Январь: Серафим Попов. Поэт, солдат, журналист
8 января 2018 года исполнилось 105 лет со дня рождения первого народного поэта Коми Серафима Попова. Он родился накануне I мировой войны и прожил 90 лет, вместивших в себя войну гражданскую, годы НЭПа и коллективизации. Он прошел через Великую Отечественную, побывал на стройках социализма, пережил перестройку и реформы 90-х годов прошлого века. Многое из того, что ему пришлось увидеть, выстрадать и познать, отразилось в его стихах.
Серафим был четвертым ребенком в многодетной крестьянской семье Поповых, жившей в большом селе, а ныне поселке городского типа Жешарт. Его отец прошел японскую и германскую войны, а Серафим, по его собственным воспоминаниям, чуть ли не с рождения узнал, что такое голод. В 20-е годы вернувшийся с войны отец сумел сколотить крепкое хозяйство, завел корову, лошадь и даже сельскую технику – соломорезку и молотилку. Но зажить нормальной жизнью власти не дали. Отца причислили к зажиточным, обложили твердым заданием, а 16-летнего Серафима исключили из 8 класса средней школы. От раскулачивания семью спасло лишь то, что они вступили в колхоз.
Еще в семилетке Серафим начал писать стихи, хотел и готов был учиться, но изнурительная работа лесоруба, а затем сплавщика, мастера в лесопункте, смолокура и плотника не способствовали учебе и стихотворчеству. Позже он напишет об этом времени:
Косил я, пахал я и сеял,
и лес корчевал под посевы,
поля расширял и луга…
И пусть-ка расскажет тайга,
какое количество бревен
срубил я своим топором,
а сколько их сплавил потом!
(Перевод И. Михайлова)
В 1934 году Серафима Попова призвали в армию, а после демобилизации направили в Сыктывкар в газету «Коми комсомолец», где он был сначала ответственным секретарем, а затем и редактором. В 1941 году он со всей редакцией ушел на фронт.
Поначалу Серафима Алексеевича назначили помощником командира так называемого лыжного батальона, хотя, как он позже вспоминал, у них не было ни лыж, ни лыжных палок. Осенью они держали оборону Москвы, а затем батальон перебросили на Воронежский фронт, где против советских войск стояли не только немцы, но и три венгерских корпуса. К этому времени Серафим Попов в звании капитана командовал батареей и вел идеологическую работу среди солдат противника. Помогали ему венгерский писатель Бела Илеш, с которым Попов спал под одной шинелью, а ночами выходил к венгерским окопам, и будущий руководитель социалистической Венгрии Матиас Ракоши. После войны Ракоши назовут «лучшим учеником Сталина», в годы его правления будет репрессирован каждый 18-й гражданин Венгерской народной республики. Но во время войны Ракоши, как позже написал коми поэт, выступал перед советскими солдатами и призывал их относиться помилосерднее к противникам-венграм, поскольку это обманутые люди.
В августе 1943 года гвардии капитан Попов был тяжело ранен – один осколок снаряда попал в ногу, другой пробил каску, и на некоторое время он потерял зрение.
В госпитале он снова принялся писать стихи, которые войдут в сборник «Фронтовöй туй» («Фронтовая дорога»), изданный в 1945 году. За год до Победы Серафима Попова демобилизовали, он вернулся на родину и устроился на работу литсотрудником в редакцию газеты «Вöрлэдзысь» («Лесной рабочий»). До самой пенсии поэт трудился журналистом в различных изданиях. А ночами вновь садился за письменный стол, чтобы писать стихи. При этом, как вспоминает его дочь Валентина Канова, Серафим Алексеевич долгое время ходил в гимнастерке, не имея лучшей одежды, а в голодные послевоенные годы помогал выжить себе и своей семье, собирая летом грибы и ягоды, а по весне – березовый сок.
Контузия, по словам Валентины Кановой, отразилась не только на его здоровье, но и на характере. Он мог быть бесконечно добрым и открытым, а мог – очень напряженным и закрытым. Прошло много лет, прежде чем Серафим Попов обрел душевное равновесие, и семья стала жить спокойно.
Между тем один за другим выходили его поэтические сборники – «Миян Войвыв» («Наш Север»), «Ме славита мир» («Я славлю мир»), «Вечный огонь», «Утро на Вычегде», «Дружба йылысь стихъяс» («Стихи о дружбе»), «Лӧз енэж улын» («Под голубым небом»). Он воспевал красоту родного края, человеческую дружбу, посвящал стихи Патрису Лумумбе, Николасу Гильену, Пабло Неруде. Перевел на коми язык сонеты Шекспира, стихотворения Роберта Бернса, Тараса Шевченко, Янки Купалы.
Валентина Канова вспоминала, как протекал творческий процесспоэта. Какое-то время он писал, потом с большим чувством проговаривал, затем снова наступала тишина, а затем вновь читал их вполголоса. Частенько он обращался к своей жене со словами: «Мича абу?» (Красиво, хорошо ли?).
Видимо, Попову было необходимо услышать и понять мелодию стиха. Поэтому и стихи получались мелодичными. Не случайно многие из них стали песнями. Музыку к ним писали коми композиторы Александр Осипов, Прометей Чисталев, Яков Перепелица. Самая известная песня, созданная на его стихи, «Катшасинъяс» («Ромашки»), родилась, когда Попов и Осипов лежали на ромашковом поле. Легкий ветерок играл цветами, и поэту представилось, что по полю бегают босоногие девчонки в белых косынках. Сами собой стали рождаться стихотворные строчки, которые Попов по привычке произносил вслух, пока композитор его не остановил и не потребовал повторить. Вечером того же дня Осипов наиграл мелодию. Песня была столь популярна, что многие считают ее народной. Не случайно в 1984 году Серафиму Попову первому из коми стихотворцев присвоено звание «Народный поэт».
В 90-е годы прошлого века Серафим Алексеевич, можно сказать, объявил войну старости. По утрам в Кировском парке делал физзарядку, гордился тем, что может присесть 80 раз. С ранней весны до поздней осени он плавал в Сысоле, обожал лес, особенно местечко Озел, куда добирался на теплоходе и весь день собирал ягоды и грибы. Зимой катался на лыжах.
Такая физическая, а, главное, творческая активность способствовали его долголетию. Одно из последних стихотворений посвящено нашему известному земляку, одному из выдающихся социологов XX века Питириму Сорокину. Сам поэт рассказывал, что Питирим Александрович был знаком с его отцом, захаживал к нему в гости и качал на коленях маленького Серафима.
Поэт умер 11 августа 2003 года. В некрологе, подписанном целом рядом политиков и творческих деятелей, говорилось: «Целая эпоха, с 1940-х годов по настоящее время – по праву войдет в историю коми литературы, как эпоха Серафима Попова, потому что он своим творчеством выразил суть времени, его смысл и драматизм».
Игорь БОБРАКОВ
«В его стихах я ощущаю неповторимый аромат хвойной пармы-тайги, дыхание снежных равнин Приполярья, бурное течение разбушевавшихся по весне северных рек, алые краски северных зорь, птичий говор на светлых полярных озерах».
(Иван Молчанов, поэт)