Дмитрий Кологривый: «Преодоление трудностей – залог успешного развития»

Пять лет назад, во время празднования 25-летия Сосногорской швейной фабрики, руководство предприятия устроило для гостей и журналистов весьма познавательную экскурсию по производству. Высокоэффективная безупречная организация труда, слаженные и четкие действия, уникальное современное оборудование – все это и многое другое поражали внимание экскурсантов. Однако, если пять лет назад все было стабильно, то с тех пор многое изменилось — на фабрике, в городе, в стране. Чувствуется, что предприятие переживает непростые времена в сегодняшних суровых экономических условиях. И поэтому интервью с генеральным директором ООО «Сосногорская швейная фабрика» Дмитрием Кологривым, который возглавляет это предприятие все 30 лет его существования, получилось очень честным и «юбилейным» только формально.

Рожденные в кризисе

— Дмитрий Дмитриевич, с каким багажом подошли к рубежу празднования 30-летия Сосногорской швейной фабрики? Есть какие-то особо приятные моменты, за которые испытываете чувство гордости?

— Вы знаете, когда подходишь к такому серьезному рубежу, начинаешь как-то особенно задумываться: прожита большая часть жизни, для человека 30 лет – это все-таки большой период. И, конечно, начинаешь размышлять: а что за это период было сделано? Сделано ли это для дальнейшей жизни и эволюции, по крайней мере, отдельно взятой территории, или что-то делалось бесполезно? Не поверите, но становится даже немножко страшно, потому что сделано больше, чем были возможности.

— А какие возможности были у вашей фабрики тогда, тридцать лет назад? Ведь это была еще другая страна – Советский Союз…

— В восьмидесятые годы прошлого столетия функционировали швейные фабрики в Инте, Печоре, Сыктывкаре. А в географическом центре Республики Коми такого производства не было. При этом в Ухте и Сосногорске – множество предприятий, использующих мужской труд. А где работать женщинам? Поэтому было принято Постановление Совета министров Коми АССР об организации и создании Сосногорской швейной фабрики. 1987 год – это время, когда Советский Союз был на завершающей стадии своего развития, наступал серьезный политический кризис, следом за собой тащил кризис экономический. Цены на нефть тогда упали донельзя низко. Начинала разваливаться плановая экономика. А Сосногорскую швейную фабрику, говоря непарламентским языком, родили тогда, когда надо было ее закрывать. Институты госплана, госснаба еще существовали, но наше предприятие начало работать без их участия. То есть, мы родились буквально в кризисе. У меня есть личная поговорка: «Тяжела свадьба, но зато потом сладкая жизнь». И последующие 30 лет кризис следовал за нами, начиная от перестройки и до сегодняшнего дня, когда мы попали под искусственно созданный международный кризис. Научиться работать в таких кризисных условиях, да еще и на постоянной основе, живой пример как раз – Сосногорская швейная фабрика.

Мышкой в норке стать не захотели

— Как удалось новорожденному предприятию выживать и развиваться в лихих 90-х годах?

— В то время многие посчитали нужным спасать то, что осталось. Занимаясь спасением, они не могли иметь ясного благополучного будущего. А мы, напротив, в условиях непростой ситуации занимались не спасением, а своим развитием. Условия сложнейшие: была нарушена банковская система, подорвана система своевременности платежей, многие предприятия тогда не получали деньги за свою продукцию по полгода. Но я понимал, как надо выйти из кризиса. Однажды пришел в коллектив и честно заявил, что ситуация сложилась непростая. Я предложил коллегам следующее: чтобы выжить, нужно кризис перепрыгнуть. Тогда меня многие не поняли. А я понимал это так: нужно увеличить объемы выпускаемой продукции, и чем больше будут объемы, тем больше будет платежей. И мы не ошиблись! Да, мы тоже страдали, как и все — за многие отгруженные партии продукции расчет получали с большим опозданием. Но увеличив объем своей продукции в три раза, мы действительно перепрыгнули кризис 90-х.
Что такое в экономике кризис? Что делать предприятию? Казалось бы, прежде всего нужно оптимизировать свои расходы, уменьшить объемы выпускаемой продукции и ужаться до такой степени, чтобы как мышка в норке немного посидеть – переждать, а потом, когда кризис закончится, вылезти и снова работать. Вот мы не захотели стать мышкой, мы продолжали прыгать и перепрыгнули!

— В последние два года очередной кризис тоже ударил по многим российским предприятиям. Вы вновь продолжили наращивать объемы или начали вводить у себя оптимизацию?

— В этот раз нам пришлось оптимизироваться. Здесь надо правильно оценивать природу кризиса. Когда он носил чисто экономический характер, когда была стагнация каких-то активов, валюты и так далее, это тот фактор, при котором ты можешь за счет объемов просто пережить такое время. Ну, или вместе со всеми сидеть и молиться, умрешь или не умрешь как предприятие. Но последний кризис не экономический, а международный и, скорее, носит политический характер. США четко увидели, что Россия активно развивается, и если ее сегодня не остановить в своих перспективах и в возможностях, наше государство будет под номером один. Поэтому нам объявлена международная экономическая война. И последний кризис носит затянувшийся характер. Он может длиться и три года, и пять лет, и намного дольше, поэтому придется переживать его. Эти периоды с такими длинными сроками перепрыгнуть невозможно. Здесь нужно адаптироваться и работать в условиях политического кризиса. Это намного сложнее. Но, слава Богу, у нас пока получается. В отличие от других, мы не закрылись, мы не останавливаемся. Главная наша задача — продолжать жить, развиваться и иметь цель-ориентир, потому что без цели невозможно работать. Наша цель всегда обозначалась просто – быть под номером один. То есть, если это легкая промышленность, мы должны быть первыми. На этом стоим и продолжаем работать.

Мал золотник, да дорог

— До сокращений сотрудников на предприятии дело не дошло?

— У меня есть еще одна поговорка, которая является моим поводырем: «Всегда нужно от каких-то негативных явлений получать преимущество». Политический кризис заставил нас посмотреть на ту часть организации труда, которая носит не совсем эффективный характер. Понятно, что в любом большом коллективе есть сотрудники, которые тащат ситуацию, активно работают и перевыполняют планы. Но есть и те, кто тихонько сел, примкнул и, по сути, ничего не делает. Сложившаяся ситуация заставила нас отказаться от неэффективных работников. Никаких специальных кампаний по уменьшению численности мы не проводили, никого не сокращали. Просто перед этими людьми был поставлен вопрос, чтобы они работали более эффективно. Многие сами написали заявление и ушли, потому что трудиться иначе они не хотят. А все остальные как работали, так и работают, как стабильно получали зарплату, так ее и получают. Конечно, тех, кто готов и хочет по-настоящему трудиться, мы будем принимать без ограничений. Лишь бы приходящие люди понимали главное – чтобы попасть в зону стабильности, нужно работать. Важно и другое. Иногда руководитель предприятия говорит: «Потерпите, завтра будет лучше». Я говорю иначе: «Сегодня тяжело, но лучше будет, если мы с вами станем активнее работать». Коллектив в это верит, и я их не обманываю. И они меня тоже. Вот этот условный трудовой договор, не записанный в нашем Трудовом кодексе, носит более ответственный характер.

— Портфель заказов сильно изменился?

— Однозначно, он стал меньше. Не беру во внимание компанию «ЛУКОЙЛ», которая всегда крайне эффективно работает и у нее есть чему поучиться. Но что касается других крупных компаний, в том числе государственных, они тоже стали обращать внимание на эффективность расходов государственных денег. Поэтому сейчас нашей продукции заказывается, может быть, меньше, но зато как раз столько, сколько нашим потребителям надо. Это не является для нас несчастным случаем. Важно, что нашу продукцию правильно оценивают и продолжают заказывать. Мал золотник, да дорог. И это, считаю, показатель стабильности.

Арктика не за горами

— Пять лет назад вы презентовали два модернизированных цеха. Есть ли у вас новые инвестиционные планы или они временно заморожены?

— Де-факто инвестиционные программы у нас временно приостановлены. Но амбициозность наших планов осталась, мы над ними работаем. И как только появится первая возможность, кризисные процессы ослабнут, Сосногорская швейная фабрика приступит к очередной модернизации. Потому что невозможно предлагать рынку что-то новое, если постоянно не модернизировать технологические процессы. Наша предыдущая модернизация работает успешно, дает свои результаты, и страшно представить, что было бы, если бы мы тогда не пошли на нее. Сегодня просто технологически не смогли бы обеспечивать заявленный уровень требований от заказчиков. Но я считаю, что завтра нам крайне понадобится новая модернизация, и я больше чем уверен, что мы пойдем по этому пути.

— Раскроете планы? Что бы хотелось сделать на предприятии?

— Раскрою только в той части, где считаю необходимым это озвучить. Буквально недавно Президент России Владимир Путин обозначил новые приоритеты развития российского государства. Это активное освоение Арктики и арктических территорий. Мы находимся в Республике Коми. Сегодня это место является одним из самых эффективных логистических направлений по освоению Арктики, в этом, кстати, руководитель республики Сергей Анатольевич Гапликов абсолютно прав. Сосногорская швейная фабрика находится недалеко от арктических широт, и поэтому в дальнейшем мы очень серьезно намерены нацеливаться на арктические мегапроекты, которые не за горами. Мы общаемся и много лет работаем с нефтяными и газовыми компаниями, и хорошо понимаем, что главный резерв по стратегическому и энергетическому сырью в РФ во многом находится в Арктике. И возникает вопрос – какая нефтяная или газовая компания туда придет первая? Естественно, и какая швейная фабрика там будет первая? Учитывая, что мы находимся ближе, непозволительно терять такой рынок сбыта. А людей там надо одевать тепло. Кругом — низкие температуры и экстремальные условия, и мы уже работаем в таком направлении – шьем теплую полярную одежду для МЧС России. Но чтобы совершенствоваться, опять же нужна модернизация: выделка шкур, работа с пуховыми изделиями, с одеждой, которая защитит человека в условиях сурового Севера. Это очень сложное технологическое направление, но мы не боимся опережения со стороны конкурентов. Они опередят нас, если будем сидеть и ждать, а если мы будем двигаться — все получится!

Цирка не будет

— Ваше предприятие, учитывая экономические трудности, не сократило свою социальную политику?

— Наша швейная фабрика занимает первое место по уплате налогов в Сосногорском районе. Хотелось бы, чтобы и другие предприятия были лидерами в этом направлении. Оказываем шефскую помощь ряду организаций, например, у нас сложились давние хорошие отношения с кадетской школой. Как вы знаете, я еще работаю на общественных началах как депутат Государственного Совета РК в составе руководства бюджетного комитета. Это серьезная дополнительная ответственность.

За моей ответственностью — две большие территории Ижемского и Сосногорского районов. И любые обращения со стороны избирателей накладывают большую ответственность на меня, как в предвыборный период, так и в процессе депутатской деятельности. Считаю, что выполнение наказов должно вестись на постоянной основе, и для меня крайне важно, чтобы у людей все было хорошо и стабильно.

— В начале ноября состоятся торжественные мероприятия по случаю юбилея фабрики. Раскроете детали празднования?

— Цирка точно не будет. Любой праздник должен учитывать общественно-политическую ситуацию. Когда часть населения не имеет работы или находится в сложных жизненных условиях, устраивать фейерверки по-человечески неприлично и нескромно. Но есть сложившиеся традиции. И мы не ради ярких шоу, а чтобы еще раз оценить перспективу развития нашего собственного модельного агентства, покажем дефиле. Как еще называем себя — маленький дом моделей Сосногорской швейной фабрики! Это группа первоклассных конструкторов — специалистов, где молодые учатся у старших. Эти девушки готовят к презентации новый модельный ряд, и это будет самая знаковая часть праздника. И вдруг как раз праздник даст ответ на вопрос: а может, не только в Артику нам двигаться, но и в более теплые края?

Праздник дает определенный стимул, толчок для развития предприятия. Ведь идет творческий поиск, все начинают готовиться, приводить в порядок то, на что давно надо было обратить внимание и т.д. Конечно, ждем, чтобы к нам в гости приехали видные деятели Республики Коми. При этом хотим не красоваться перед ними, а заострить внимание, что легкая промышленность – не миф, и что надо расширять, развивать и создавать условия, чтобы не только Сосногорская швейная фабрика в Республике Коми работала, но и другие подобные предприятия, как раньше. Считаю, что необходимо возрождать швейное производство в Коми. Наверное, это и будет главная цель праздника. А как получится – посмотрим.

— Что бы хотелось пожелать себе, коллективу, деловым партнерам, заказчикам, жителям района и всей Республики Коми?

— Может быть, скажу не так, как вы бы хотели услышать. Желаю всем побольше трудностей. Чем больше трудностей преодолеваешь, тем больше создаются возможности для развития. Сосногорская швейная фабрика и выживает за счет трудностей! А так, конечно, чисто по-человечески – всем удачи, без нее никак, а всему коллективу, заказчикам и нашим жителям – крепкого здоровья!

Беседовал Юрий ЯГЛОВ
Фото Александра ФИЛИППОВА

Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF

(С) «Регион» 10/2017