Прикоснуться к истокам

Туристам в Коми предлагают несколько маршрутов по православным местам


Храм Зосимы и Савватия в Кылтово

Пресс-секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии, архимандрит Филипп Филиппов советует разделять туристические поездки по православным местам и паломничество. Второе – это сознательный путь к духовному возрастанию, следующий уровень, на который, вполне возможно, перейдет православный турист. Паломнические поездки, как правило, организуют в епархиальных управлениях или приходах по благословению архиерея. Маршруты по православным святыням, которые также приветствуют в епархии, сегодня организуют турфирмы. Коми, куда православие пришло в XIV веке, в XXI может предложить гостям региона несколько маршрутов к православным святыням.


Сестринский корпус Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря

От Усть-Выми до Ульяново

– В приходах идут навстречу организации таких поездок. При каждом храме есть набор юбок и платков для православных туристок, которым комфортнее входить в церковь «по канонам». Кому-то из туристов просто интересно узнавать историю Коми края, а для кого-то, возможно, следующим шагом станет паломническая поездка, – говорит архимандрит Филипп.

В любом муниципалитете Республики Коми есть что показать гостю, интересующемуся православием. Но сердце и истоки православия находятся в Усть-Выми – первой резиденции местного епископата. Именно здесь появился первый в Коми крае монастырь, здесь после успешной миссионерской экспедиции обосновался креститель зырян Стефан Пермский. Подвиг его не только в том, что он принес язычникам свет новой веры, но и в том, что перевел церковные книги и богослужения на родной им язык, нимало не смутившись тем, что северный народ не имел письменности. Он, подобно Кириллу и Мефодию, подарившим ее славянам, разработал для зырян анбур – азбуку, с помощью которой зазвучало слово Божье.

Популярны у туристов маршруты в Усть-Куломский район, в Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, также основанный в конце XIV века святителем Стефаном Пермским. Излюбленный маршрут – «Ыб православный», где в конце XX века был основан Серафимовский женский монастырь, а центр села украшает старинная каменная Свято-Вознесенская церковь. Кроме того, Ыб славится своими часовнями и десятью чудотворными источниками во имя святых. Православные верят, что они исцеляют от болезней. Говоря о туристско-православных путешествиях, нельзя не упомянуть Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь, Стефано-Афанасьевский женский монастырь в селе Вотча, Усть-Вымский Михаило-Архангельский мужской монастырь, старинные храмы в селах Важкурья, Ляли, Койгородок и другие святыни.

Маршруты по православным местам в Коми организуют в Финно-угорском этнокультурном парке. Сегодня мы расскажем об одном из них – в Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь – первую женскую обитель в Коми, которая была построена в конце XIX века.


Молебен в храме Зосимы и Савватия Кылтовского монастыря

На свет креста

Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь находится в стороне от трассы Сыктывкар–Ухта. Зимой туда по сказочной заснеженной дороге от поворота на деревню Ляли можно доехать минуть за пятнадцать. Все население сегодняшнего Кылтово – сестры обители да несколько трудников-помощников.

В старинном корпусе – кельи нескольких сестер, трапезная, домовой храм. А еще дух того времени, когда монастырь еще только начинал строиться. Крестовоздвиженский монастырь по благословению Иоанна Кронштадского был основан в 1878 году архангелогородским купцом первой гильдии, молитвенником и меценатом Афанасием Васильевичем Булычёвым. В 1894 году был построен кирпичный собор преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. В византийском стиле, пятиглавый, 38 метров в высоту, он имел уникальную систему отопления от калориферной печи, расположенной в подвале. Печь топили дважды в месяц, загружая по машине дров. Теплый воздух циркулировал по тепловым каналам в стенах, согревая просторный храм, украшенный 11-метровым резным дубовым иконостасом с писаными иконами, украшенными серебром, золотом и бриллиантами. Забегая вперед, скажем, что время не пощадило ни само здание, ни иконостас, полностью разрушенный. В 2019 году по единственному уцелевшему снимку он был восстановлен меценатами, известными в Сыктывкаре предпринимателями Вылегжаниными. Так получилось, что правнуки в XXI веке восстанавливают то, что в прошлом веке разрушили деды, отцы которых решили именовать монастырь Крестовоздвиженским – в честь чудотворного креста, который светом указал дорогу путникам и до сего дня хранится в храме.

Место для строительства женской обители было выбрано неслучайно. Считается, что здесь, между реками Кылтовка и Большая Ель, в отшельничестве подвизался пустынник Василий Пестерев, житель села Ляли, который поставил рядом со своей избушкой большой деревянный крест. После его кончины крест, излучавший свет, нашли заблудившиеся путники. Именно эта святыня до настоящего времени хранится в монастыре. Православные верят, что крест способен исцелять и творить другие чудеса.

Добрые побуждения

Первыми насельницами монастыря были монахини, прибывшие из Шенкурского Свято-Троицкого монастыря в Архангельской области во главе с будущей игуменьей Филаретой, создавшие единственную в Коми золотошвейную мастерскую. А еще были иконописная, скипидарная, керамическая, ковровая и другие. Кылтовскому монастырю принадлежали смолокуренный и гончарный заводики, конюшня, погреба, жилые корпуса, дом для священника. Тут воспитывались полсотни крестьянских девочек, в богадельне при монастыре жили престарелые. Ежегодно выдавалось более 10 000 благотворительных обедов.

Хозяйство при монастыре есть и сейчас. Иначе обители просто не выжить. Плодами своего труда кормятся сами, а еще угощают туристов и паломников. Многие признаются, что не ели вкуснее монастырских продуктов: горохового киселя с противней, супов и каш.

Монастырь был обнесен деревянным забором и кирпичной стеной, остатки которой можно увидеть и по сей день. Несколько лет назад православная молодежь Коми предприняла беспрецедентную акцию: за три дня лагерь «Добрые побуждения» собрал триста молодых людей, которые закончили раскопки фундамента старинной монастырской стены, посадили деревья и навели порядок на территории обители.

До революции Кылтовская обитель привлекала паломников чудотворными святынями. Чтобы понять, насколько процветающим и почитаемым был Кылтовский монастырь, достаточно перечислить их: два креста, украшенные золотом, серебром, алмазами и другими драгоценными камнями; семейная святыня купца Булычёва – покрытый золотом медный крест, украшенный 84 бриллиантами и 100 драгоценными розами; икона Воздвижения Креста Господня с частицами Древа Господня от Голгофского Креста, на котором был распят Спаситель, а также частицами святых мощей мученика Трифона, Космы, Домиана и Феодора Стратилата, и икона Иверской Божьей Матери в золотой ризе. Эти две иконы были присланы в Кылтовский монастырь монахами с Афона. Также в обители почиталась чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери в сребропозлащенной ризе, икона Божьей Матери «Троеручица» с бриллиантами и другие.

Через гонения и запустение

Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь процветал бы и дальше, если бы не октябрьский переворот. Монастырь разграбили, забрали кресты, колокола, церковную утварь, насельницам запретили молиться. Первоосновательница монастыря, 84-летняя игуменья Филарета, не выдержав надругательств над обителью, скончалась.


После долгих лет и запустения возрождение Кылтовского монастыря началось в 1995 году. Большой поддержкой стал приезд в Кылтово Патриарха Алексия II.

В 1918 году монастырь закрыли, а на его месте открыли Кылтовскую трудовую сельхозобщину, в которой сначала позволили трудиться бывшим монахиням, а затем по доносам о непрекратившейся молитве почти всех их репрессировали, многих сослали на Соловки. Монахиня Елизавета Ярыгина была расстреляна, ныне она причислена к лику святых новомучеников земли Коми. Кто уцелел, рассеялись по затерянным селам, избушкам, продолжали молиться и помогать местным жителям. Игуменья Ермогена, сменившая Филарету, с восемью сестрами поселилась в Половниках.

Рассказывают о чудесах по ее молитвам. За месяц до упокоения Ермогены по реке против течения приплыл чудотворный монастырский крест, и никто не мог его взять, пока не пришла игуменья Ермогена, сотворила молитву, сказала: «За мной послали. Поставьте на моей могиле до времени». Тридцать лет, до 1995 года, когда начала восстанавливаться обитель, стояли на могилке игумении два креста.

В 1923 году община была ликвидирована, монастырские строения отданы под детскую колонию. Через шесть лет выселили и 217 беспризорников, а производственную базу колонии передали Управлению исправительно-трудовых лагерей и создали совхоз Ухтпечлага. В монастыре организовали две тюрьмы: мужскую – в сестринском корпусе, и женскую – в соборе. Собор разбили на четыре этажа, уникальные тепловые каналы залили бетоном.

Там, где когда-то трудились и молились двести монахинь, теперь содержались полтысячи «врагов народа». Среди них и богослов, причисленный к лику святых, Митрополит Херсонский и Одесский Анатолий Грисюк.

В 1954–1955 годах тюрьмы упразднили, на базе хозяйств в Кылтово образовали колхоз. Собор использовали как клуб, столовую, склад цемента, при этом продолжая его разрушать. Были разрушены купола, водостоки, крыша. Постепенно сгнили стропила, перекрытия, разрушался кирпич, собор оказался под угрозой уничтожения. Когда в 1995 году возрождать Кылтовский монастырь взялись несколько монахинь во главе с настоятельницей Стефанидой, от него оставался только сестринский корпус да обезглавленный собор, у которого из пяти глав уцелела только одна — главная. Большой поддержкой и утешением для сестер стал приезд в обитель в следующем году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

С июля 1995 года в женском монастыре действуют храмы Зосимы и Савватия, святого Афанасия Афонского. В сестринском корпусе живут и молятся монахини, ведутся службы, поддерживается хозяйство, миряне и трудники помогают восстанавливать знаменитую обитель. Работы много, но много и радости, особенно когда вчерашние туристы, впечатленные ее историей, возвращаются в Кылтово, чтобы стать помощниками.


На этих снимках – экскурсия для группы из Сосногорска. Сегодня Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь могут посещать туристы из разных муниципалитетов Коми.

  

Полина РОМАНОВА

ЭКСКУРСИИ
Финно-угорский этнопарк, Сыктывдинский район, село Ыб, местечко Сёрд, д.19/1.

Телефоны 8 (800)20-10-396, 8(82130)78-603
park@finugr.rkomi.ru