Доска с пасами

Родовые знаки входят в культурное наследие коми-зырян

В собрании Национального музея Республики Коми есть деревянная доска с вырезанными пасами – семейными знаками, которыми жители села Помоздино Усть-Куломского района обозначали свои охотничьи угодья, предметы быта. Сегодня этот раритет выставлен в Литературном музее имени Ивана Куратова.

Доска была найдена в 1920-е годы в одном из помоздинских домов Вениамином Чисталевым, работавшим в то время учителем Помоздинской школы, а впоследствии ставшим известным коми писателем, членом Общества изучения Коми края. Этнограф Глафира Шипунова, в те же годы обследовавшая Усть-Куломский, Сысольский и Прилузский районы, привезла доску в Усть-Сысольск, в фонды краеведческого музея. Позднее оттиск с доски был опубликован этнографом и лингвистом Алексеем Семеновичем Сидоровым в статье «Зырянские метки собственности – пасы», вышедшей на немецком языке в 1932 г. в журнале Финно-угорского общества (Финляндия). Это была первая наиболее полная научная публикация о феномене родовых знаков коми-зырян. А впервые описание пятидесяти родовых пасов коми-зырян было сделано в 1885 году историком Евплом Титовичем Соловьевым, собравшим архивный материал по знакам собственности народов мира.

Пас-основа передавался от отца к младшему сыну в неизменном виде, а к старшим сыновьям – трансформируясь с помощью добавления новых деталей или изменения его расположения. Знаковая основа усложнялась от поколения к поколению добавлением к имеющимся пасам наклонных, параллельных, перпендикулярны черточек, зигзагов, овалов, точек и т. д.

На протяжении веков коми-зырянами пас использовался в традиционном быту как знак собственности и в магической практике как оберег. Пас ставили в качестве подписи на различные документы. Наносили пасы с помощью зарубок, нарезок или углем, дегтем на самых различных объектах семейной и личной собственности: амбарах, лодках, охотничьих и рыболовных снастях, домашней утвари, посуде; на бревнах, жердях, поленницах дров; на мешках с зерном, счетных бирках, на могильных памятниках. Особыми пасами отмечали земельные угодья, домашний скот и птицу. Пасы использовались как обереги и в качестве знаков родовой собственности.

Отмечали пасами и границы лесных угодий. С помощью зарубок на деревьях и пасов охотник закреплял право на владение угодьями. Было достаточно поставить охотничью избушку в не освоенной еще никем местности и пометить затесами с пасами путики. С этого момента весь этот участок леса признавался собственностью промысловика. Он получал единоличное право добычи пушного зверя и дичи в своем угодье и ловли рыбы в водоемах, находившихся на его территории. Неофициальные права на охотничье угодье, полученные промысловиком после устройства путиков, становились неоспоримым законом для остальных охотников, воспрещавшим появление на этом участке кого-либо, кроме хозяина угодья и членов его семьи, с целью добычи. После смерти владельца охотничье угодье переходило по наследству по нисходящей родственной линии.

Чаще всего новым владельцем становился младший сын, который обычно оставался в родительском доме и после женитьбы. Ему же переходил и отцовский пас. Некоторые знаки собственности были напрямую связаны с охотой: «хвост белки», «лапа журавля», «стрела» и другие.

В то же время у охотников коми существовал и закон своеобразного сервитута – права пользования чужим имуществом в определенных пределах. Любая охотничья избушка была готова в отсутствие хозяина к приему нуждающихся в ночлеге. У охотников верхней Вычегды было принято после ночлега в чужой избушке оставлять на столе кусок бересты со своим пасом. Так как охотники хорошо знали пасы друг друга, то хозяин избушки всегда мог определить, кто воспользовался жильем в его отсутствие.

Известный этнограф Любовь Грибова отмечала, что со временем пас лишился своих первоначальных функций и сохранился как орнаментальный мотив. С распространением грамотности пасы были вытеснены инициалами и личными подписями, но в повседневном быту используются и до настоящего времени. Наиболее ярко эта традиция выражена на территории современных Корткеросского, Усть-Куломского, Удорского, Ижемского районов Республики Коми.

Ценность и уникальность семейных знаков у коми-зырян отмечена и на официальном уровне – пасы входят в число объектов нематериального культурного наследия Республики Коми. В 2020 году в Москве в рамках ХIII Всероссийского смотра информационной деятельности в сфере народного творчества Центр народного творчества и повышения квалификации Республики Коми был удостоен диплома за научно-методическое пособие «Коми войтырл\н ордым. Тропою коми народа», в котором есть и раздел «Родовые знаки коми – пасы». Издание осуществлено за счет средств гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

На экскурсиях в Литературном музее имени Ивана Куратова подчеркивается роль пасов в формировании национального орнамента, а также высказывается версия о том, что именно пасы легли в основу древнепермской азбуки Анбур, составленной Стефаном Пермским в 1372 году. Гости музея отмечают, что доска с помоздинскими пасами, несмотря на небольшие размеры, вобрав в себя дух поколений, обладает мощной и теплой энергетикой и неизменно привлекает внимание…

Глафира Васильевна Шипунова (1892–1965) первая из исследователей обратилась к систематическому изучению народного изобразительного искусства коми. После окончания в 1922 году исторического факультета Петроградского государственного университета и прохождения практики в Русском музее Шипунова вернулась в Усть-Сысольск. В течение нескольких последующих лет занималась формированием и обработкой музейных коллекций по традиционной культуре коми в фондах областного краеведческого музея, провела несколько длительных этнографических экспедиций в коми селах на реках Вычегда, Вымь и Сысола. В ходе экспедиций она собрала уникальную коллекцию экспонатов – около 300 предметов.
Глафирой Васильевной выполнено подробнейшее описание орнаментальных композиций, характерных для различных этнографических групп коми. С конца 1930-х годов Шипунова являлась научным сотрудником лаборатории цвета Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств в Ленинграде.Наиболее известной ее работой стала статья «Народное искусство коми (узорное тканье, вязание, вышивка)», опубликованная в журнале «Советская этнография» в 1960 году.
На снимке, сделанном известным фотографом Платоном Кулаковым в 1915 году, Глафира Шипунова – выпускница усть-сысольской женской гимназии.

Родовые знаки (их еще называют тамговыми) существуют не только у коми, но и у очень многих народов. Еще известный немецкий ученый-финноугровед Максимилиан Бух писал: «Большинство финских народов, да и вообще большинство народов, имеют или имели, не зная собственного письма, именные или семейные знаки». Удмурты, например, называют такой знак родственным с коми словом – «пус». Пусы можно увидеть на предметах, хранящихся в фондах Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» недалеко от Ижевска. 

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.