Наталия Мелешева: «Я возвращаю людям солнце»

Звание «Мастер года – 2022» и премию Правительства Республики Коми имени Семена Оверина получила Наталия Мелешева. Она преподаватель Коми республиканского колледжа культуры им. В.Т. Чисталева, председатель регионального Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, член Международного cоюза педагогов-художников. А еще Наталия Мелешева – постоянный участник республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных выставок, конкурсов и фестивалей. О своем творческом пути она рассказала в интервью «Региону».

– Наталия Витальевна, поздравляю с победой в выставке. Какие Ваши работы увидели посетители выставки «Мастер года – 2022»?

– В экспозиции было семь моих изделий. Это предметы быта – кухонный шкаф, посуда, берестяная полотуха, игровые наборы – «Егоркины сказки», домино, крестики-нолики, декорированные верхневычегодской и нижневычегодской росписями. На «Мастере года» можно было посмотреть и тканые пояса, созданные моими ученицами – студентками Колледжа культуры имени В.Т. Чисталева Алиной Жилиной, Людмилой Лопыревой и Дианой Данчевой.

Вообще-то в этой республиканской выставке я участвую с 2010 года. Сначала выставляла традиционную игрушку – куклу Метлушку, выполненную на основе мочала, создавала сюжетные композиции. Например, были работы «Баба с возу – кобыле легче» и «Идет коза рогатая, идет коза бодатая». Кстати, эти и другие работы экспонировались не только в Сыктывкаре, но и в Архангельске, Петрозаводске, Вологде, Казани, Москве, Екатеринбурге и даже в Сербии – в Белграде. Многие работы полюбились людям, и сейчас мои герои «живут» в разных уголках России.

Позднее стала делать игрушки и предметы быта из дерева, которые затем расписывала.

– На закрытии выставки Вы не только получили награду, но и сами вручили премию. Расскажите об этом.

– Ежегодно Союз мастеров Республики Коми в рамках выставки присуждает премию «За высокие достижения в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов». Мне, как председателю, выпала высокая миссия вручить ее молодому мастеру художественной росписи Кристине Поляковой. Кроме того, Кристину удостоили звания лауреата в номинации «Современные тенденции в декоративно-прикладном искусстве».

Для нас с Кристиной эта награда была символичной. Кристина Полякова – моя ученица-дипломница. Ее выпускной работой стал набор «Чужан мулöн мойдьяс», в который вошла игра-бродилка по мотивам коми эпоса. В качестве декора использовались элементы верхневычегодской росписи. В дальнейшем Кристина участвовала в конкурсе проектов и получила грантовую поддержку. Игру перевели в картонный вариант и распространили по детским садам и школам республики.

Два лауреата. Наталия Мелешева и ее ученица Кристина Полякова.

– Откуда в Вас такая любовь к традиционному национальному искусству?

– Я родилась и живу в селе Пажга Сыктывдинского района. В детстве летом мы часто ездили в село Усть-Пожег. Там, на Вычегде, стоял большой старый дом бабушки с маминой стороны. Хорошо помню, что внутреннее его убранство во многом было самодельным: комнаты украшали плетенки, кухню – деревянная утварь, кровати – вязанные крючком подзоры, полы – домотканые половики. Я росла в этой «теплой» атмосфере и впитывала ее. Наверное, поэтому мне всегда нравилось создавать предметы своими руками.
В школе, как и многие, я была активным ребенком, посещала сразу несколько кружков, занималась пением и танцами. В третьем классе пришла в сельский этнопедагогический центр. Прикладное творчество меня захватило. Почти каждый день я шла туда пешком и в дождь, и в холод по дороге, где не было даже фонарей. При том что этот центр находился за четыре километра от моего дома.

– Первых наставников помните?

– В центре я познакомилась со всеми видами традиционного ремесла – берестоплетением, ткачеством, вышивкой и вязанием, научилась плести на коклюшках. Одним из педагогов был Семен Ильич Оверин – народный мастер России, наставник от Бога. Имя Оверина носит выставка «Мастер года». Помню Семена Ильича: строгий старец с бородой и взглядом, который все дети понимали без слов. Я, десятилетняя девочка, бегала по мастерской от ткацкого станка к столу для плетения из бересты. За ним работал Семен Ильич. Он старался угомонить меня, говорил: «Хватит бегать, садись работать. Без трудолюбия и терпения ничего не получится».

Семен Ильич был и моим наставником по плетению из бересты. До сих пор в натурном фонде республиканского колледжа культуры хранится солонка, которую я сплела под руководством Оверина. Иногда показываю ее студентам. Когда Семен Ильич перестал преподавать, я продолжала обучаться художественной обработке бересты у другого педагога, тоже его ученицы, Екатерины Костиной. Она и сегодня работает в этом центре с детьми.

– После школы Вы тоже решили пойти по стопам мастеров-народников?

– Вовсе нет. Мечтала быть химиком-биологом, поступить в Сыктывкарский университет, но так и не сложилось. Я решила пойти в Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова на учителя ИЗО. В день экзамена впервые села за мольберт и взяла в руки карандаш. Помню, что рисовала чайник. К моему удивлению, педагоги колледжа приняли рисунок. И хотя первоначально я несерьезно отнеслась к профессии, но за годы учебы поменяла свое отношение. Поняла, что это не досуговое, а профессиональное занятие. Новый смысл пришел во многом благодаря моему педагогу Наталье Геннадьевне Торлоповой. Она не просто учила азам живописи, но и заложила правильное отношение к работе.

– В школе преподавали?

– Только во время практики. Сразу после колледжа я поступила-таки в Сыктывкарский университет на факультет искусств – сейчас это Институт культуры и искусства СГУ имени Питирима Сорокина. Выучилась на художественного руководителя творческого коллектива. И после окончания вуза, в 2007 году пришла обучать рисунку и живописи, методике преподавания декоративно-прикладного искусства в колледж культуры. Вот уже 15 лет обучаю будущих художников, мастеров, педагогов.
Ребят учим традиционным коми народным промыслам. В колледже я, конечно, выступаю в роли педагога-художника, пишу картины – это моя профессия. А вот декоративно-прикладное направление – это моя отдушина, которой посвящаю все свободное время.

– В какой момент Вас заинтересовала верхневычегодская роспись?

– Опять же благодаря хорошему наставнику. Моя коллега Тамара Власовна Сердитова – уникальный человек и педагог, мастер росписи по дереву. Благодаря ей я начала заниматься забытой коми росписью. Тамара Власовна давно изучала верхневычегодскую роспись и фактически возродила ее, выпустив в 2007 году учебное пособие «Дарить красоту».

Эта тема меня заинтересовала не случайно. Моя прапрабабушка была из Усть-Куломского района – родины верхневычегодской росписи, которая бытовала в верховьях реки Вычегды с конца ХIХ века. Когда я углубилась в изучение истории этой росписи, то поняла, что нашим предкам-северянам, а они жили в трудных условиях, в суровом климате, хотелось привнести в быт красочности. Они старались украсить свою избу, предметы быта. Верхневычегодская роспись очень привлекает красотой цвета, мощью звучания ярких оттенков, солнечностью и необычными узорами. Она очень самобытна, второй такой росписи в России не встретить. Ее элементы не просто круги, а концентрические круги, то есть большой, меньше, еще меньше. Верхневычегодская роспись носила обережный характер, ее выполняли для личного пользования, не для продажи. В 60–70-х годах прошлого века мастеров этой росписи не стало, традицию забыли.

Когда я увидела предметы, расписанные в этой манере, что-то в моей душе всколыхнулось. Глядя на роспись, почувствовала радость и состояние внутренней гармонии. Захотелось поддерживать это настроение в себе, и наверное поэтому я всерьез обратилась к верхневычегодской росписи.

– Обучиться росписи предков было сложно?

– Сначала расписывала мелкие бытовые предметы и игрушки – утицы, тарелки, корыта, которые находила у себя в сарае. Большинство предметов имели неказистый вид, были сломаны, и мне хотелось «вдохнуть» в них жизнь.

После небольших работ захотелось масштаба. В сарае нашла старый деревянный стул, отреставрировала и расписала его. Получилось красиво, но смотрю и понимаю: чего-то не хватает. Пришла идея сделать комплект – стул со столиком. Да не просто столик, а с зеркальцем. Трюмо решила сделать в виде лопасти прялки, потому как исконно верхневычегодская роспись наносилась на прялки. Столик выпилила лобзиком и ошкурила, а затем полтора месяца расписывала. Получился красный гарнитур с солярными знаками. Это был мой первый опыт работы с мебелью.

Следующий предмет нашла на свалке. Возле баков стояла советская тумбочка, наверное еще довоенных годов прошлого века. Она была в непотребном виде. Я ее отмыла, почистила и расписала. Получился синий гарнитур, в котором использовала мотивы нижневычегодской росписи. Сейчас оба комплекта представлены на выставке в сыктывкарской галерее «Пейзажи Севера».

– Где черпаете вдохновение?

– В природе родной Пажги. Живу в большом деревянном доме. Летом люблю выходить на улицу и смотреть на закат, рассвет, зимой – на звездное небо. Кстати, именно северное ночное небо вдохновило на создание набора «Небесное чаепитие» – поднос с подстаканниками и утицей. На нем с помощью верхневычегодских мотивов изображено ночное звездное небо, созвездия Большой и Малой Медведиц. Набор создавала в творческом союзе с дизайнером Анелией Лянцевич в рамках проекта «КЕРКА. Искусство жить на Севере».

Творчество зависит не только от вдохновения. Мастеру важно, чтобы его любовь к творчеству понимали в семье. Мне в этом плане повезло. Когда поднимаюсь на мансарду и закрываюсь в своей мастерской, то дочь и сыновья знают: если мама работает, то ее беспокоить не нужно.

– В чем видите свою миссию?

– Мне важно ежедневно трудиться в мастерской, постоянно развиваться, самосовершенствоваться. Сейчас, например, изучаю корнеплетение. Для меня это новый вид ремесла, в котором тоже хочу развивать свой талант.

Цель моего творчества – возрождение традиционных ремесел, сохранение и передача мастерства своим ученикам, а также использование традиционных ремесел в современной жизни. А вот что касается моей миссии, то ее я осознала совсем недавно. Зимой участвовала в интересном проекте – Всероссийском онлайн-акселераторе «Путь ремесленника». Раз я всерьез занимаюсь верхневычегодской росписью, которая изобилует солярными знаками, то я не просто возвращаю в культуру забытую роспись, я возвращаю людям солнце.

В XXIX Республиканской выставке-конкурсе декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года – 2022», прошедшей в апреле в столице Коми, приняли участие 116 мастеров из Сыктывкара, Сосногорска, Корткеросского, Усть-Вымского, Сыктывдинского, Сысольского, Прилузского, Удорского, Ижемского и Усть-Цилемского районов. В экспозицию вошли 286 произведений, выполненных в различных техниках и материалах.
– «Мастер года» – традиционная в нашей республике выставка, год за годом радует нас новыми изделиями народного творчества, – отмечает руководитель Министерства культуры, туризма и архивного дела Коми Мария Балмастова. – Сейчас, когда как никогда важно сохранять традиции, необходимо поощрять энтузиастов, которые вкладывают душу в произведения культуры, чтят историю своего народа и вдохновляют подрастающее поколение попробовать свои силы в творчестве. Поздравляю всех мастеров с успешным окончанием выставки и желаю новых творческих взлетов!


Семен Ильич Оверин
родился 2 августа 1924 года в селе Пажга Сыктывдинского района. Специального художественного образования не имел. Уже с пяти лет мастерил, глядя на отца, из дерева и бересты. Еще в довоенные годы его поделки стали известны на всю округу.
Участник Великой Отечественной войны. После войны поступал в художественное училище, но окончить его не удалось. Вернулся в родной дом. Работал председателем колхоза, бухгалтером. В свободное время мастерил изделия из бересты, из березового капа: братины, солонки, туеса, хлебницы, чаны. Семен Ильич создал целую галерею персонажей коми и русских сказок.
Более 10 лет руководил студией декоративно-прикладного искусства, являлся мастером-наставником в этнопедагогическом центре села Пажга, обучая детей секретам народного ремесла.
С 1970 года участвовал в республиканских, зональных, всесоюзных, всероссийских и международных выставках прикладного искусства. Его работы находятся в фондах Национальной галереи и Национального музея Республики Коми. В 1993 году С.И. Оверину было присвоено звание «Народный мастер РСФСР».
Умер 19 декабря 1996 года.
В 1997 году была учреждена премия Главы Республики Коми имени С.И. Оверина в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

Беседовала Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото автора, Инны Александровой, из личного архива Наталии Мелешевой, Центра народного творчества  и повышения квалификации РК