Василий Игнатов. «Экстаз» («Коми язычники»)

В год 75-летия Национальной галереи Республики Коми наш журнал продолжает знакомить читателей с ее шедеврами. Сегодня мы представляем работу «Экстаз» («Коми язычники»), созданную Народным художником Республики Коми Василием Георгиевичем Игнатовым (1922-1998).

Эксклюзивной частью собрания Национальной галереи Республики Коми является раздел коми изобразительного искусства. В нем собраны произведения как ведущих художников республики, так и тех, чьи имена известны только узкому кругу специалистов. Особое место среди них занимает творческое наследие Василия Игнатова.

Уроженец села Зеленец Сыктывдинского района Республики Коми, Василий Игнатов – один из той плеяды коми художников, на чьи плечи легли все тяготы Великой Отечественной войны, а учеба была сопряжена с трудностями послевоенных лет. С художников того поколения, собственно, и начались становление и первые успехи в общероссийском масштабе профессионального коми изобразительного искусства.

Василий Игнатов получил прекрасное образование – в Московском областном художественном училище памяти 1905 года он занимался по классу живописи у академика В. Бакшеева. А после войны закончил отделение мультипликации ГИТИСа. Хотя художник жил и работал в Москве, основная часть его творческого наследия так или иначе непосредственно связана с Республикой Коми.

Современники Василия Игнатова знали его, прежде всего, как талантливого сценографа, с чьим именем был связан ряд значимых премьер в те годы еще только созданного театра оперы и балета Республики Коми. Вершиной его театрального творчества по праву считается балет Якова Перепелицы «Яг-Морт»: имея за плечами множество редакций, балет и сейчас включен в репертуар театра. А успех первой постановки 1961 года был просто ошеломляющим – это не только постоянные аншлаги в течение нескольких лет, но и право показа его на одной из ведущих сцен страны, в Кремлевском Дворце съездов. Портрет Василия Игнатова на фоне афиши балета «Яг-Морт» кисти Рема Ермолина, хранящийся в Национальной галерее Республики Коми, – одно из самых известных живописных изображений художника.

Мультипликатор и книжный иллюстратор, Василий Игнатов стал интереснейшим художником-сказочником. Ценители классики отечественной мультипликации и сейчас пересматривают «Петушка – золотого гребешка», «Гадкого утенка», «Украденный месяц», в которых он выступил в качестве художника-постановщика. Те, чье детство пришлось на эпоху увлечения диафильмами, навсегда запомнили его яркую серию сказок народов мира, а также замечательные книги с большим иллюстративным рядом из серии литературы для детей.

В летописи коми изобразительного искусства художник также нашел собственную нишу, обратившись к богатейшему национальному духовному наследию, дошедшему до нас в форме эпоса, народных преданий и легенд, верований. Сегодня Василия Игнатова хорошо знают как создателя образов героев легенд и сказаний народа коми: Перы-богатыря, Йиркапа, К\рт-Айки, Шыпичи и других. Однако более всего художника привлекала тема язычества народа коми и соответствующего ей мифотворчества, в которой он увидел особую гармонию восприятия мира человеком, не только отражающую его единение с природой, но и позволяющую черпать в ней живительные силы.

Ключевым образом в работе «Экстаз» («Коми язычники»), написанной в 1981 году, стала священная береза («кыдз») – олицетворение язычества на коми земле. Именно «прокудливую» березу срубил Стефан Пермский, начав с Усть-Выми христианизацию Коми края. На полотне изображено само ритуальное таинство обращения коми язычников к своему божеству, поражающее экспрессией движения и ритма. В стилизованном изображении священного дерева автор использовал национальный орнамент, антропоморфные и зооморфные формы пермского звериного стиля, обычай приношения в дар березе охотничьих трофеев. Отвечая ритму бубна шамана, береза приводит в движение всю мощь природной стихии, передавая ей мольбы людей.

В произведениях Василия Игнатова легко узнаваем его индивидуальный творческий стиль, сформированный на сплаве приемов анимации, особой «вязи» рисунка, эмоциональности и декоративности цветовой гаммы. Этот авторский стиль заметно выделяется на общем фоне принятых в те годы канонов соцреализма. Возможности работы автора в нем, конечно, были связаны с «условными» областями предметности изображаемого – сказки, мифа, языческих верований, преданий. Специфика творчества художника оказалась связанной и с «заделом» в будущее – можно сказать, что творчество Василия Георгиевича Игнатова стало одним из факторов формирования этнофутуристического направления в современном изобразительном искусстве Республики Коми.

Людмила КОЧЕРГАН

Василий Игнатов с отцом Георгием Михайловичем

Василий Георгиевич Игнатов – участник Великой Отечественной войны. В 1940 году он был призван в армию и на протяжении всей войны служил в прожекторном полку, входившем в Московский фронт противовоздушной обороны. Удостоен медали «За оборону Москвы», ордена Отечественной войны II степени. В архиве Национальной галереи Республики Коми хранятся его рукописные воспоминания о военном времени, содержащие и описание первого налета фашистов на Москву, и последнюю попытку немцев уничтожить Кремль.

«22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, фашистские самолеты сделали первый налет на Москву. Ночь была тихая, низкая облачность (500 м), немецкие самолеты шли волна за волной. Мы светили, искали их, но мешали облака: все было светло как днем, а поймать в луч ни одного самолета не смогли. Горечная была для нас эта ночь»…

«В 1943 году немцы еще пытались делать налеты из Фау-1, Фау-2, нам дали крупнокалиберные пулеметы – они низко летали. Но у них ничего не вышло. Советская армия быстро гнала на Запад фашистские войска. Еще одна попытка уничтожить Кремль была в 1944 году. Днем Ю-88 прокрался на большой высоте и сбросил торпеду на Кремль, но не попал, а разрушил целый квартал около Серпуховской площади.

Как известно, Москва была мало разрушена благодаря хорошей службе прожектористов, зенитчиков, аэростатчиков, пулеметчиков и ночных истребителей»

(Из книги «Художники Республики Коми – участники Великой Отечественной войны». Сыктывкар, 2015 г.)