Владислав Мамченко. Верность правде

В конце января нынешнего года в Национальнорй галерее Республики Коми открывается выставка работ заслуженного художника Российской Федерации Владислава Мамченко (1929–2006), классика коми изобразительного искусства. С его творчеством знаком каждый житель столицы Коми, даже не знающий имени самого скульптора. Среди монументов, созданных Мамченко, памятник Ивану Куратову на Театральной площади, памятник «Вечная слава воинам-сыктывкарцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» у Вечного огня…

Владислав Никанорович Мамченко родился 28 февраля 1929 года в деревне Шугайлово Смоленской области. Еще до появления на свет младшего сына его отец был репрессирован. Через девять месяцев после рождения Владислава арестовали и мать. Поводом явилась швейная зингеровская машинка, на которой она работала, обшивая семью и соседей. Мать он увидел лишь в 12 лет, приехав после ее освобождения к ней в Ленинград.

Памятник «Вечная слава» создан В. Мамченко в соавторстве с Ю. Борисовым.

В 13 лет Владислав едва не потерял зрение во время бомбежки складов на Ржевке в апреле 1942 года. Зрение ему вернул старенький профессор, прооперировавший раненого подростка в военном госпитале. Во время обстрела мальчишка снова чудом остался жив: неразорвавшийся снаряд попал в кушетку, где незадолго до этого лежал Владислав.

Б. Пастернак

В выборе профессии Мамченко много случайного. В его семье никто не имел прямого отношения к искусству, хотя мать хорошо рисовала, а отец играл на скрипке. Обладая прекрасным слухом и бархатным баритоном, но не владея ни одним музыкальным инструментом, Владислав пробовал поступить в музыкальное училище, но безрезультатно. Впрочем, неудачная попытка не заглушила в нем любовь к музыке: позже Мамченко освоил шестиструнную гитару.

П. Сорокин

Вторым учебным заведением, куда Владислав подал документы, стало Нахимовское арктическое училище. Однако, как ни пытался молодой человек скрыть тяжелое ранение глаз (40 процентов зрения были потеряны), по состоянию здоровья он все же туда не прошел.

Автопортрет с женой.

Наконец, третья попытка оказалась удачной: в 1946 году Мамченко поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной на отделение художественной обработки металла. После окончания училища Мамченко направили по распределению в Сталинобад (ныне Душанбе), где он работал инженером. Уже здесь впервые будущий скульптор попробовал себя как портретист.

Обнаженная.

В 1953 году Мамченко приехал в Сыктывкар по приглашению скульптора Юрия Борисова, с которым учился на одном факультете, и стал преподавать черчение и рисование в сыктывкарской женской средней школе № 1. В этом же году на собрании Союза художников Коми АССР было решено организовать скульптурную секцию под руководством архитектора Вениамина Эдельгауса. Мамченко и Борисов встали у истоков профессионального искусства скульптуры в Коми республике.

Ю. Борисов и В. Мамченко. 1960-е гг. Из личного архива В. Садковской.

Традиционные для 1950-х годов темы произведений искусства диктовались властями – это образы людей труда: сплавщиков и лесорубов, комбайнеров и доярок, шахтеров и инженеров. В плане работы Союза художников на 1954 год у Мамченко стояли скульптурные работы «Борьба за мир», «В коми колхозе».

В. Лыткин

Эти годы памятны всеобщим стремлением к монументальности. Организованные в скульптурную мастерскую Борисов, Мамченко, Эдельгаус и выпускница Нижнетагильского художественного училища Тамара Краева выполнили ряд заказов. Первые их совместные монументальные работы были в духе укоренившихся стандартов: фигуры пионера и пионерки у Дворца пионеров, спортсменов возле Дома физкультурника. Сам Мамченко говорил о них как о «несерьезной, заказной декоративной работе».

Фрагмент барельефа на фасаде Дворца пионеров в Сыктывкаре.

В январе 1958 года Мамченко был принят в Союз художников СССР. В эти же годы скульптор обрел свою органичную позицию в искусстве, которая не была конъюктурной или подражательной. Индивидуальный подход он применял даже в работе над скульптурами вождей, изображая Ленина «простым и искренним». С середины 1960-х годов в творчестве Мамченко появились произведения со своеобразным национальным колоритом (гранитная серия «Люди тундры»).

Д. Шостакович

Мамченко работал и как книжный иллюстратор, пробовал себя в станковой графике, рисунке, гравюре, офорте.

Нежелание идти на компромисс всегда было чертой характера художника. В 2001 году, став лауреатом Государственной премии за памятник Герою России подполковнику ФСБ Александру Алексееву, погибшему в Чечне, Мамченко отказывался ее получать, так как был не согласен с архитектурным решением при установке памятника.

В. Белов

Показательна история с портретом священника Владимира Жохова, служившего в Свято-Казанском храме Сыктывкара. Он был дружен с творческой интеллигенцией и бывал в мастерской Мамченко и Борисова. Жохов участвовал в Великой Отечественной войне, жил какое-то время в Ленинграде, рисовал, был прекрасным педагогом и выдающимся проповедником.

Сраженный.

В 1959 году Мамченко выполнил полуфигурный портрет священника в облачении и подарил его отцу Владимиру, которому тот очень понравился. Однако самому скульптору эта работа могла стоить исключения из Союза художников. Власти республики увидели в скульптуре потерю социалистической бдительности, работа подверглась публичной критике в прессе, а на собрании республиканского отделения Союза художников его председатель В. Поляков и другие коллеги выступили с осуждением Мамченко: «Этот поступок не достоин советского художника и особенно члена союза»… К счастью, для «неидеологически настроенного» скульптора дело ограничилось лишь порицанием.

Стефан Пермский

С большим интересом Мамченко работал над образом основоположника коми литературы Ивана Куратова. Увлекшись судьбой первого коми поэта, за два десятка лет скульптор создал множество его портретов – от рисунков до памятников. У Мамченко было врожденное чувство формы. Единство архитектурно-скульптурного замысла – одна из самых характерных черт всех его монументальных проектов. По замыслу художника, памятник был рассчитан на установку среди зелени в небольшом сквере на пересечении улиц Куратова и Кирова, и коллеги скульптора поддержали такой вариант. Но по решению городских властей памятник был установлен на площади возле театра оперы и балета.

И. Куратов

Некоторые проекты, разработанные скульптором в разные годы, не были реализованы. Например, памятники поэтам Николаю Рубцову, Виктору Савину, Александру Твардовскому и его герою Василию Теркину под названием «Дороги войны»…

Н. Рубцов

Между героями произведений Мамченко и им самим существует некое духовное родство, схожесть взглядов, нравственных позиций. В течение жизни скульптор создал целую галерею портретов выдающихся, в его понимании, людей прошлого и современности: художников, поэтов, музыкантов, ученых, артистов, общественных деятелей – людей, близких ему по мироощущению, чувству жизни. Все они составили своеобразный документ, в который вписаны судьбы и жизненные принципы ярких людей XX века.

За годы работы в Сыктывкаре Мамченко создал сотни работ. Умер он в столице Коми в 2006 году, а его наследие и вклад в развитие изобразительного искусства еще предстоит оценить потомкам.

Ольга ОРЛОВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.