Премию Правительства РК им. В.Есевой вручат Валентине Ковальчук

Завтра, 26 апреля на сцене Коми республиканской филармонии состоится торжественный концерт с вручением премии Правительства РК им. Валентины Есевой. Такой концерт проходит по традиции один раз в два года, он приурочен ко дню родждения поистине народной певицы. Кстати. 1 мая 2018 года исполнится 95 лет со дня рождения В.Есевой. В этом году премия присуждена солистке Государственного ансамбля песни и танца им. В.Морозова «Асъя кыа» Валентине Ковальчук. О своем творческом пути от детской песни до премии, о самом важном для артиста и планах на будущее солистка рассказала «Региону».

— Валентина, как начался Ваш путь в музыке?

— Я родилась и выросла в ижемском селе Сизябск. Пела с детства. Говорят, впервые я спела совсем ребенком «Маленькой елочке холодно зимой». Сама этого не помню, но все, кто были у нас в гостях и это слышали, тогда были шокированы. Я еще не выговаривала нормально слова, но очень чисто интонировала. В селе часто проводились смотры художественной самодеятельности. Там меня заметили. И я стала заниматься в школе: пели под баян, песни разбирали на слух, потому что не знали нот. А потом появился школьный фольклорный коллектив. Сколько помню, я всегда хотела заниматься музыкой. У меня папа поет в самодеятельном коллективе, дядя играл на скрипке до войны, бабушка была очень музыкальна – играла на разных инструментах, прадедушка был регентом (дирижером) в церкви. В родовом доме прабабушки, на чердаке, лежали инструменты, камертоны, старинные церковные ноты. Все это меня очень интересовало.

— И Вы решили получить профессиональное музыкальное образование…

— Почему-то у нас в селе не говорили, что вообще существует возможность обучаться вокалу. Все знали, что можно получить профессию работника культуры или артиста балета. Ну, я и решила поступать в педколледж на музыкального работника. Приехала с мамой в Сыктывкар. Поступала, конечно, очень смешно. Сначала меня не хотели брать, говорили, что без документа об окончании музыкальной школы не положено. А мы ехали, потому что слышали, что если есть хорошие данные, то могут и без школы принять. Мама уговорила, чтобы меня прослушали. Я спела. Комиссия была очень удивлена: «Все, мы вас берем без экзаменов». Я прошла собеседование, и меня зачислили.

— А как Вы оказались в ансамбле?

— От сыктывкарской родственницы узнали, что в республиканской филармонии есть хоровая студия при ансамбле «Асъя кыа», и туда идет набор. Я прошла прослушивание в студию. Первое испытание было от главного хормейстера ансамбля Галины Серафимовны Пыстиной – это улыбка. Сказала, что она красивая, подходит (смеется). Но из колледжа документы пришлось забрать. Я ведь думала, что выступать в ансамбле надо будет от случая к случаю, а оказалось, это полноценная работа. Да еще и параллельно с обучением, которое длилось год. После, благодаря Виктору Петровичу Морозову, в самой филармонии, без необходимости куда-то ходить, была организована сдача экзаменов в колледж искусств. И, уже получая образование, я продолжала работать в ансамбле. Кстати, опять же благодаря Морозову, в колледже шли навстречу и составляли расписание так, чтобы всем было удобно.

— Что для Вас работать в хоре? И каково потом на соло?

— Ансамбль – это еще одна моя семья. В хоре я – второе сопрано. Если первое сопрано дает мелодию, то второе украшает музыкальную фактуру, придает красоту хоровой мощи. Поэтому и партии у меня сложнее. Надо уметь подстраиваться, вливаться в многоголосье. Мне это очень нравится. На соло меня стал выводить еще Виктор Петрович: давал запевы, дуэты. И первую сольную песню я тоже от него получила – «Лун кодь югыд войясӧй» (Ночи светлые, как день). Исполняла ее с хороводом, так что мои коллеги меня поддерживали. Вообще, выходить на соло всегда страшно, потому что чувствуешь совсем другую ответственность, чем в ансамбле. Вдобавок, меня так воспитали: никогда не рвусь вперед, не люблю лишнего внимания. Мне всегда говорили, что это некрасиво. Так что приходилось преодолевать себя. Тут самое главное чаще выходить, все время работать. Особенно перед своими зрителями.

— Почему именно перед своими?

Потому что перед своими выступать в разы волнительнее. Кажется, что тебя здесь знают все. И ударить в грязь лицом нельзя ни при каких обстоятельствах. Должна пропеть все ноты, дотянуть. Я очень самокритична и редко бываю довольна своими выступлениями. Все время кажется, что можно было лучше, интереснее сделать. Так что никогда не останавливаюсь на достигнутом.

— Бывали на гастролях с ансамблем?

— Вместе с ансамблем я регулярно езжу по районам республики. После того, как директором филармонии стала Мария Алексеевна Балмастова, мы стали много ездить и в другие регионы России. Также была в Португалии, Франции, Испании и Бельгии. Всегда удивляла реакция зрителей за рубежом: если им очень понравилось, то вместе с аплодисментами и криками они начинают топать, чтобы было громче. Особенно иностранцам нравился номер женского хора «Танец девушек с чипсанами». Мы там и поем, и играем, и двигаемся. А это совсем непросто.

— А как удаются такие номера?

— Это благодаря Виктору Петровичу. Он стремился к тому, чтобы на сцене все вертелось, было красочным, у каждого артиста были свои задачи. С ним я проработала всего 5 лет, но для меня это стало большой школой. Его наставления при постановках, то, как он оттачивал все до мелочей. Профессионал, человек с сильной харизмой. Как сейчас помню: выхожу исполнять свое первое соло, коленки трясутся. А он дирижировал и на меня так посмотрел, очень культурно, проникновенно. И все ушло. Волнения как не бывало.

— Есть особенно любимые произведения?

— Мне нравятся все произведения, которые я исполняю и сольно, и с ансамблем. Все они прожиты, сделаны. Самая выстраданная песня – «Кукушка» в концертной программе «Север праздничный». Ее пою а капелла с хором. Валерий Волохов отдал ее именно мне. Первая реакция была: «Да что вы?! Я не смогу!». Но начали работать, я справилась. После этой песни стала исполнять соло больше и больше. Мне нравятся произведения для малых ансамблей: дуэты или трио. Я очень люблю именно эти вокальные формы.

— Какой должна быть песня, чтобы она понравилась зрителям? Обязательно ли понимать язык, на котором поют?

— Самое главное, чтобы в ней была гармония музыки и текста, чтобы одно дополняло и раскрывало другое. Хорошим примером таких песен служат произведения, например, Якова Перепелицы или Вацлава Мастеницы. Из современных песен могу назвать, например, «Сойву» Марка Новоселова на стихи Николая Тюрнина. Про понимание языка сложно говорить. Но ведь многие слушают иностранные популярные произведения, не зная, о чем текст. Здесь мы возвращаемся к гармонии. И не последнюю роль играет голос, манера исполнения и та эмоциональная глубина, которую раскрывает артист.

— А специально для Вас создавали песни?

— Вот как раз недавно получила песню от Марка Новоселова. Называется «Арся окасьӧм» (Осенние поцелуи). Он захотел, чтобы ее исполнила именно я. И это произошло в начале марта на VI фестивале «МАРКовка», который проходит в Койгородке.

— Что для Вас означает получить премию имени Валентины Есевой?

— Ответственность. Очень приятно, что отметили мои заслуги. Но сейчас каждый мой выход на сцену станет для меня еще более волнительным, ведь теперь должна буду подтверждать это звание.

— Что нового планируете?

— На концерте 26 апреля буду исполнять три новые песни. Они совершенно разные, на коми и русском языках. Буду записывать «Сойву» для диска М. Новоселова. А вообще, планирую петь (смеется). Совершенствоваться и работать.

Беседовала Евгения Цветкова

Фото Коми республиканской филармонии и Дмитрия Напалкова