Наталья Якимова: «Обучая других, учимся сами»

Окончательные итоги учебного года можно будет подвести после сдачи ЕГЭ и поступления выпускников в вузы. И все-таки, чем запомнился этот год? Какие новшества привнес в отрасль образования региона? С этих вопросов мы начали разговор с исполняющей обязанности министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Натальей Якимовой.

– Каждый учебный год для нас уникальный. Знаете, все педагоги, и я тоже, отмечают два новых года – учебный и календарный. И первый, поверьте, важнее. К нему готовишься заранее. Ведь речь идет об образовании, воспитании детей, а это скорее смысл жизни, нежели некие рабочие обязанности. Плюс наша отрасль самая большая в регионе: учреждений свыше 700, воспитанников и учащихся почти 200 тысяч. Поэтому у нас еще и каждый новый день не похож на предыдущий. Это и радость за успехи наших детей, педагогов, и переживания, когда что-то нехорошее случается…
Но если все-таки обобщать, могу сказать, что этот учебный год мы прожили под знаком больших перемен и возможностей, которые открываются перед учащимися и педагогами. Это и федеральные и региональные линейки конкурсов и форумов, и создание новых объектов образования, и вхождение школ в федеральную программу капитального ремонта, и другие события.
В этом учебном году мы постепенно возвращались к так называемым «доковидным» временам. Ограничения очень сильно повлияли на работу всех учреждений отрасли. И конечно, мы все стали с облегчением выдыхать, когда один за другим начали приниматься послабления. Это, например, возвращение школ к прежнему режиму работы, стопроцентное наполнение детских оздоровительных лагерей, проведение государственной итоговой аттестации без серьезных ограничений прошлых двух лет.
Сегодня наша отрасль объединена новой задачей – обеспечивать единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и институтами воспитания. В новом учебном году продолжим эту работу.

– Да, кроме учебной, на школу возлагают воспитательную функцию. Как в современных условиях школе конкурировать с улицей, гаджетами, интернетом, которые тоже «воспитывают»?
– Роль воспитательной функции образовательной организации сейчас только усиливается. С 1 сентября 2021 года все 100 процентов образовательных организаций республики – детские сады, школы, организации среднего профессионального образования – реализуют рабочие программы воспитания.
Воспитательные функции в школах выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классным руководителям, кураторам, которые есть в каждом образовательном учреждении. У нас в республике 5194 классных руководителя в общеобразовательных организациях и 638 кураторов в организациях среднего профессионального образования.
Наши дети не только изучают предметы, но и принимают участие в патриотических акциях, творческих конкурсах, уроках мужества, флешмобах и других воспитательных мероприятиях.
В воспитании важны традиции. С 1 сентября 2022 года в каждой школе учебная неделя будет начинаться с исполнения российского гимна с равнением на флаг. Работа организована по всей стране во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Это нужно для того, чтобы дети знали, уважали и чтили государственные символы, формировали в своем сердце чувство почитания, восхищения, гордости за родную страну.
Сегодня можно конкурировать с гаджетами, только проводя качественную, поступательную, востребованную обучающимися целенаправленную работу по формированию гражданской позиции, в едином союзе с родителями, общественностью. И в Республике Коми такая работа идет.


– Наталья Владимировна, недавно в стране заговорили о возврате к пионерии. Вы считаете это возможным и необходимым?
– Действительно, 19 мая этого года, в день 100-летия пионерской организации, в Государственную думу Российской Федерации был внесен законопроект о создании общероссийского движения детей и молодежи «Большая перемена». Идею поддержал и наш президент. Я вижу, что в новом движении будет воплощено всё лучшее, что было в пионерии. Это будет такой микс самых эффективных практик, которые уже сейчас на разных уровнях приняты нашими детьми. Думаю, это нужно, и именно сейчас, когда так сильно внешнее влияние на российских детей и подростков.

– Насколько в последние годы удалось решить проблему нехватки учителей? Где самый большой дефицит предметников и по каким дисциплинам?
– В целях кадрового обеспечения общеобразовательных организаций
в республике принимается ряд мер. Они направлены на привлечение, материальное и нематериальное стимулирование педагогических работников, а также повышение статуса профессии учителя в обществе. Я вкратце перечислю эти меры.
Важна заблаговременная работа – прежде всего в рамках профориентации. Это значит, помочь школьнику определиться с профессией, не упустить тех самых будущих учителей, которые через несколько лет вернутся в свои родные школы. Сейчас совместно с Ярославским государственным университетом имени К.Д. Ушинского мы ведем работу по созданию классов психолого-педагогической направленности. Больше 30 таких классов во всех муниципалитетах уже с 1 сентября примут больше учащихся, которые ориентированы на профессию учителя. Важно будет не просто дать школьникам углубленные знания по профильным предметам, но и довести их до педагогического вуза. Здесь, кстати, отлично действуют договоры о целевом обучении, когда абитуриент уже на этапе поступления в вуз знает, где именно будет работать после получения диплома.
Профессиональная мотивация студентов на работу в образовательных организациях – еще одна эффективная мера. Необходимо не только обучить специалиста, но и убедиться, что он придет работать именно в школу. Молодым педагогам, как и представителям других профессий, бывает непросто, поэтому важно иметь рядом опытного наставника, который подскажет, направит, скорректирует. В наших школах система наставничества есть, и она доказывает свою эффективность.
Конечно же, необходимы четкие меры социальной поддержки. Такие как повышение должностных окладов работникам образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах; доплаты молодым педагогам; социальная выплата молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства; компенсация расходов на оплату жилого помещения педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Все это в Коми тоже есть.
Наш Коми республиканский институт развития образования реализует проект «Молодые педагоги», а также целый комплекс мероприятий по непрерывному и планомерному повышению квалификации педагогических работников. Как говорится, обучая других, учимся сами. Учитель – как раз такая профессия, которая предполагает постоянное самосовершенствование.
Несмотря на применяемые меры, анализ показывает, что остается актуальным вопрос кадровой потребности и омоложения педагогического корпуса. По состоянию на 1 июня 2022 года потребность общеобразовательных организаций в учителях-предметниках составляла 165 вакантных ставок. Республика Коми испытывает потребность в учителях иностранных языков, математики, русского языка и литературы, начальных классов. Вакантные места восполняются за счет прибывающих из других районов педагогов, молодых специалистов и распределения учебной нагрузки. Наибольшая потребность в педагогических кадрах – в Сыктывкаре, Ухте, Печоре и Корткеросском районе.

– Удается ли частично решать проблему с помощью программы «Земский учитель»? Каковы ее перспективы?
– Конечно же, это замечательная практика. Реализация программы «Земский учитель» является одним из механизмов привлечения педагогических кадров наравне с иными принимаемыми мерами по кадровому обеспечению отрасли образования.
Программа реализуется в Республике Коми с 2020 года. Она подразумевает единовременную компенсационную выплату в 1 млн рублей учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек. За два года по итогам конкурсного отбора в рамках программы 30 учителей переехали в Усть-Цилемский, Троицко-Печорский, Усть-Куломский, Корткеросский, Прилузский, Койгородский, Княжпогостский, Печорский, Сосногорский, Удорский районы и поселки городских округов «Воркута», «Ухта», «Сыктывкар».
В 2022 году планируется трудо-устроить с учетом объема федерального финансирования программы еще 13 учителей.

– Сколько новых школ и где откроют в Коми к 1 сентября? Решит ли это проблему второй смены?
– В целях ликвидации проблемы обучения во вторую смену в Республике Коми создаются и оснащаются новые ученические места за счет строительства зданий школ, в том числе в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», а также капитальных ремонтов зданий школ.
В настоящее время строительство школ идет в муниципальных образованиях, где имеется проблема обучения во вторую смену – в селе Объячево Прилузского района и в деревне Усть-Ижма Ижемского района. До конца 2022 года в этих населенных пунктах планируется создание 690 новых ученических мест. Дети пойдут в новые школы в следующем календарном году.
Завершено строительство школы на 400 мест в селе Помоздино Усть-Куломского района. Организована работа по получению лицензии на образовательную деятельность. После проведения предусмотренных законодательством проверок надзорных органов и получения лицензии на ведение образовательной деятельности школа откроется. Всеми заинтересованными органами власти Республики Коми, администрацией Усть-Куломского района, территориальными структурами федеральных органов власти предпринимаются все необходимые меры, чтобы школа была открыта к 1 сентября 2022 года – началу нового учебного года.
В 2022–2023 года планируется начать строительство пяти школ (четырех в Сыктывкаре и одной в Ижме). В результате будет создано 3050 новых мест.
Помимо этого, в 2021 году было заключено соглашение с частным инвестором о финансировании в рамках государственно-частного партнерства строительства в 2022–2024 годах образовательного комплекса (школа-детский сад) на 750 мест в селе Выльгорт Сыктывдинского района.

– В вузах страны увеличили количество бюджетных мест. Не усилит ли это отток будущих молодых специалистов из республики?
– Выделение бюджетных мест в вузах и организациях среднего профессионального образования формируется на основе детальной аналитики по тому региону, в котором вуз расположен. Учитывается текущая демографическая ситуация, прогноз потребности отраслей экономики региона в квалифицированных кадрах, анализ рынка труда и другие показатели.
За последние три года сформировалась устойчивая тенденция ежегодного увеличения бюджетных мест в вузах, расположенных на территории Республики Коми. Показательно, что абитуриенты, желающие получить высшее образование, чаще всего выбирают экономику, менеджмент, юриспруденцию, прикладную математику, информатику, педагогические науки, медицинские направления, нефтегазовое дело, строительство.
При этом проблема депопуляции в целом является одной из наиболее острых для нашей республики. Решение этой проблемы находится в межведомственной плоскости и носит общерегиональный характер. В целях сдерживания отъезда молодежи из республики за счет ассигнований республиканского бюджета Республики Коми предусмотрен целый ряд видов поддержки молодым специалистам. О единовременной компенсационной выплате учителям по программе «Земский учитель» и некоторых других мерах социальной поддержки мы уже упомянули. Есть еще процентная надбавка к заработной плате, установленная в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от стажа работы для лиц, трудоустроенных по наиболее востребованным специальностям. Есть единовременная компенсационная выплата медицинским работникам с высшим образованием, принятым на квотированные рабочие места. Существует доплата к должностному окладу в размере до 30 процентов молодым специалистам. Надо сказать, в общей сложности у нас в регионе 18 видов такого рода поддержки.

– Как проходит процесс укрупнения организаций среднего профессионального образования, и что Вы ожидаете от него?
– Необходимость объединения профессиональных образовательных организаций Республики Коми обусловлена реалиями. Сокращается численность населения республики, и это ведет к уменьшению числа студентов техникумов и колледжей республики. Если в 2000 году студентов СПО было 33,5 тысячи человек, то в 2021 году их численность составила уже 19,3 тысячи. Сокращение почти в два раза.
Кроме того, назрела необходимость расширения потенциала образовательных организаций в существующих условиях конкуренции образовательных услуг, сложившихся как внутри региона, так и на уровне России в целом.
Мы видим, что необходимо более эффективно и рационально использовать кадровый потенциал и материально-техническую базу профессиональных образовательных организаций.Пересмотр роли и назначения каждого техникума и колледжа на карте региона требуется и для достижения показателей регионального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Укрупнение сети СПО осуществляется исключительно путем присоединения небольших по численности обучающихся техникумов и колледжей к более крупным учреждениям СПО. Вопрос о закрытии техникумов и колледжей не стоит на повестке нашего министерства.
Для педагогического персонала с объединением техникумов открываются широкие возможности в использовании при организации учебного процесса развитой инфраструктуры – как учебных аудиторий для проведения теоретических занятий, так и современных мастерских для практических занятий со студентами.Студенты укрупненных колледжей и техникумов занимаются в оснащенных современным оборудованием лабораториях и мастерских. Это способствует повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов по рабочим профессиям и специальностям и, как следствие, повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Ну и нельзя не сказать, что объединение учреждений позволяет направить высвободившиеся средства регионального бюджета на проведение ремонтных работ в учебных аудиториях и мастерских, на приобретение современного оборудования для мастерских и на другие направления развития системы среднего профессионального образования.

Беседовала Оксана ПЕТРОВА