Ансамбль «Асъя кыа» покажет новую программу «Ожерелье Финноугории»
29 ноября на сцене Коми республиканской филармонии Государственный ансамбль «Асъя кыа» представит премьеру новой программы «Ожерелье Финноугории». Постановка реализуется в рамках 80-летнего юбилея коллектива и при поддержке гранта Главы Республики Коми.
— Весь смысл, вся идея новой программы ансамбля полностью выражена в названии – «Ожерелье Финноугории». В ней мы собрали разные по проявлению и одинаковые по своей основе культуры некоторых финно-угорских народов, — рассказывает художественный руководитель коллектива Дмитрий Бушуев. — Это будут такие яркие сценические картины, представляющие, в основном, мордовскую, удмуртскую, марийскую и коми культуры.
В новой программе зрители впервые увидят сложную удмуртскую пляску «Тыпыртон», насыщенную мелкой техникой, в исполнении мужского балета, игровой номер «Сурские мордовочки», традиции башкирских марийцев, а коми песня «Марьямоль» объединит в общем номере удмуртов и мордву.
Музыкально «Ожерелье Финноугории» представит палитру вариантов финно-угорской музыки.
— Культура финно-угорских народов, с точки зрения музыки, является уникальной. Прежде всего, это связано с тем, что они сильно разбросаны территориально. И впитав что-то от соседей – татар, русских, народов Восточной Европы, музыка каждого получила свои интонации,- отмечает главный дирижер Алексей Чашников.
В новой программе хор коллектива исполнит песни не только на коми, но и на удмуртском, мордовском и марийском языках. Традиционно хоровая группа коллектива будет занята практически во всех номерах, хотя зрители смогут оценить и строго вокальные произведения – удмуртскую народную песню «Ум люкиське» в исполнении женского квартета и мордовскую «Мокшень алесь».
По словам главного хормейстера ансамбля Алексея Разбакова, самым удобным языком оказался мордовский, а сложности возникли с удмуртским. Вокальный материал подбирался, в том числе, в сотрудничестве с коллегами из государственных ансамблей финно-угорских республик.
В качестве балетмейстеров-постановщиков нескольких номеров выступили художественный руководитель, главный балетмейстер Государственного ансамбля Марий Эл, заслуженный артист России, народный артист Марий Эл Славик Асмаев и Евгения Ваторопина – главный балетмейстер Государственного ансамбля «Италмас».
Для программы «Ожерелье Финноугории» было создано более 180 костюмов. Как отмечает художник Лариса Ветошкина, народный костюм всегда отражает быт, географию проживания, на него влияют соседи и образ жизни. У нескольких народов могут быть общие черты костюма, но красота и уникальность всегда кроются в деталях.
— Деталей в работе над новой программой хватало в прямом и в переносном смысле. Вот, например, у марийцев принято использовать в большом количестве мелкие украшения – бисер, бусинки, монеты, служившие защитой от сглаза. А расшиваются костюмы всегда вручную,- рассказывает Лариса Ветошкина.
Помимо необычных украшений и зрители смогут оценить необычные головные уборы – высокие мордовские кокошники, марийские шимакши, сысольские сборники; и особые набедренные украшения мордовского женского костюма – пулаи, украшенные бисером, блестками и бахромой.
Программу «Ожерелье Финноугории» завершит вокально-хореографическая сюита «Весенняя Сысола». Композитором постановки выступает народный артист Коми Александр Горчаков, который в соавторстве с Алексеем Чашниковым работал над «Самобытной Ижмой». «Весенняя Сысола» станет первым масштабным обращением ансамбля к традициям гуляний и праздников Сысольского района Коми.
Источник: Коми республиканская филармония