Республика Коми внесла на федеральный уровень предложения по развитию и поддержке сельских и малокомплектных школ
Предложения по развитию и поддержке сельских и малокомплектных школ представила делегация Республики Коми на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в Сочи.
Как сообщила по итогам форума заместитель председателя Правительства Республики Коми-министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Михальченкова, для сельских школ региона, а в них трудятся 3353 педагогических работника, актуальна проблема «старения» кадров: учителя в возрасте более 50 лет составляют 42% от общего количества учителей сельских школ, от 40 до 50 лет – 25%.
— Наиболее эффективный механизм решения этого вопроса — привлечение в сельскую местность молодых специалистов посредством развития целевого приема и целевого обучения кадров по программам высшего образования и среднего профессионального образования для отрасли «Образование» в Республике Коми, целенаправленной работы по формированию у студентов мотивационной готовности к реализации профессиональных планов, в том числе в сельских школах, сопровождения молодых педагогов в их профессиональном карьерном росте, а также предоставление мер социальной поддержки молодым специалистам, работающим на селе, главной из которых является обеспечение молодых специалистов жильем, — отметила Наталья Михальченкова.
Региональным законодательством, сказала она, предусмотрен ряд мер поддержки педагогических работников, в том числе компенсация по оплате коммунальных услуг, повышение заработной платы на 25% по сравнению с уровнем оплаты труда в городской местности, повышенные доплаты молодым специалистам.
— Тем не менее, дефицит кадров на селе сохраняется, аналогичная картина наблюдается и в других регионах, — подчеркнула вице-премьер. – Для того, чтобы привлечь специалистов в сельскую местность, конечно нужны механизмы стимулирования. Поэтому мы предложили рассмотреть возможность реализации федерального проекта «Земский учитель» (по аналогии с проектом «Земский доктор»), включающего гранты выпускникам педагогических вузов, изъявившим желание работать в сельской местности. Схожей точки зрения придерживаются коллеги в ряде других субъектах Российской Федерации, — добавила Н.Михальченкова.
Для успешного использования ресурсов цифровой образовательной среды с целью повышения качества образования на селе Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми предложило Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в первоочередном порядке осуществлять доступ к каналам связи на территориях функционирования малокомплектных школ.
Кроме этого, в пакете предложений Республики Коми — реализация в рамках федерального проекта «Учитель будущего» направления «Сельский учитель» и проекта «Сельская школа» в двух вариантах содействия на федеральном уровне: в решении вопроса строительства школ на селе взамен ветхих, либо в рамках программы по созданию современной образовательной среды или в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территории». Причем, с выделением и в том, и другом случае в структуре этих программ отдельного проекта «Сельская школа».
Напомним, еще одна «болевая точка» сельских школ – высокий уровень износа зданий. Решить ее только силами региона в среднесрочном периоде невозможно. Эту тему Глава Республики Коми Сергей Гапликов поднимал на встрече с министром образования и науки России Ольгой Васильевой, а член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми Валерий Марков по поручению руководителя региона – в верхней палате российского парламента.
Всего в Республике Коми на селе требуется строительство 30 новых школ, 5 из которых – для создания дополнительных ученических мест, 23 – в связи с ветхостью, 2 – в связи с аварийностью.
— Нам крайне важно строительство новых школ взамен ветхих, — отметила Наталья Михальченкова. – Для этого сейчас прорабатывается вопрос о реализации на территории региона проекта строительства быстровозводимых малозатратных школ. Эти вопросы были обозначены и в «апрельских поручениях» Сергея Гапликова.
Для вывода из эксплуатации ветхих зданий и создания современной образовательной среды в малокомплектных школах Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми также ходатайствовало о рассмотрении возможности поручить созданному для сопровождения, мониторинга и информационного обеспечения реализации программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы, ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» в контакте с нашим регионом оказать содействие в разработке проекта повторного применения для малокомплектной школы с автономными системами коммуникаций.
— В случае успешной реализации проекта он может быть использован при строительстве школ на селе на всей территории России. В сельских школах, как и в городских, должны быть созданы современные условия для получения качественного образования, — резюмировала Н. Михальченкова.
*** В Республике Коми – 363 детских сада, из них 138 (или 38%) – в сельской местности, и 344 школ, 55% из которых – сельские. Численность обучающихся в школе – 101,7 тыс. человек, пятая часть обучается в сельских школах.
Треть общеобразовательных организаций в Республики Коми признаны малокомплектными.
В регионе обеспечено выполнение государственных обязательств по доступности образования всех уровней, в сельских школах реализуются программы профессионального обучения, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с СПО, стоит задача по включению все большего количества сельских организаций в республиканский проект «Обучение в малокомплектных школах с применением дистанционных образовательных технологий» через использование ресурсов Республиканского центра образования.
В 2017-2018 учебном году обучение с использованием дистанционных технологий организовано в 8-ми муниципальных образованиях республики в 13-ти малокомплектных общеобразовательных организациях.
Источник: Министерство образования, науки и молодежной политики РК
Фото с сайтов ptzgovorit.ru и uchitelskaia.ru