В Сыктывкаре прошла конференция по инклюзивному образованию

IV республиканская конференция «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие» объединила в Сыктывкаре 230 участников из семи муниципальных образований республики Коми.

16 мая на площадке Дома дружбы народов встретились представители органов власти, начальники муниципальных управлений образованием, руководители и их заместители, педагоги, психологи образовательных организаций, родители детей-инвалидов, представители общественных и некоммерческих организаций. Они собрались, чтобы обсудить актуальное состояние и пути развития инклюзивного образования в Коми, выявить и распространить лучшие социальные и образовательные практики. Модератором встречи стала председатель Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Маргарита Колпащикова.

Открыл конференцию инклюзивный театр «Радость моя» Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Артисты — молодые люди с разной инвалидностью. Они показали гостям армянскую сказку. Возраст актеров от 10 до 40 лет. Большинство из них в театре со дня его основания в 2010 году.

— Мы вас благодарим за прекрасный настрой, — обратилась к артистам министр образования, науки и молодежной политики региона Наталья Якимова. — Посмотрите, сколько людей улыбается, глядя на вас. Вы подарили нам чудо, вы радость наша! Уверена, что мы будем чаще с вами встречаться.

Министр вручила режиссеру театра Марине Афонасенко благодарственное письмо Минобрнауки Республики Коми за высокий профессионализм при проведении занятий с детьми-инвалидами. Наталья Якимова также выразила готовность помогать театру, если будет нужно.

От лица правительства Республики Коми и по поручению Главы региона Сергея Гапликова со словами приветствия и благодарности выступила вице-премьер Наталья Михальченкова. Она передала благодарственное письмо губернатора в адрес Маргариты Колпащиковой.

В тексте, в частности, говорится: «Уважаемая Маргарита Михайловна! Выражаю Вам глубокую признательность за значительный личный вклад в развитие инклюзивного образования на территории Республики Коми. Ваша активная деятельность способствует повышению открытости системы образования региона в сфере защиты прав и интересов граждан с инвалидностью. При Вашем непосредственном участии на территории Республики реализуются проекты, направленные на повышение качества и доступности инклюзивного образования, поддержки семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями».

Как добавила Наталья Михальченкова, обращаясь ко всем участникам конференции, такой формат встречи позволяет находить пути организации инклюзивного образования в республике, следить за тем, что происходит на стыке разных направлений государственной политики в отношении образования детей, требующих особых условий для обеспечения их прав на полноценное развитие, а также профессиональное и социальное становление.

Гостей конференции также приветствовали сенатор Валерий Марков и депутат Государственного Совета Республики Коми Сергей Артеев.

— Самое главное, что мне больше всего нравится в нашей сегодняшней встрече, это обмен опытом и налаживание взаимодействия. Две эти составляющие, я считаю, должны быть на первом месте, — подчеркнула председатель Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Маргарита Колпащикова. — Опыт организации инклюзивного образования в республике колоссальный. У нас на сегодняшний день создана система специального образования, такая, что, наверное, не во всех регионах есть. Но мы должны развиваться дальше. От всех вас мы очень ждем предложений. Огромнейший посыл у меня к родительскому сообществу. Мы должны объединиться, чтобы понять, что нужно сделать, какие шаги предпринять для того, чтобы наши дети получали образование, и чтобы им было хорошо.

Как отметила руководитель образовательного ведомства республики Наталья Якимова, инклюзивное образование позволяет обеспечить равный доступ детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

Наталья Якимова назвала основные пути развития инклюзивного образования в регионе. 

По ее словам, отрасли требуется большее количество педагогов, имеющих необходимые компетенции для работы с детьми-инвалидами. Сейчас в детских садах республики с «особенными» детьми работают 115 педагогов-психологов, 178 учителей-логопедов, 46 учителей-дефектологов. В школах — 202 педагога-психолога, 70 учителей-логопедов, 76 учителей-дефектологов. Для обеспечения учреждений квалифицированными кадрами необходима организация систематического повышения квалификации и переподготовки. 

 Обучение специалистов, реализующих образование детей с инвалидностью, проходит по специальным программам, разработанным специалистами Коми республиканского института развития образования (КРИРО). Разработана система повышения квалификации и переподготовки для разных категорий педагогических работников.

 Еще одно перспективное направление — подготовка специалистов, предоставляющих учающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую педагогическую или техническую помощь (тьюторы, ассистенты, помощники). Для этого в КРИРО разработана программа профессиональной переподготовки по направлению «Тьютор». 

 Как сообщила заместитель Председателя Правительства Республики Коми Наталья Михальченкова, в республике проживает 3,5 тыс. детей-инвалидов и 12 тыс. детей с ограничениями по здоровью, и каждый из них должен иметь все условия для получения образования.

 — В 2019 году республика получила 24 млн рублей на развитие материально-технической базы на развитии специальных школ, еще 8 млн — на создание центра по работе с семьями, в которых есть дети с инвалидностью. Развивая направления по инклюзивному образованию, мы можем претендовать и на дальнейшую поддержку государства. При этом реализация национального проекта «Образование» зависит от всего региона: и от власти, и от образовательных организаций, — подчеркнула вице-премьер.

Каждая четвертая школа в Коми функционирует или имеет опыт инклюзивного образования. Во всех детских садах республики создана минимальная доступная образовательная среда. 

 — Нам необходимо продолжить создание условий для беспрепятственного доступа детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к объектам образования. Для этого будут реализованы конкретные мероприятия и виды работ по дооборудованию помещений для обучения детей-инвалидов в рамках программы «Доступная среда», — подчеркнула Наталья Якимова.

 Работа конференции проходила одновременно на пяти тематических площадках, каждая их которых была посвящена определенному уровню образования. На площадке детского сада № 53 была представлена модель инклюзивного образования современной дошкольной образовательной организации. Опыт работы организации инклюзивного образования продемонстрировали в средней общеобразовательной школе № 18. В детском технопарке «Кванториум» работала площадка «Дети с инвалидностью в среде дополнительного образования: проблемы и пути решения». В Коми республиканском институте развития образования специалисты обсудили профессиональное развитие педагогов в сфере инклюзивного и специального образования. Практико-ориентированные площадки по теме «Проектирование образовательно-воспитательного процесса инклюзивного профессионального образования» работали для участников конференции на базе Сыктывкарского колледжа сервиса и связи.

Конференция проходит с 2016 года по инициативе Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов и при поддержке Правительства Республики Коми. Организатором события в этом году стало Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

Справочно: В 2019 г. проводятся мероприятия по дооборудованию помещений в 4 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18» г. Воркуты; муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 компенсирующего вида» г. Ухты; муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара; муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.

 В 2018 году реализованы мероприятия в 4 дошкольных образовательных организаций, подлежащих дооборудованию: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103 компенсирующего вида» г. Ухта; муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98» г. Сыктывкар; муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» г. Усинск; муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» с. Айкино.

Источник: minobr.rkomi.ru