Битвы умников

В столице Коми стали чрезвычайно популярными интеллектуальные игры

В нынешнем году сборная команда интеллектуалов из Сыктывкара покорила телезрителей игры-шоу «Брейн-ринг» на канале НТВ. Сыктывкарцы дошли до финального боя и только на дополнительном вопросе уступили команде из Ростова-на-Дону. Этот успех не случаен: в столице Коми интеллектуальные игры стали в последнее время чуть ли не повальным увлечением. На играх в «Мозгобойню» и «Что? Где? Когда?» собирается порой столько народу, что яблоку негде упасть. О своих впечатлениях от интеллектуальных баталий рассказывает наш корреспондент.

Большинство интеллектуальных игр сейчас проходят в кафе или клубах – можно поужинать, выпить чаю-кофе. Именно поэтому такие игры называют еще «барными викторинами». Если вы играете в разных клубах, то можно играть каждую неделю, еще и не по одному разу.

Выбираем популярную ныне «Мозгобойню». Обычный рабочий день закончен. Собираемся: блокнот, ручка, хорошее настроение – кроме вступительного взноса в 300 «рэ» с человека больше ничего и не надо – и выдвигаемся на игру.

Кафе, где проходит игра, называть не буду – все-таки реклама.

Смотрим на список команд – кто сегодня играет против нас, смотрим на зал: тут можно найти людей всех возрастов – от подростков до пенсионеров. В каждой команде от 6 до 10 игроков, а играют порой больше 20 команд. Их состав обычно непостоянный: все-таки игры проходят по будням. В названиях команд игроки дают волю креативу: «Извилины Менделеева», «Жилетка Вассермана», «Челка Трампа», «Мимо шли» и так далее в том же духе.

В основном, конечно, команды собираются среди друзей-товарищей или коллег по работе. Многие знакомые, когда рассказываешь им об играх, тоже загораются желанием попробовать свои силы, приходят и остаются надолго. К новичкам всегда очень бережное и особое отношение: ведь даже понять, что тут вообще происходит, очень непросто.

Собрали компанию единомышленников? Отлично! Теперь команде надо зарегистрироваться на игру. Организаторы игр вовсю пользуются наиболее популярными средствами связи и общения, группы клубов легко найти Вконтакте. Кстати, тут же можно и оставить заявку: знаток ищет команду, или команда ищет знатока. Регистрация на самые популярные игры напоминает дуэль ковбоев на Диком Западе: побеждает самый быстрый. Она начинается в строго определенное время, и чем быстрее подашь заявку, тем больше шансов попасть на игру в выбранный тобой день. Бывает, что команды остаются «в резерве»: желающих так много, что все не поместятся в кафе. Резервистам остается только надеяться, что какая-либо команда откажется от участия из-за занятости ее игроков и местечко освободится.

Игроки – народ шумный и веселый, и до начала турнира зал гудит: приветствия, шутки, вопросы о жизни. Но все меняется после слов ведущего: «Итак, игра начинается!». На зал опускается тишина. Все внимание сосредоточено на экранах, каждый человек в команде размышляет над правильным ответом.

Основное отличие массовых интеллектуальных игр от классического «Что? Где? Когда?» не только в том, что вопросы тут чуть попроще, чем у знатоков. Вопросы разбиты по блокам (турам), команда сдает ответы сразу на 6-7 вопросов, и времени на поиск ответа дается больше – 90-100 секунд вместо 60. Это несомненный плюс для игроков: если на какой-то вопрос тура вы не можете ответить сразу, а на следующий нашли ответ мгновенно – у вас есть время вернуться к первому вопросу и подумать еще. Хотя, если честно, это не всегда помогает.

За каждый правильный ответ начисляются баллы, победителя определяют по сумме баллов. Для команд, занявших первые три места, организаторы готовят призы. Совсем небольшие: коробка конфет, бутылка игристого вина. Призы получать, конечно, приятно, но это не самое главное.

Интеллектуальные игры учат многому: нужна и логика, и фантазия, и творческий подход, а самое главное – командная работа. Своему товарищу по команде надо доверять как себе – и когда он утверждает, что знает правильный ответ, ты просто принимаешь этот факт без споров и пререканий. Даже если в итоге ответ окажется неправильным. Здесь нет места упрекам и сожалениям: надо играть дальше.

Это подтверждают и опытные игроки: например, Иван Суманеев, капитан той самой сыктывкарской команды на телевизионном «Брейн-ринге», на первое место поставил игровую совместимость и психологический микроклимат в команде. Он единственный, кто играл со всеми ребятами из «серебряной» команды раньше, и знание сильных и слабых сторон каждого игрока сделало его капитаном. А Виктор Бобров, рядовой игрок в «Брейн-ринге» и капитан команды «Брейн» на сыктывкарской «Мозгобойне», не менее важным считает опыт, который, конечно, сын ошибок трудных и набирается только в постоянных играх. Виктор признался, что несмотря на большой стаж в играх «Что? Где? Когда?» и «Мозгобойне», первая игра «Брейн-ринга» прошла для него как в тумане: он так растерялся, что просто сидел и пытался понять, что же происходит.

Хочется развеять миф о том, что для участия в игре необходимы энциклопедические знания. Это совсем не так. Все мы учились в школе, читали, смотрели телевизор. В интеллектуальных играх важны логика, фантазия, творческий подход. Например, вы можете назвать шесть цветов Олимпийского флага? Конечно, можете: цвета пяти олимпийских колец многие узнали еще в школе, и осталось вспомнить, что располагаются они на белом фоне. А отличить эмблему одного производителя автомобилей от другого? Мужчины тут вне конкуренции. Каждый день смотрите новости? И для вас подготовлен целый блок вопросов. Как привлекал к себе внимание английский гитарист? Очень просто – он пел и играл в мусорном баке. Вот уж точно, его заметили все прохожие. История об этом чудаке попала в новости, так что даже простой просмотр телевизора может принести победное очко команде.

Так что дерзайте! Интеллектуальная игра в экстремальных условиях времени невероятно увлекает. Например, в том же «Брейн-ринге» раунд длится максимум семь минут. Семь минут – и все решено, твоя команда либо выиграла, либо проиграла. Эти минуты могут вместить в себя массу чувств: и отчаяние, когда очков для выигрыша не хватает, и надежду, что вот сейчас мы ответим правильно или соперники ошибутся, и ликование от победы. Может быть, в этой концентрации множества человеческих чувств и кроется их популярность?

Ирина ЮРКИНА
Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА и из открытых источников в интернете

Первый выпуск «Брейн-ринга» вышел в эфир еще на Центральном телевидении СССР 18 мая 1990 года. А идея игры-аналога «Что? Где? Когда?», но с двумя командами знатоков, родилась у Владимира Ворошилова за десять лет до этого. Он и провел первый цикл из семи передач.

Игра несколько раз меняла и место проведения, и телевизионные каналы, закрывалась на 10 лет, а в 2018 году возродилась на НТВ.

Команда Сыктывкара (на снимке) добралась до финала телешоу.

Первый выпуск «Брейн-ринга» вышел в эфир еще на Центральном телевидении СССР 18 мая 1990 года. А идея игры-аналога «Что? Где? Когда?», но с двумя командами знатоков, родилась у Владимира Ворошилова за десять лет до этого. Он и провел первый цикл из семи передач.

Игра несколько раз меняла и место проведения, и телевизионные каналы, закрывалась на 10 лет, а в 2018 году возродилась на НТВ.

Команда Сыктывкара (на снимке) добралась до финала телешоу.

Чемпионат по игре «Что? Где? Когда?» в Сыктывкаре проводится в разных помещениях. В минувшем сезоне это были физико-математический лицей при СГУ, корпус бывшего КГПИ и Национальная библиотека, где сделаны эти кадры. Кстати, в этот день игру посетила обладательница «Бриллиантовой совы» сыктывкарка Жанна Полянская. Турнир проводит КРООИ «Лига интеллектуальных игр», игры возобновятся в сентябре.