топлива в Голландию. Там дали подтверждение о его соответствии принятым стандартам. Сейчас проводим повторные исследования, которые должны подтвердить стабильность наших рецептур и компонентов. На базе всех этих исследований мы сформируем предложения в «ЛУКОЙЛ» по организации производства авиационного бензина на нашем предприятии.
Что это даст в принципе? Сейчас все топливо для российской малой авиации завозится из-за рубежа. Дорогое топливо, которое стоит около 300 рублей за литр, препятствует развитию малой авиации. Россия, как известно, страна большая, и дороги есть далеко не везде. Республика Коми – не исключение. Именно для таких регионов малая авиация – выход с точки зрения транспортного сообщения, доставки грузов, людей, использования санавиации. Поэтому наша новая разработка не только поможет занять целевую нишу на рынке нефтепродуктов, но и, надеюсь, подстегнет к развитию малую авиацию в России. К тому же, насколько мне известно, параллельно в стране идет работа по созданию нового поршневого двигателя…
Смотрим и другие возможности нашего производства: например, выпуск спортивных бензинов для различных ралли, мотокроссов и так далее. То есть мы рассматриваем такие ниши, где мы могли бы заменить импортные поставки топлива. Наша стратегия – найти именно то, что востребовано на рынке, а не производить то, что не нужно.
– Какие шаги по модернизации производства необходимо для этого сделать? Какие инвестиционные проекты есть сегодня в портфеле вашего предприятия?
– Основные этапы реконструкции и модернизации завода закончились в 2012 году, когда была введена в строй установка АВТ и построена установка висбрекинга гудрона. По сути завод за последнее время весь модернизирован.
Сегодня у нас реализуется целый пакет экологических проектов. Исторически сложилось, что предприятие находится в границах города. За все время существования завод ни на сантиметр к городу не приблизился, а вот город активными шагами движется в нашу сторону. И как работники, и как горожане мы хотим дышать чистым воздухом. Для начала, чтобы жители были спокойны, мы поставили на улице Машиностроителей пункт производственного экологического контроля. Он в автоматическом режиме контролирует состояние воздуха в районе Левобережного промышленного узла Ухты на наличие в атмосфере вредных веществ. Эту информацию мы передаем в онлайн-режиме в администрацию города.
На данный момент мы осуществляем очистку всех городских канализационных стоков. Причем стоков завода в общем объеме стоков около 10 процентов. Все остальное – городские стоки. Сейчас идет масштабная, общей стоимостью порядка миллиарда рублей, модернизация очистных сооружений, поскольку река Ухта внесена в реестр водоемов рыбохозяйственного назначения. В 2018 году мы закончили первый этап модернизации, который позволил значительно улучшить степень очистки. Реализация этого проекта рассчитана до 2022 года. Тогда стоки, выходящие с очистных сооружений, будут даже чище, чем сама вода в реке. Это наша социальная нагрузка, о которой, кстати, знают даже не все ухтинцы.
Я уже говорил, что мы получаем по трубе тяжелое нефтяное сырье. Нефть становится более сернистой. Это сдерживает нас в наращивании производства экологически чистых дизельных топлив. Поэтому мы предприняли шаги по строительству новой установки производства серы. Проект должен быть реализован до конца 2020 года, строительно-монтажные работы уже ведутся.
За последние два года освоили новый вид продукции в виде сжиженных газов, поэтому есть у нас в проекте и строительство газофракционирующей установки и ряд других технологических проектов, которые мы держим в запасе, но о которых пока рано говорить.
Мы осуществляем очистку всех городских канализационных стоков. Причем стоков завода в общем объеме стоков около 10 процентов. Все остальное – городские стоки. Это наша социальная нагрузка, о которой, кстати, знают даже не все ухтинцы.
– Модернизация производства, автоматизация процессов наверняка привели к сокращению рабочих мест. Как вам удалось избежать социальной напряженности на заводе?
– Сейчас на предприятии работают 576 человек. Да, когда-то было больше. Но сокращением это нельзя назвать. Например, был на заводе железнодорожный цех, теперь это отдельная компания. Энергетикой занимаются сотрудники «ЛУКОЙЛ-энергосети», бывшие раньше в штате завода. Правда, некоторые специфические службы, уникальные специалисты сохранены в штате предприятия, это учли мудрые люди, которые руководили заводом до меня. Водители, пожарные, охрана, столовая – эти и многие другие услуги мы «покупаем» на республиканском рынке. Практически постоянно действующий состав предприятия вместе с сервисными и подрядными организациями – около 1100 человек. Мы же сконцентрированы на том, чем и должны заниматься – переработке нефти и производстве нефтепродуктов. При этом наш коллектив способен реализовывать очень серьезные задачи, как на предприятии, так и вне его.
– В 2016 году на вашем предприятии зародилась традиция «посвящения в нефтепереработчики». А насколько трудно молодому специалисту устроиться к вам на завод? Или, может быть, наоборот, вы испытываете дефицит молодых квалифицированных кадров?
– Ответ может показаться странным: и трудно устроиться, и дефицит кадров есть. Например, на данный момент не хватает инженеров.
В Антарктиду взяли даже не самое «морозостойкое» дизельное топливо с предельной температурой фильтруемости до минус 52 градусов, а классом ниже – до минус 42. Это наш стандартный продукт, вся республика на нем ездит зимой и не испытывает никаких проблем.
– Высокие требования?
– Да. Начнем с того, что это опасный производственный объект. Есть федеральные нормы по здоровью, которые сильно ограничивают нас в приеме специалистов на работу. Очень серьезные требования по квалификации. На стадии оценки квалификации претендент проходит несколько ступеней контроля – тесты, собеседования. И только после того, как он доказал, что на него стоит обратить внимание, мы его берем – на испытательный срок. На этот срок, три месяца, существует адаптационный план, где каждая минута его жизни расписана: где должен находиться, чем заниматься и какие минимумы сдать. Так вот, не все этот адаптационный период проходят успешно. Берем лучших.
К сожалению, многих молодых специалистов приходится учить тому, что они должны были узнать в вузах и образовательных учреждениях среднего звена. Порой даже слесарному делу, потому что к нам приходят люди с хорошо развитыми большими пальцами рук и неработающими остальными четырьмя. Это проблема. Поэтому мы специалиста-инженера сначала берем на рабочие профессии. Если он не стал хорошим оператором, то какой смысл его на должность инженера ставить? Как он может управлять людьми, если он сам этот рабочий хлеб не попробовал? Когда я получил диплом, то пришел на работу оператором четвертого разряда. Но многих из тех, с кем я заканчивал вуз, это отпугнуло – такие простые вроде бы вещи, как ремонт, чистка оборудования, когда ты вечно мокрый, грязный и усталый…
– А откуда к вам идут молодые ребята?
– Из Ухтинского горно-нефтяного колледжа и УГТУ. Мы молодых не просто берем, а с перспективой дальнейшего их развития. Переучиваем, даем возможность получить профильное высшее образование, второй диплом.
– Разве диплома Ухтинского технического университета недостаточно?
– Проблема в том, что ни в одном вузе республики нет профильной для нас кафедры. Но дело даже не в дипломе. Чтобы стать хорошим инженером, диплома недостаточно. Сразу в нашей профессии состояться невозможно. Через два года ты все еще «падаван». Нужны многие годы, как у врачей. Проще, конечно, уйти менеджером в какую-нибудь структуру, заниматься продажами. А у нас надо, стиснув зубы, преодолевать все трудности и лет через двадцать оказаться вот в этом кресле. Что, собственно, со мной и произошло.
– Все эти повышенные профессиональные требования на вашем заводе, очевидно, предполагают и приличную зарплату, и социальный пакет…
– Зарплата на заводе достойная, а социальный пакет – один из лучших в компании «ЛУКОЙЛ». Наш коллективный договор не раз становился победителем конкурса, проводимого в республике. Мы стараемся, чтобы люди больше думали о работе и меньше о быте. Компенсируем затраты на отдых, даем путевки, устраиваем людям праздники, проводим различные мероприятия, поддерживаем спортсменов. Об этом можно долго и подробно рассказывать, но подчеркну, что люди к нам идут не из-за этого. Социальная политика – это такая вишенка на торте под названием «Состояться в профессии».
– За оказание благотворительной помощи ваше предприятие не раз признавалось победителем конкурса «Лучший благотворитель Республики Коми». В чем сегодня заключается ваша помощь городу?
– Приведу один пример – 23 февраля в Ухте закончилась неделя единоборств на призы ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка». Она родилась из соревнований по боксу среди юных спортсменов, спонсором которых уже несколько лет является наше предприятие. В этом году мы расширили спортивную географию, проведя открытое первенство Ухты по греко-римской борьбе, кубок Республики Коми по каратэ-киокусинкай и межрегиональный юношеский турнир по боксу.
Мы не занимаемся спортом высших достижений, у нас нет спонсорских контрактов – мы сконцентрировались на детском спорте. Нашу задачу я вижу в том, чтобы дети имели нормальные условия для своего физического развития. Нам в этом помогают многие предприятия и организации города. УГТУ, например, предоставляет для проведения соревнований второй год подряд лучший в городе спортивный зал. Трибуны, зрители… Представляете, с какими глазами участвуют юные спортсмены – борцы, боксеры, каратисты?
Неделя единоборств на призы ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» родилась из соревнований по боксу среди юных спортсменов, спонсором которых уже несколько лет является наше предприятие.
– Вы профессиональный спортсмен?
– Нет, профессионально я никаким видом спорта не занимался. Но поскольку я вырос во дворе, умею играть во все. На студенческом уровне играл в баскетбол.
– Год назад в Ухте появилась Яблоневая аллея, обустроенная благодаря участию вашего предприятия. Чья это была идея?
– Самих горожан. Они попросили помочь с освещением Пионергорского проезда, потому как там в темное время суток было страшно и опасно ходить. У нас оставались кое-какие деньги по благотворительности, и мы за это дело взялись, а потом подумали: а почему бы вместе с освещением это место не благоустроить посерьезнее? Асфальт переложить, бордюры поменять, земли подсыпать, деревья подсадить, скамейки поставить…
Когда мы этот проект для себя нарисовали, выяснилось, что самим нам его не потянуть. Тогда мы обратились к нашим партнерам-подрядчикам. Собрали их, показали проект. И нашли понимание. Одни помогли с материалами – бордюрным камнем, светильниками, кабелем, другие дали людей и так далее. В результате получилась очень интересная рекреация. В Яндекс-картах, кстати, это место уже почти официально Яблоневой аллеей назвали.
Коллеги из «Бокситов Тимана» дали два огромных базальтовых камня, один из них мы немного обработали и поставили у входа на Яблоневую аллею, выгравировав на табличке не только наименования организаций, которые помогли все обустроить, но еще и упомянули пофамильно всех людей, кто участвовал в процессе – от рабочих до руководителей.
– Что с идеей в юбилейный для нефтяной промышленности год поставить в Ухте памятник Федору Прядунову, который считается родоначальником нефтепереработки в Коми?
– У нас созрела идея, как место на пересечении улиц Ленина и 30 лет Октября, где стоит закладной камень памятника Прядунову, должно выглядеть. Проблема в том, что пока нет эскиза памятника Прядунову. Как выглядел Федор Савельевич, никто ведь не знает. А на картинках он обычно похож на Маркса, Энгельса, Льва Толстого и других бородатых знаменитостей. И что интересно, за полтора года никто в республике не откликнулся, когда мы объявили конкурс эскизов этого памятника. Предложили неплохой приз – 100 тысяч рублей, и все равно не получили ни одного эскиза, даже от студентов. За полтора года! В общем, непростая задачка.
Горожане попросили помочь с освещением Пионергорского проезда.Мы за это дело взялись, а потом подумали: а почему бы вместе с освещением это место не благоустроить посерьезнее? В результате получилась очень интересная рекреация.
– Вы приехали в Коми и возглавили ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» два года назад. Уже как-то привыкли к городу, природе? Где отдыхаете, путешествуете?
– У меня родители геологи, поэтому я в детстве попутешествовал – какое-то время жил в Восточной Сибири, в Якутии. И для меня лес, тайга знакомы. Когда сюда приехал, то как бы окунулся в юность. Приобрел «спецтехнику» в виде уазика-буханки, вот на нем иногда выбираюсь по окрестным местам. Иногда ловлю рыбу удочкой в ручьях – для удовольствия, не для промысловых целей.
Но в общем-то я Козерог, а для Козерогов, как известно, самое важное – работа. Когда я был менеджером в центральном аппарате компании «ЛУКОЙЛ», не предполагал, что вернусь на производство. Но приехал сюда, на завод, попал в свою стихию и теперь иной судьбы для себя не мыслю.
Беседовал Евгений ХЛЫБОВ
Фото Александра ФИЛИППОВА, Николая ЗИНОВЬЕВА, Сергея СОКОЛОВА, Юлии ГАЙДЕЛЬ, kommersant.ru и из архива ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»