Лариса Цветкова: «Настоящему мастеру надо постоянно учиться»

В конце марта подведены итоги XXIV республиканской выставки декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года», в которой участвовали 137 мастеров из разных уголков Коми, а также Архангельской области. Решением жюри главного звания «Мастер года-2017» и правительственной премии имени народного мастера России Семена Ильича Оверина удостоена Лариса Цветкова из села Визинга.

Лариса Алексеевна – ученица самого Семена Оверина. На нынешний конкурс мастерица представила около 15 работ в разных техниках. Большинство из них – лапти, шкатулка, пестерь, корзины – сплетены из бересты и корня сосны и являются авторскими вещами, а два пояса, сплетенные на бердо, – реконструкции этнографических изделий Сысольского района.

Сейчас эта обаятельная, радушная, гостеприимная и скромная женщина трудится методистом в клубе ремесел «Зарни куд» при муниципальном учреждении культуры «Музей истории и культуры Сысольского района». И не только сама осваивает разные жанры декоративно-прикладного творчества, развивается в своем мастерстве, но и обучает этому других. А также координирует работу мастеров района и выставочную деятельность, проводит многочисленные мастер-классы.

– Лариса, как началось Ваше увлечение народными ремеслами?

– Тяга к ручному труду у меня была с детства: я любила шить, вязать. В селе Сторожевск Корткеросского района, откуда я родом, кружков для детей было мало. Я занималась в кружке по вязанию. Потом поступила в КГПИ на специальность учителя начальных классов. На факультете дополнительных профессий по специальности «Руководитель кружка «Умелые руки» нас учили и шить, и вязать, и вышивать. За три года там я получила очень большую базу. А потом вышла замуж, в 1995 году переехала в Визингу и… мне предложили вести кружок «Умелые руки» в учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества». Мне надо было выбрать для занятий с детьми одно из традиционных ремесел Сысольского района: плетение из бересты или лозы. Я рассматривала, брала в руки изделия из лозы, посмотрела книжки по лозоплетению, но они меня как-то не тронули, не вызвали желания делать такие же. А береста сразу «зацепила».

И уже через год после своего приезда я стала осваивать плетение из нее. Сначала по книге – это была совсем небольшая брошюра «Береста в руках юного умельца и учителя». Затем ездила в Пажгу к Семену Ильичу Оверину. А потом еще было много учителей, которым я очень благодарна, и другие книги.

– Значит, Вы плетете из бересты, учась сама и уча других, уже более 20 лет. А почему это умение так ценится, что в нем сложного, если осваивать начинают даже дети? Да и в старину говаривали: «Дом вести – не лапти плести». Подразумевая, видимо, что лапти плести – даже проще, чем заниматься домашним хозяйством.

– Может, в старину и было плести лапти просто, потому что практически все умели это делать. А может, так говорили, сравнивая женский и мужской труд. Ведь прежде плетением из бересты занимались в основном мужчины. Потому что первая сложность в таком ремесле – заготовка материала. Береста заготавливается обычно в середине-конце июня, когда стоит жара и одолевают комары и оводы. Бересту берут с деревьев на лесозаготовках, подальше от населенного пункта – и надо туда добраться, а потом заготовленный материал донести или довезти домой. В общем, это тяжелый физический труд, одной женщине он обычно не по силам. Мне, например, с заготовкой сырья очень помогает муж, сколотени для туесов заготавливает мой ученик.

Во-вторых, заготовленное сырье нужно суметь правильно сохранить: требуются постоянная определенная температура и влажность, чтобы береста не пересохла и раскрошилась, а долго оставалась мягкой, пластичной и пригодной для работы.

И, в-третьих, нужны определенные навыки работы с этим материалом. Даже дети обычно начинают плести лет с 10-ти, не раньше. До этого возраста у них в руках не хватает сноровки и физической силы. А вообще здесь, как и в любом ремесле, очень много тонкостей. И мастерство растет постепенно – по мере узнавания и применения в деле этих нюансов. То есть нужно постоянно учиться и одновременно практиковаться.

– Помните свою первую берестяную работу?

– Самое-самое первое берестяное изделие, которое я сделала – чуман. Это традиционная четырехугольная корзинка для ягод, ее не плетут, а делают из цельного куска бересты. Мне было 12 или 13 лет, и мы с братом поехали к бабушке в деревню Сюзяиб в родном Корткеросском районе. Как-то бабушка показала нам чуман, в котором она хранила лук. Она с такой любовью гладила его теплые берестяные бока, так хвалила мастера, который его изготовил… Мы с братом слушали и до глубины души впитывали эту любовь и уважение бабушки.
А потом пошли купаться на речку: дело было в жаркий июльский день. По пути встретили только что сделанное заграждение для коров – место было огорожено березовыми жердями. И в одном месте от жерди стал отходить кусок коры – береста как будто сама просилась к нам в руки! Конечно, мы тут же забыли о речке: ободрали эту бересту и понеслись домой делать свой чуман! Конечно, сделали его неумело, сшили не черемуховым прутом, сосновым корнем или лозой ивы, как сшивалось издавна, а нитками, и всего через год тот чуман развалился. Но бабушка тогда нас с братом так похвалила! И, наверное, эта ее похвала и наша радость, гордость за свою работу дали положительный опыт работы с берестяными работами, оставили в сердце теплый след.

– У Вас сегодня много учеников. Это преимущественно дети или взрослые?

– Поскольку преподавать я начала более 20 лет назад, первые мои ученики, бывшие тогда детьми, уже выросли и стали мне коллегами, в чем-то партнерами. Кто-то из них продолжает плести из бересты как хобби, и мы с ними взаимно делимся опытом, что-то советуем друг другу… А вообще, учатся у нас не только плетению из бересты. Этим направлением я занималась в ЦДТ. Несколько лет назад наступил период педагогического выгорания, мне очень хотелось развиваться в плетении из бересты, оставить преемников ремесла из взрослых. Нужны были перемены в профессиональной сфере. И я перешла работать в наш районный музей, создала клуб ремесел «Зарни куд» (Золотой короб). Задача клуба – сохранить традиционные сысольские ремесла и дать им новую жизнь. А ремесел в нашем районе хватало: узорное вязание на спицах, которое во многих районах почти исчезло, а у нас продолжает жить, узорное ткачество (но им сейчас некому заниматься, надо возрождать ремесло), деревообработка, включающая в себя плетение из бересты, корня и лозы, резьбу из капа. Вот, опять же, в прошлом году не стало замечательного мастера по капу Александра Гавриловича Тоинова, преемников у него не осталось – и ремесло застыло на месте, никто им не занимается и не учит других… У нас в центре ремесел постоянно проходят мастер-классы для всех желающих, детей и взрослых, они очень востребованы, тем более что и цена участия чисто символическая. Чаще всего запрашивают занятия по плетению из бересты, потому что у меня это основное занятие, по плетению из корня и лозы, узорному вязанию, набойке на ткани, которую мы тоже недавно стали практиковать. А еще интересуются плетением поясов на бердечках. Кстати, в нашем районе сохранились уникальные узоры для таких изделий.

– Кстати, о поясах, они тоже были на «Мастере года» среди Ваших работ. Давно Вы занялись плетением на бердо?

– Года два назад. А год назад, придя работать в центр ремесел, стала уже конкретно изучать его как технологию и делать изделия, которые помогают привносить традиции нашей земли в современный быт. Ведь каждое изделие народного ремесла было, в первую очередь, функциональным и использовалось в быту, а уж потом несло в себе художественный вкус и мастерство изготовителя.

– А правда, как эти изделия используются в быту? Для чего их люди покупают, если не на сувениры? С посудой, пестерями понятно. Но вот очелье – это ободок для волос, украшение или оберег? И куда сегодня можно надеть лапти, кроме как на фольклорный праздник, как часть народного костюма?

– Очелья – это все, перечисленное вами, но в первую очередь, они выполняли функцию оберега и даже порой лекаря. Ведь очелье – это круг, а круг – всегда оберег. Одна бабушка у нас как-то купила очелье, а потом стала постоянно активно их покупать. Мы спросили, зачем ей столько. А она рассказала, что дарит их всем своим подругам. Она заметила, что головная боль в очелье проходит, вот и делится этим «лекарством», тем более натуральным и безопасным, со всеми. Ведь издавна известно, что береста нормализует давление, гармонизирует биополе человека.

Плетеные из бересты корзины и короба хороши для сбора грибов и ягод – они там не мнутся и не преют. Мелкая берестяная посуда – для сыпучих, сушеных продуктов, к которым тоже нужен приток воздуха: соли, сахара, сухих грибов и ягод, орехов. Тот же бабушкин чуман для лука. А в туесах из цельных кусков коры, так называемых сколотней, можно хранить жидкости – такая посуда не протекает.

А лапти многие покупают и заказывают в качестве домашних тапочек! Это удобная, натуральная обувь с противогрибковым эффектом. И в баню в лаптях хорошо ходить, мы сами в них моемся! Так теплее ногам, особенно зимой, и ноги дополнительно получают ухаживающую, лечебную ванночку.

– В день вручения награды «Мастер года» на Вас были потрясающие сережки: каждая – пара крошечных лаптей. Тоже ваша работа? Трудно, долго такие делать?

– Да, это моя работа, и она как раз несложная. И применения физической силы, в отличие от настоящих лаптей, не требует. Да и делать их недолго: могу сделать пару за 1,5-2 часа. Вообще-то такие сережки появились как результат творческого состязания с одной из моих учениц. Она заявила, что сможет сплести лапти длиной всего 3 см, и сплела. А меня это как-то задело: моя ученица меня обойдет? И я сплела лапти в 2,5 см. Тогда ученица попробовала еще меньше, а я – еще меньше. В конце концов рекордно маленькие лапоточки получились у меня длиной в 1,1 см.

– Вы еще занимаетесь плетением из корня сосны. Как пришли к нему?

– Уже занимаясь берестой, я понемногу использовала в этих изделиях корень сосны. А года три назад мне повезло попасть на мастер-класс по плетению из соснового корня к замечательному мастеру Елене Валентиновне Кокориной. Это было в Усть-Куломском районе, на базе отдыха «Мишкин лес». Корень с берестой чем-то похожи: он тоже мягкий, податливый. Правда, технологии плетения у них совершенно разные, и это видно даже внешне. Плетение из корня я бы сравнила с вязанием крючком, там тоже нужно создавать форму. И это такой же длительный и трудоемкий процесс, как плетение из бересты. Но когда погружаешься в него, о времени не думаешь! Только наслаждаешься гибкостью и теплом материала, а потом восхищаешься и радуешься, когда получается создать из него что-то новое, красивое, нужное.

Заготовка корня, как и бересты, тоже не наносит вреда живым деревьям. И, кстати, такая же тяжелая физически работа, да еще и более грязная, мне с ней тоже помогает муж. Приходится выбирать молодые сосны (не более 15-20 см в диаметре), потому что у старых корни слишком толстые, а нужны до 1,5 см толщиной, отгребать мох от поверхностных корней, потом копнуть землю мотыгой, достать корень и срезать секатором корешки. А потом снова аккуратно прикрыть корни землей и мхом. Это лучше всего делать осенью, когда закончен сбор грибов-ягод. Деревья готовятся к зимнему покою, и после снежного покрова они легче восстанавливают утраченные корни.

– Вы говорили, что снятие бересты с живых берез не наносит им вреда, и вообще заготовка идет тогда, когда дерево «само отдает» кору. Это как?

– В начале лета есть довольно короткий промежуток времени, когда кора с берез после легкого надреза очень легко сходит, как будто сама собой. В остальное время ее снять значительно сложнее. И береза настолько способна к регенерации, что даже рисунок, нанесенный выжиганием на снятую кору, со временем бледнеет и сходит, будто береста восстановилась от ожога! И живое дерево полностью восстанавливает аккуратно снятую с него кору через 3 года. Недаром же у него такие лечебные свойства и способность снимать головную боль. Но мы все равно выбираем деревья на лесозаготовках, приготовленные к вырубке. Другие – это совсем редко, когда видишь идеально ровную и красивую кору и просто не можешь пройти мимо!

– А как Вы занялись еще и вышивкой?

– В студенчестве я вышивала крестиком, но потом это оставила. А года четыре назад мне очень захотелось сшить себе красивый народный костюм, который немыслим без узорного браного фартука. А так как ткать я не умею, решила сделать имитацию браного ткачества вышивкой. Она так и называется: браная, или наборная, относится к счетной вышивке. В интернете много видеоуроков по ней. А еще однажды я увидела в книге «Народное искусство коми» очень красивый фартук, вышитый болгарским крестом, – образец начала XX века из Сысольского района, который хранится в Национальном музее РК. Захотела себе такой же и сделала его реконструкцию: полностью скопировала ту модель. Сейчас ношу этот чудесный фартук с народным костюмом.

– Сейчас Ваш труд, опыт, знания удостоены наивысшей награды в Коми для мастера. Вы долго к нему шли, не раз участвовали в выставке «Мастер года», но достойной ее почетного звания жюри Вас признало только сейчас. Изменится ли что-то теперь в Вашей работе?

– Да, я много участвовала в выставках, но делала это даже не ради наград! Каждая такая выставка давала, прежде всего, бесценный опыт, знания, которые помогали переходить на более высокую ступеньку мастерства. На выставках где-то что-то подсмотришь у коллег и начнешь применять у себя, они тоже видят твои работы, оценивают, что-то подсказывают. Тот же народный мастер Валерий Лаврентьевич Торопов как-то увидел мой короб, нашел в нем недоработку, недочет, подсказал, как сделать правильно. И следующий мой короб был лучше. А если бы я не участвовала в таких мероприятиях, то и не узнала бы многих вещей. А о званиях не думала: мне казалось, да и сейчас кажется, что я пока не готова, мне еще учиться и учиться. Поэтому награда для меня стала полной неожиданностью! И честно говоря, еще до конца не верю в свой новый статус. Поставлена определенная планка, и ее нужно держать, по ней люди будут равняться. И не просто держать, а расти дальше!

– И в какую сторону Вы намерены расти теперь, какой новый вид декоративно-прикладного искусства осваивать?

– Осенью я ездила на мастер-класс по мезенской росписи. И теперь мне хочется попробовать привнести ее элементы в берестяные изделия. Черно-красный рисунок на берестяном фоне – это ведь так красиво!

Беседовала Ирина САМАР

Фото автора и Ивана ФЕДОСЕЕВА