На рубеже веков. Платон Кулаков

Многих из вас, особенно старшее поколение, наверняка коробит в современном киношном «ретро» досадное несоответствие лиц и одежды, интерьеров и бытовых деталей реалиям той эпохи, о которой снят фильм или сериал. Между тем, подлинный облик времени запечатлен на тысячах фотографий, хранящихся в фондах музеев и архивов, в домашних альбомах и частных коллекциях. Как выглядели наши города и села, их жители, их труд и быт сто лет назад? А еще раньше? А в 1920-е, 1930-е или военные годы? После войны? Да еще совсем недавно, в горбачевскую перестройку и смутные 1990-е?

[ads_color_box color_background=»#7A231C» color_text=»#ffffff»]В новом проекте «Запечатлевшие время» наш журнал познакомит вас с наследием известных и не очень фотографов, фотокорреспондентов республиканских и центральных изданий, в разное время – от дореволюционного до наших дней – снимавших жизнь региона, его людей, его достижения и беды. Мы познакомим вас с самими авторами снимков, которые, как правило, скромно остаются за кадром.
Не претендуя на исчерпывающую подачу, мы внесем свою посильную лепту в фотолетопись республики, 100-летие которой будет отмечаться в августе 2021 года.

Проект «Запечатлевшие время» реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.[/ads_color_box]

 

[ads_color_box color_background=»#d4c8c3″ color_text=»#444″]Первым фотографом в Коми крае считается Платон Филитерович Кулаков, который в конце ХIХ века открыл в Усть-Сысольске фотомастерскую. Сделанные им фотопортреты горожан до сих пор можно встретить в домашних архивах сыктывкарцев. Есть его фотоколлекция и в Национальном музее Республики Коми.[/ads_color_box]

 


П.Ф. Кулаков. Из фондов НМРК.

[ads_dropcap]П[/ads_dropcap]режде чем рассказать об усть-сысольском пионере фотографии, надо хотя бы вкратце вспомнить, что представляли из себя на рубеже ХIХ и ХХ веков Коми край и уездный город Усть-Сысольск. В то время Коми, или Зырянский край еще не был самостоятельной административной единицей. Его обширная и малонаселенная северная часть входила в состав Печорского уезда Архангельской губернии, южная – с уездным центром в Усть-Сысольске – в состав Вологодской.

По данным статистического сборника «Города России в 1904 году», в это время в Усть-Сысольске проживали 5018 жителей, на 90 процентов – коми. Это был третий по количеству жителей город в Вологодской губернии – после Вологды и Великого Устюга. Впрочем, растянувшийся на 6 километров вдоль левого берега Сысолы, уездный город был, по нашим современным представлениям, скорее большой деревней. Из почти тысячи деревянных домов, в основном одноэтажных, в Усть-Сысольске было всего 9 каменных зданий. По немощеным, с деревянными тротуарами и редкими керосиновыми фонарями улицам «мирно паслись коровы и иной скот», как писала одна из губернских газет. Конечно, в городе были больница, гимназия, библиотека, магазины, несколько храмов, общественный банк , земская управа и другие учреждения. Но, к примеру, театра и тем более синематографа, увеселительных заведений усть-сысольцы не знали, отдельные представители интеллигенции и чиновничества по вечерам собирались в городском клубе за картами и бильярдом. Местная промышленность представляла собой лишь несколько кустарных промыслов.

Постепенно и в эту глушь проникали атрибуты городской жизни. С открытием регулярного пароходного сообщения с Архангельском и Великим Устюгом оживилась торговля, в домах усть-сысольцев появлялись фабричные мебель и посуда, швейные машинки «Зингер», в купеческих лавках и магазинах можно было купить модную обувь, одежду и ткани. Одним из признаков цивилизации в городе стала и фотомастерская Платона Кулакова. Ее предысторию в очерке о первом усть-сысольском фотографе сообщают сотрудники Нацмузея С. Бандура и Р. Ларукова:

«Платон Филитерович Кулаков родился в 1863 г. в деревне Азла Вологодской губернии в семье священника. Окончив в 1879 г. в Петербурге фельдшерские курсы (видимо, именно в Петербурге он познакомился с искусством фотографии), приехал в Усть-Сысольск и поступил работать фельдшером в земскую больницу. Три года спустя женился на Елене Афанасьевне Трениной. Работая фельдшером, он исправно выполнял свои обязанности: в 1894 г. за участие в борьбе с эпидемией в селе Керчомья был даже отмечен властями. Фотографировал Платон Филитерович ради удовольствия, но, видимо, жизненные обстоятельства заставили его всерьез заняться фотографией. Необходим был и дополнительный заработок, чтобы содержать семью. В 1895 г. в доме жены он открыл первую фотомастерскую. К этому моменту в семье Кулаковых было уже четверо детей, позже родились еще трое».

Свой фотосалон Платон Кулаков открыл в доме, принадлежавшем его супруге. Обычный деревянный пятистенок Трениных стоял на Покровской (ныне – Орджоникидзе) улице, на месте, где в настоящее время находится Дом творчества детей и учащейся молодежи, бывший Дворец пионеров.

[ads_dropcap]Т[/ads_dropcap]рудно сказать, какой доход приносил Платону Кулакову бизнес на ниве фотографии. Можно только с уверенностью сказать, что скромный дом с вывеской «Фотография Кулакова» пользовался популярностью, причем не только у жителей Усть-Сысольска. Фотография тогда была еще в диковинку, и часто в фотосалон Кулакова приезжал целыми семьями народ со всего уезда. Хотя, конечно, фотографию на память мог позволить себе далеко не каждый. Большинство запечатленных на сохранившихся фотопортретах – люди с достатком: мещане, интеллигенция, чиновники, купцы, священнослужители. Помимо этих традиционных провинциальных сословий, встречаются на фотографиях и ссыльные, коих в Усть-Сысольске было предостаточно. Вообще среди фотографий, оставшихся от Платона Кулакова, в основном – фотопортреты, сделанные в его салоне. Событийных снимков, на «пленэре», мало, фоторепортажей тогда и вовсе не делали – местной прессы еще не было. Да и фототехника не отличалась мобильностью, Кулаков снимал, конечно, еще на пластиночную камеру с тяжелым штативом. Зато по фотопортретам можно узнать, какими были лица усть-сысольцев той эпохи, как они одевались. На снимках хорошо видна бутафория фотосалона – драпировка, деревянные кресла и стулья, перила с балясинами. Этот антураж тоже отражает дух того времени.

«В начале XX века дом Кулаковых, возможно, был не только фотосалоном. Здесь собиралась молодежь, которую притягивала особая аура этой семьи, – пишут С. Бандура и Р. Ларукова. – Снимки, запечатлевшие людей в театральных костюмах, позволяют предположить, что в доме осуществлялись семейные театральные постановки. У сестры жены Платона Кулакова – Марии Афанасьевны, дом которой находился рядом, на протяжении многих лет квартировали политические ссыльные. Дом Кулаковых был своего рода светским салоном, куда были вхожи представители интеллигенции и наиболее передовая молодежь. Кроме того, семья Кулаковых оказалась тесно связана с некоторыми из «вольнодумцев»: три дочери Платона Кулакова, Лидия, Анна и Зинаида, вышли замуж за «политических», отбывавших ссылку в Усть-Сысольске».


Пикник на природе. Отдыхает семья Платона Филитеровича Кулакова. До 1914 г. Из фондов НМРК.

Жизнь Платона Филитеровича Кулакова закончилась трагически: в 1914 году он, неизлечимо больной раком, застрелился. Дело отца продолжил старший сын – Николай Платонович Кулаков, который тоже внес свой весомый вклад в фотолетопись края. Но о нем и его наследии – в следующих выпусках нашей рубрики.

Евгений ВЛАДИМИРОВ


Шипунова Глафира Васильевна, выпускница Усть-Сысольской женской гимназии,
будущий первый профессиональный этнограф, сотрудница Коми областного музея. 1915 


Мальчик в зимней одежде. Начало XX в.


Николай Васильевич Городецкий, житель Усть-Сысольска. 1909 г.


Кузьбожев Петр Дмитриевич (слева) и Холопов Николай Степанович, жители Усть-Сысольска. 1909 г.


Струнный оркестр политссыльных Усть-Сысольского Народного дома. 1908 г.


Лида и Вера Платоновны Кулаковы в новогодних костюмах в мастерской отца. 1910-1920-е гг.


Надежда Васильевна Комлина, учащаяся Усть-Сысольской женской гимназии. 1910 г.


Приезд в Усть-Сысольск князя Сергея Александровича Романова, брата царя Николая II в 1898 году. Снимок сделан на пристани у специально построенного павильона. 1898 г.


Домашний выезд. В повозке Вера Степанова Городецкая с братом. 1898-1900 гг.


Леушин Павел Ильич, рабочий-литейщик Нювчимского чугуно-литейного завода,
с женой и двумя маленькими детьми. 1913 г.

Фото предоставлены Национальным музеем РК