«И зритель верит в чудеса…»
70 лет назад в Воркуте появился первый и единственный в республике театр кукол
История уникального кукольного театра, созданного для самых юных жителей Заполярья 70 лет назад, начиналась совсем не по-детски. Даже куклы для первых спектаклей, которые восторженно принимали маленькие воркутинцы, создавались из отходов столярных мастерских и тряпья, на голом энтузиазме. Артисты работали без жалования и расходных материалов, без транспорта, без своей сцены и даже без помещения для репетиций. Первыми кукольниками в подавляющем большинстве своем были люди, пережившим тяготы и лишения лагерного бытия.

Стоявшие у истоков
В послевоенные годы с легкой руки Сергея Образцова и особенно после его триумфального спектакля «Необыкновенный концерт», кукольными представлениями «заболели» многие театральные коллективы по всей большой Советской стране. Не миновало это увлечение и Коми АССР. Элементы кукольных представлений в свои выступления стали включать многие творческие коллективы, включая лагерные театры и агитбригады.
В то время почти в каждом ОЛПе – отдельном лагерном пункте – артисты-осужденные старались разнообразить репертуар и как-то восполнить отсутствие в своих труппах женщин-актрис, включая в спектакли или концертные номера элементы кукольных спектаклей. На ширме пытались ставить не только сказки, но и классику, например пьесы Мольера и Фонвизина, басни Крылова и Михалкова…

Первые попытки создания кукольного театра в Воркуте, как, впрочем, и в других городах и районах Коми, последовали вскоре после смерти Сталина. Осужденным по 58-й статье артистам, освободившимся из заключения, найти работу было гораздо труднее, чем, например, шахтерам. Действовавший в Воркуте музыкально-драматический театр не мог принять в свою труппу всех желающих.
Тогда же, в 1954 году, в Воркуте организовалась первая труппа кукольников, не имевших, однако, никакого опыта и специального образования. Ее творчество, увы, оказалось не востребовано ни в самом городе, ни в Инте, куда артисты поехали на гастроли. Привлечь зрителей не удалось. В итоге средств не хватило даже на обратную дорогу. А потому в «родную» Воркуту кукольники возвращались в товарных вагонах и на платформах. После этого труппа распалась. Но идею создания театра кукол подхватили другие энтузиасты, составившие позже основу коллектива. Они нашли поддержку в лице заведующей отделом культуры Воркутинского горисполкома Елены Ивановны Третьяк – энергичного, неравнодушного руководителя.

При создании театра кукол у нового коллектива не было ни помещения, ни финансирования. Директором театра назначили Александра Петровича Серегина – освобожденного по амнистии фронтовика, выпускника Ленинградского театрального техникума, актера и режиссера. Его ближайшими соратниками стали товарищи по несчастью – артисты Панфилов, Золотов, Забродин. Он же привлек к работе в театре Вольдемара Петровича Пуце, ставшего настоящей находкой для делавшего первые шаги кукольного театра.
Вольдемар Пуце до Второй мировой войны уже был известным в Латвии режиссером театра и кино. В конце войны Пуце эмигрировал в Германию, вернулся на родину в 1947 году и через год был арестован прямо на съемочной площадке. Ему присудили 25 лет лагерей и этапировали в Воркуту. В 1955 году Пуце уже находился на вольном поселении, а потому жил вместе с семьей. Супруга Дайла Яновна, приехавшая вместе с сыном из сибирской ссылки, оказалась прекрасным кукольным костюмером. А сам Вольдемар Петрович оказался не только прекрасным режиссером, но и куклоделом – резчиком, скульптором и художником. Он сыграл ведущую роль в становлении нового театрального коллектива. В 1959 году Пуце вернулся в Ригу, несколько лет был режиссером Латвийского кукольного театра, затем главным режиссером Рижского театра оперетты, снимался в кино, стал заслуженным деятелем искусств Латвийской ССР.

Так вот ты какой, цветочек аленький…
Первое выступление театра кукол состоялось в воскресенье, 20 февраля 1955 года, в клубе поселка Рудник. Это был спектакль «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова. 2 марта 1955 года газета «Заполярье» поместила заметку «На первом спектакле» об этой премьере. Автор заметки образно передает атмосферу в зрительном зале клуба:
«Любопытные, с задорной искоркой взоры, вытянутые шеи детей, желающих все разглядеть, взрывы дружного смеха, бурные аплодисменты – яркое свидетельство того, что созданный недавно в Воркуте детский кукольный театр себя оправдал. Самые маленькие зрители – дошкольники и школьники младших классов – с удовольствием смотрели первый спектакль этого своеобразного театра – сказку «Аленький цветочек».
Интересный зритель! Старшеклассники глядят на это зрелище немного свысока: мол, вышли из возраста смотреть сказки. Учащиеся начальных классов впиваются глазами в сцену. Дети живут жизнью героев, переживают и веселятся вместе с ними. Малыши-дошкольники с любопытством взирают на происходящие на сцене чудеса: фантастические фигуры, превращения героев, своеобразный свет.
Первый спектакль – первая удача кукольного театра. Хорошо выполнены художником Матвеевым декорации, искусно сделаны сами куклы. Можно отметить и талантливую игру актеров Михайловой и Куликова. Однако молодому коллективу недавно рожденного театра необходимо еще много работать над совершенствованием своего актерского мастерства».

В другой постановке – «Волшебный прутик» – злого волшебника играл только что освобожденный по амнистии Александр Клейн. С 1957 года он будет штатным артистом Воркутинского кукольного театра, а позже станет театральным критиком, педагогом, кандидатом искусствоведения, поэтом, автором детских книг и пьес, а также сказок, оставшихся в репертуаре воркутинского кукольного театра до сегодняшних дней.
Спустя годы Алксандр Клейн напишет эти трогательные строки:
В КУКОЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Не синий холст, а неба купол,
Не лампы – звезды в нем горят.
Приворожил театр кукол
Неугомоннейших ребят.
Они, как клювы, рты раскрыли,
Во все глаза глядят, глядят
Туда,
где с легкостью фанерной
Вознесся сказочный чертог,
Где вислоухий горбунок
Ивану служит так примерно
И где огнем бенгальским светит
Жар-птицы дивное перо,
Где справедливость и добро
Сильней всех зол на белом свете.
В зал неприметно из-за ширмы
Смотрю, о сцене позабыв.
Какой неповторимый мир мы
Открыли, куклы оживив!
Сдается полночь дню на милость,
Танцуют горы и леса —
И зритель
верит в чудеса.
О, если б детство повторилось!..
Аплодисменты зрителей и начальства
В запасниках научно-вспомога-тельного фонда Воркутинского музейно-выставочного центра хранится свидетельство еще одной постановки 1955 года: копия программки спектакля «Мужик-король», поставленного по мотивам польской народной сказки главным режиссером театра кукол, тоже бывшей заключенной Еленой Михайловной Михайловой. Точная дата премьеры – 25 июня 1955 года – указана в автографе на программке. Надпись Михайлова адресовала Юрию Ивановичу Шеплетто, который был автором литературной обработки сказки. Надо отметить, что Шеплетто, бывший заключенный Речлага и Воркутлага, больше известен как художник. После освобождения он работал в архитектурном отделе проектной конторы комбината «Воркутуголь», а также принимал участие в организации кукольного театра, создавал для него декорации. В 1956 году Юрий Иванович вернулся в Москву, где закончил Московское высшее художественно-промышленное училище, отделение монументальной живописи (мастерская С.В. Герасимова). В 1969 году стал членом Союза художников СССР.

По мере того, как расширялось действие амнистии, Воркута изо дня в день пополнялась новыми жителями – отпущенными из лагерей бывшими заключенными и членами их семей. Зрительская аудитория кукольного театра росла как на дрожжах и восторженно принимала каждый следующий спектакль нового театра.
Для расширения репертуара директор привлекал к работе в театре все новых освободившихся актеров, художников, музыкантов. Прекрасное музыкальное сопровождение спектаклям создавал освободившийся из лагерной культбригады баянист-виртуоз Петр Цыбулин. В качестве художника и куклодела Серегин пригласил Висвалдиса Краулиса, работы которого позже стали широко известны в Коми.
Здесь же, в воркутинском театре кукол, началась карьера другого репрессированного художника – Волеслава Карловича Стенинга. Позже он переехал в Пермь, где работал в книжном издательстве и на телевидении, а затем долгие годы был главным художником и постановщиком, преподавателем студии в Пермском театре кукол. Стенинг стал лауреатом многих театральных фестивалей, его авторские куклы хранятся в Пермской художественной галерее, в музее Центрального театра кукол в Москве, а также в театральных музеях Чехии, Польши, Франции, Англии.

Благодаря покровительству и хлопотам начальника городского отдела культуры кукольникам выделили, наконец, комнату в Доме пионеров. Одновременно главным режиссером театра горисполком назначил заслуженную артистку УССР Зою Утехину. Хорошо образованная, интеллигентная и эрудированная, она помогала творческому росту молодых актеров. В конце 1955 года Утехина поставила кукольный спектакль о мальчике Гавроше «Маленький парижанин». Дата его показа – 20 декабря – считается официальным днем создания кукольного театра в Воркуте.

Но по-настоящему яркий успех и признание театру кукол принесла другая работа Утехиной – поставленный в 1956 году спектакль «Волшебная лампа Аладдина» с замечательными куклами, сделанными Вольдемаром Пуце. По настоянию Третьяк представление посмотрели руководители горисполкома. Спектакль произвел на начальство настолько сильное впечатление, что коллективу театра была выдана невиданная сумма – 10000 рублей. И это притом что кукольники тогда еще не получали жалование и месяцами сидели без гроша в кармане.
Театр кукол укрепился творчески и профессионально. Началась постановка все более сложных спектаклей. С каждой новой работой расширялся круг зрителей театра. Благодаря гастрольным поездкам о воркутинском театре кукол узнала вся республика.
Без собственной сцены
1957 год открыл новую страницу истории театра кукол. С легкой руки орденоносного депутата Верховного Совета Коми Серафимы Михайловны Поповой, которая с 1953 по 1961 год работала заместителем министра культуры Коми АССР, воркутинский театр кукол был принят на баланс министерства. Тогда, весной 1957 года, воркутинские кукольники стали регулярно получать зарплату.
Между тем в отсутствие у театра кукол собственной сцены репетиции проходили в пристройках к теплице, где, по воспоминаниям артистов, они то мерзли, то парились. Большинство спектаклей были выездными. Но без собственного транспорта доставка театрального реквизита к месту выступления оставалась чрезвычайно сложной. Если в нужный поселок не ходил общественный транспорт, артисты пользовались попутками, включая пожарные машины, самосвалы и даже машину скорой помощи. Бывало, в любую погоду добирались пешком в клубы, школы и детские сады шахтных поселков, перетаскивая на саночках коробки с куклами и декорациями. И все ради особой награды – сияющих детских глаз и восторженных аплодисментов маленьких зрителей.

В 1958 году у театра кукол появился, наконец, свой грузовик. Весной того же года состоялась первая большая гастрольная поездка театра. Артисты побывали в городах и сельских районах республики. Выступления в Сыктывкаре собрали множество лестных отзывов от журналистов и творческой элиты столицы Коми. Ярким событием выступления воркутинских кукольников стали для жителей Котласа, городов и поселков Архангельской и Вологодской областей. Театр кукол доказал свою профессиональную состоятельность. Со временем географию гастрольных выступлений театра кукол пополнили Украина и Молдавия, Подмосковье, Поволжье, Сибирь…
Популярность кукольного театра в Воркуте была такой, что власти рассматривали возможность строительства отдельного здания для него. В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева хранится проект здания кукольного театра для Воркуты, разработанный в декабре 1972 года архитектором Геннадием Константиновичем Мачульским. Работая в московском проектном институте «Гипротеатр», Мачульский был автором и соавтором многих оригиналных проектов, разработанных в стиле архитектурного футуризма. Однако проект здания театра кукол для Воркуты так и не был реализован.

Обретение дома и верность традициям
Собственное помещение Воркутинский кукольный театр все-таки получил в конце 1970-х годов. Первым постоянным домом воркутинских кукольников стало здание бывшего городского кинотеатра «Родина» на Ленинградской улице. Следующее новоселье кукольники отмечали четверть века назад, в год 45-летия театра. 27 февраля 2000 года воркутинский кукольный театр получил постоянную прописку на площади Мира в здании Дворца культуры шахтеров. Все театральное хозяйство с тех пор размещается на двух уровнях и занимает помещения бывшего кинотеатра «Спутник», перестроенные специально для удобства кукольников.

Сегодня Коми республиканский государственный театр кукол в Воркуте – это уникальный современный театр с огромным репертуаром и обширной гастрольной географией. Здесь бережно хранят историю, рассказывают ее своим зрителям и всем желающим. Обычно выставки уникальных документов и кукол проходят в фойе театра. А в 2021 году благодаря сотрудничеству с Воркутинским музейно-выставочным центром театр кукол существенно расширил аудиторию своих выставок. Историю спектакля «Тайна Хэстэ» кукольники и музейщики представили на базе краеведческого музея. Сказку-пьесу по мотивам коми фольклора без малого 70 лет назад специально для кукольного театра написал Александр Клейн. С тех пор спектакль ставили трижды – в 1970, 1994 и 2001 годах. На выставке посетители музея смогли увидеть куклы, изготовленные для постановок, декоративные элементы, а также фотографии спектаклей, эскизы афиши и кукол художника Михеева с рукописными пометками.
Театр кукол сегодня – постоянный участник и лауреат множества профессиональных фестивалей и конкурсов. Опытный и креативный коллектив кукольников осваивает новые подходы и технологии, но одновременно бережно хранит традиции верности профессии и самоотверженного служения своим зрителям – маленьким и взрослым поклонникам театра.

Наталья БОГУШ
Фото из фондов Воркутинского музейно-выставочного центра, Музея истории ГУЛАГа и открытых источников в Интернете