Домашние музеи Припечорья

хранят память о духовной и материальной культуре старообрядцев

Пять лет назад в бывшем центре старообрядчества на Средней Печоре, деревне Медвежской, был открыт общественный музей «История старообрядческой деревни». Его основательницей стала Вера Копытова – внучатая племянница известного в тех местах наставника старообрядцев деревни Медвежской Самоила Мамонтова. Ее примеру готовы последовать и другие жители Припечорья.

Назад к истокам

Деревня Медвежская появилась на свет благодаря старообрядцу Илье Захаровичу Мартюшеву, который прибыл сюда в 1860 году, скрываясь от притеснений священника из Усть-Щугора. Здесь долгие годы существовала община старообрядцев-беспоповцев, которые относили себя к поморцам. В Медвежской была старообрядческая часовня, где службы продолжались до середины 30-х годов. Потом часовню закрыли и устроили в ней телятник.

Возрождение старообрядчества на Печоре в 1950-е годы было связано с именем Самоила Андреевича Мамонтова, уроженца деревни Медвежской. Известен он был на Печоре под прозвищем Самарин. В его доме была устроена моленная. Сюда на молитву собирались старообрядцы из близлежащих сел и деревень. А после окончания службы Самоил Мамонтов на коми языке объяснял присутствующим богослужение, перевел он на коми и некоторые фрагменты Евангелий и апостольских посланий. Со смертью наставника службы прекратились. Сегодня в деревне проживают 70 человек, но истинных старообрядцев почти не осталось. Заветы старой веры еще хранят старожилы деревни – супруги Петр Иванович и Лукерья Алексеевна Логиновы, да 90-летняя Матрена Степановна Денисова. А вот их дети и внуки уже православные. Сын супругов Логиновых, Герасим, даже построил в деревне православную часовню во имя Святителя Николая Чудотворца.

Идея восстановить старообрядческое прошлое деревни возникла уже в наши дни у Веры Копытовой. Вера Васильевна родилась в Медвежской, но более 30 лет проработала в библиотечной системе города Печоры. А когда вышла на пенсию, вернулась на родину.

– Семья у нас большая, и все праздники мы проводим вместе, — рассказывает Вера Васильевна. — Вот однажды я пожаловалась своим братьям и сестрам на то, что забывается история деревни, которую наши дети и внуки уже знать не будут.

Родные предложили Вере Васильевне открыть в деревне музей. Местный предприниматель Константин Логинов выделил стройматериалы. Под эгидой общественного движения «Коренные женщины Республики Коми» Вера Копытова приняла участие в конкурсе «Сила малых дел», который проводит благотворительный фонд «Добрый город Петербург» при финансовой поддержке благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Проект Веры Васильевны «Создание общественного музея «История старообрядческой деревни» вошел в число победителей, выиграв грант в размере 100 тысяч рублей. «Остальное, – это мои личные средства, мне помогли и мои родственники», – уточняет Вера Васильевна.

За три месяца родные братья Веры Копытовой – Анатолий, Вячеслав и Роман Абраменко, – и жители деревни возвели деревянное строение будущего музея прямо на участке Веры Васильевны, рядом с ее домом.

Вера Копытова на строительстве домашнего музея.

Как у бабушки Федосьи

Общественный музей деревни Медвежской можно принять за обычную хозпостройку, если бы не яркое оформление фасада. В интерьере же музея Вера Копытова попыталась воссоздать обстановку старообрядческой избы, взяв за основу дом своей бабушки Федосьи Андреевны Логиновой.

– Конечно, не все у нас получилось, – рассказывает Вера Васильевна. – Так, по правилам, вход у нас должен быть там, где сейчас в музее располагается окно. А когда гости попадали в избу, то сразу видели красный угол. В нашем же музее мы устроили его там, где нашлось место. Макет русской печи, которую мы смастерили из толстой фанеры вместе с моей сестрой Людмилой, небольшой, хотя в избах старообрядцев печь занимала треть помещения. Ведь, как известно, печка и кормила, и лечила, и парила, и тепло давала.

В экспозиции деревенского музея можно увидеть личные вещи бабушки Федосьи: старые фото и альбомы, скромную медную цепочку от часов, которую Федосья Андреевна Логинова хранила всю жизнь как память о пропавшем без вести муже. Только однажды она все же решила расстаться с семейной реликвией.

– Когда мой старший брат, Анатолий, поехал в город на учебу, то бабушка отдала ему цепочку, чтобы он сдал ее в ломбард, а на вырученные деньги смог бы жить и учиться в городе. Так и выяснилось, что цены большой цепь не имела, – поведала семейную историю Вера Копытова. – Теперь столь дорогая для нас реликвия хранится в стеклянной витрине нашего музея.

И маленьким чудом считает Вера Васильевна то, что удалось заполучить для музея личные вещи самого Самоила Мамонтова. На чердаке деревенского дома брата Веры Копытовой была обнаружена деревянная кровать наставника, которую он сам смастерил и оставил на ней автограф с датой производства – 1950 год.

Правда, владел еще Самоил Мамонтов уникальной библиотекой рукописей и старопечатных книг. Среди них имелись и уникальные образцы древнерусской книжности – фрагмент «Апостола» XVI века, предположительно отпечатанного в типографии Ивана Федорова; Евангелия и Псалтыри XVIII века. Но сегодня собрание книг Самоила Андреевича хранится в отделе редких книг научной библиотеки Сыктывкарского госуниверситета. Зато среди экспонатов можно увидеть ветхие книги Федосьи Логиновой.

– Тяжело заболев, бабушка пригласила наставника староверов из Троицко-Печорска и передала ему свою богатую библиотеку. Но он забрал книги только хорошего качества, а ветхие бабушка просила нас сжечь, да мы не смогли. Я увезла эти книги в библиотеку города Печоры, где тогда работала, и они экспонировались у нас на День книги,– рассказывает Вера Копытова.

Экспонаты музея реставрировала на общественных началах Лариса Иванова.

Сундук с секретом

«Хозяевами» музея стали ростовые куклы, которые изготовила сестра Веры Копытовой Людмила Абраменко. Куклы облачены в костюмы, которые были характерны для жителей верхнего и среднего Припечорья. Старинные одежды передала в дар музею жительница Медвежской Софья Абраменко.

Основу музея составили предметы быта жителей Медвежской, которые много лет собирала местная учительница Антонина Логинова. Она использовала их во время уроков, рассказывая ученикам о том, как жили их предки. А когда открылся музей, все экспонаты передала туда. Теперь в музее можно увидеть туеса, изделия местной кузницы, веретена, рукомойник, патефон, школьный баян и фильмоскоп, лучины и старые керосиновые лампы, коллекцию старинных утюгов и заварочных чайников. Здесь же разместили охотничьи лыжи, подбитые камусом, лузан – одежду охотников, изделия медвежских мастериц и мастеров. Например, мебельщика Андрея Александровича Растворова.

– Вот этот экспонат, сундук моей мамы, Евгении Ивановны Абраменко, – творение его рук. А другой сундук наша жительница нашла в лесу, – рассказывает Вера Копытова. – Он оказался с секретом. Открываешь его, и начинает звучать мелодия. Моя сестра, Лариса Иванова, отреставрировала удивительную находку и все остальные старинные экспонаты нашего музея.

В гостях у сказки

За пять лет своего существования музей стал в деревне средоточием культурной жизни. Здесь проводят мастер-классы и конкурсы, активное участие в которых принимают даже бывшие жители Медвежской. Несколько раз в год в музее открываются новые выставки. А летом надо занять и детвору, приезжающую в Медвежскую навестить своих бабушек и дедушек. И при музее в это время года работает детская площадка. На ней родные Веры Копытовой возвели беседку, в которой непоседы, укрывшись от непогоды, рисуют и читают. Для детей же сестра Веры Копытовой и реставратор музейных экспонатов Лариса Иванова населила примузейную территорию персонажами из сказок. Тряпичные и сделанные из папье-маше, они прячутся в ветвях деревьев, в клумбах, удобно устроились на пеньках. И при этом у каждого жителя «планеты детства» есть и своя «жилплощадь» – норки у игрушечных мышей, домик у гнома, избушка на курьих ножках у Бабы-Яги.

В общем-то вся эта территория похожа на музей под открытым небом. Под него Вера Копытова выделила на своем участке несколько зон. Одну из них условно можно назвать «Родом из СССР». Здесь представлены советские телевизоры и даже стиральная машина. А старый холодильник превратился в свободную деревенскую библиотеку! Каждый по книжке-другой принес, и вот вам, пожалуйста, результат – с удовольствием деревенские жители заглядывают в библиотеку-холодильник в поисках интересного чтива.

Меня удивило, что побывать в деревенском музее можно в любой день. И это несмотря на загруженность Веры Копытовой. Ведь она еще является депутатом сельского поселения «Озерный» и членом Комитета по спасению Печоры. Но даже если вы и не застанете дома заведующую деревенским музеем, то показать экспонаты и даже провести экскурсию смогут ее родные. Благодаря тому, что о медвежском общественном музее писали российские и международные СМИ, здесь уже побывали и гости из Печоры и Сыктывкара, Пермского госуниверситета, даже из Москвы и Тулы.

Заветы старой веры еще хранят Лукерья Алексеевна и Петр Иванович Логиновы.

Остановка в купеческом доме

Примеру Веры Копытовой не прочь последовать и в других селениях Припечорья. В деревне Аранец сейчас ищет инвесторов для возрождения старинного купеческого дома староверов Логиновых – кстати сказать, предков Веры Копытовой, – местный фермер Евгений Шахтаров. Двухэтажный дом, где жили предки Веры Васильевны, несмотря на свой 200-летний возраст, выглядит еще крепким строением.

Даже сейчас, когда постоянные жильцы несколько лет назад покинули деревенскую «многоэтажку», она не оказалась заброшенной. В сенях висят рыболовные снасти. Аккуратно заправлены кровати. На полке уютно расположились книги, а русская печь, кажется, еще хранит тепло хозяйских рук. И даже память о прежних хозяевах – купцах Логиновых – еще хранит старинная мебель. Как выяснилось, сегодня в бывшем доме староверов Логиновых останавливаются приезжающие из Печоры в Аранец рыбаки.

Одно досадно и обидно: полдома уже было безнадежно разрушено, и местные жители постепенно разбирают эту половину на дрова. А ведь дом купцов Логиновых может еще послужить в деле привлечения в печорскую глубинку туристов. Хотя в деревне уже есть своя база отдыха – «Усадьба Аранец», но тем не менее гости приезжают сюда обычно в зимний период и надолго не задерживаются, а пересаживаются на бураны и устремляются на Приполярный Урал, до которого всего несколько десятков километров.

– А я хочу, чтобы люди, приехав в нашу деревню, пожелали бы тут остаться и погостить у нас хотя бы несколько дней, – говорит Евгений Шахтаров.

По его мнению, привлечь туристов смогут как живописные аранецкие пейзажи, так и старинный купеческий дом, в котором Евгений Ермолаевич хочет открыть музей деревни. «Но такой музей, чтобы наши гости смогли бы здесь пожить: истопить русскую печь, поспать на полатях», – уточняет фермер. Незабываемые впечатления гостям Аранца подарит и прогулка на оленях, их разведением Шахтаров уже занимается. – И только после такого знакомства с нашей деревней мы предложим туристам отправиться в поход на Приполярный Урал, но часть пути они преодолеют на оленях, а другую на байдарках, – завершает Евгений Ермолаевич презентацию своих планов.

В деревне Аранец еще стоит старинный купеческий дом Логиновых.

«Хочу, чтобы люди, приехав в нашу деревню, пожелали бы тут остаться и погостить у нас хотя бы несколько дней», – говорит Евгений Шахтаров.

Конецборские раритеты

Знакомство с потенциальными объектами этнотуризма продолжаем в Конецборе, где что ни дом, то музей. Конецбор – бывшая деревня старообрядцев Денисовых. И до сих пор большинство жителей здесь носят эту фамилию.

Жительница Конецбора Лидия Кононова, урожденная Денисова, рассказывает, что ее предки-староверы славились в суровой северной деревне своим гостеприимством.

– С Урала приходили подводы купцов, которые закупали здесь рыбу, пушнину, а привозили швейные машины, ткани, ружья. Так по 10-15 возов останавливались только у дома моих бабушки и дедушки, Марфы Васильевны и Петра Михайловича Денисовых. И все заходили к ним. Потом торговцы ехали в деревню Медвежскую и на обратном пути снова заходили в дом моих родных. Бабушка делала простоквашу из молока, пекла шаньги и подавала путникам, – рассказывает Лидия Васильевна.

Так получилось, что место, где в Конецборе стоял дом Марфы и Петра Денисовых, и по сей день активно посещают гости деревни. Сегодня здесь проживает внук Денисовых и родной брат Лидии Кононовой, Василий Васильевич с женой Валентиной Петровной. В гостях у супругов любит проводить время сыктывкарский художник Леонид Агеев. Более 40 лет назад он вырезал из березового капа голову женщины. Ее прикрепили к стене старинного амбара Денисовых. И со временем творение мастера получило название «Конецборская русалка», стало визитной карточкой деревни – теперь все приезжающие в Конецбор непременно хотят сфотографироваться на ее фоне. Но это еще не все. Хранятся в многочисленных хозпостройках Денисовых предметы быта, даже мебель, сделанная еще дедом, Петром Михайловичем.

В Конецборе что ни дом, то музей. Жители деревни Екатерина Истомина, Василий Денисов и Лидия Кононова со своими раритетами.

А в старинном амбаре хранится сосновый сундук. На прикрепленной к нему металлической табличке есть надпись: «Эск. брон. «Наваринъ» В. А. Мезенцев. 1896 год».

– Это память о другом нашем деде, Василие Мезенцеве, который был призван в царскую армию, на флот, и служил на эскадренном броненосце «Наваринъ» и крейсере «Варяг». А когда в 1904-1905 году вернулся со службы, то в числе его вещей оказался и этот сундук, который до сих пор хранится у нас, – объясняет Лидия Васильевна.

В домашнем музее местной учительницы Екатерины Истоминой – туеса, веретена, старые чемоданы, охотничьи лыжи, коллекция самоваров, амбарных ключей, старинных подсвечников и керосиновых ламп. Хотя они и не выставлены на всеобщее обозрение, служат благородному делу просвещения юных конецборцев. Ведь экспонаты домашнего музея Екатерины Александровны – постоянные «участники» уроков коми языка и краеведения. Поэтому и думает она открыть при школе музей крестьянского быта.

А вот Лидия Кононова вынашивает идею возвести здание будущего музея на собственном участке в Конецборе – по примеру Веры Копытовой.

И кто знает, возможно, такие созданные с большой любовью домашние, деревенские, семейные музеи не только помогут сохранить духовное, материальное наследие староверов Припечорья, но и привлекут в эти места исследователей, путешественников и просто любознательных туристов.

Наталья ПРОКОФЬЕВА

Фото автора и из архива Веры Копытовой