От «аскетов» до «паникеров». Социологи назвали пять стратегий граждан в кризис

Россияне поделились на группы, исходя из стратегии потребительского поведения, пишет РБК, ссылаясь на исследование «Ромира».

Эксперты классифицировали их следующим образом: «аскеты», «инвесторы», «стратеги», «паникеры», «рационалисты».

«Стратегам» (23% респондентов) свойственно увеличение трат на многие категории товаров, не относящихся к товарам первой необходимости и базовым продуктам питания, характер их потребления отражается в покупках товаров, которые могут в дальнейшем подорожать, говорится в исследовании. Чаще всего они увеличивают траты на алкоголь, на БАДы и витамины, смартфоны, бытовую технику, ювелирные изделия, салоны красоты, ремонт автомобиля, отдых и развлечения.

«Аскеты» (21% опрошенных), экономят на всем, кроме еды. В этой категории выше доля людей в возрасте 18—24 лет. «Инвесторы» (их 17%) увеличили расходы на ремонт автомобиля и страхование. «Паникеры» (18%) закупают товары первой необходимости, чаще они покупали кофе, сладости, деликатесы, косметику, средства личной гигиены и корма для животных. Также среди них самая высокая доля людей со средним заработком. «Рационалисты» (21%) не увеличивают траты ни на одну категорию. На начало марта их было больше всего — 27%.

Соответственно исследованию, самой распространенной моделью поведения россиян стал отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования (ее придерживаются 54% опрошенных). Чуть меньшая доля людей сокращает расходы на отдых и развлечения, 6% граждан отметили, что экономические проблемы в стране никак их не затронули. Самым популярным вариантом поведения при сокращении расходов оказалось переключение на товары по скидкам и акциям (66% ответов) и на более дешевые товары (65%).

Как отмечается в исследовании, от ювелирных украшений, недвижимости, системы нагревания табака и вейпов покупатели готовы отказаться в первую очередь. От продуктов питания, фруктов, лекарств россияне отказываться не готовы. В начале апреля потребители повысили расходы на продукты питания, лекарства, различные непродовольственные товары (расходы на них увеличили от 36% до 45% респондентов). Около 30% опрошенных сократили расходы на одежду, обувь и сладости.

Источник: РБК