Лоскутный лад

Пэчворк открывает мир красоты и покоя, утверждают сыктывкарские мастерицы

Пенсия – это не конец активной жизни, а свобода, которая открывает новые возможности для творческой самореализации. Можно наконец-то посвятить себя любимому делу, на которое раньше не хватало времени, и реализовать свои давние мечты. Именно так относятся к своему увлечению члены сыктывкарского квилт-клуба «Лоскутное шитье».

Любовь Максименко и Татьяна Тюпенко на открытии выставки в СГУ.

С мастерицами пэчворка (от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») мы познакомились в музее истории СГУ на выставке лоскутного шитья «Времена года», где было представлено множество ярких, позитивных, мастерски выполненных работ. Осваивать азы пэчворка большинство из них начали после ухода на заслуженный отдых. И это древнее женское ремесло настолько захватило, что стало своего рода медитацией, выходом в волшебный мир покоя и красоты.

Мастерицы из клуба «Лоскутное шитье» признаются, что работа над изделием буквально переносит их в другой мир.

Впервые участники клуба встретились четыре года назад в проекте «Третий возраст», где в направлении «Прикладное искусство» были организованы курсы для начинающих по лоскутному шитью. Вела эти курсы «лоскутница» с большим стажем, в прошлом преподаватель технологии шитья в одном из сыктывкарских колледжей Любовь Максименко. Сама Любовь Александровна занимается пэчворком с 1988 года. Сначала осваивала технику рукоделия самостоятельно, а в 1995 году по ее инициативе на базе колледжа был организован республиканский семинар по лоскутному шитью, который вела известный мастер из Санкт-Петербурга Вера Боровикова. В Коми это был первый и единственный семинар такого рода. По словам Любови Максименко, этот семинар позволил ей окончательно систематизировать свои знания по лоскутному шитью и создать авторскую программу, на основе которой она организовала факультативный курс для студентов. Эта программа и стала основой курсовых занятий с учениками уже более зрелого возраста.

В первый год желающих освоить пэчворк в рамках программы «Третий возраст» оказалось порядка восьмидесяти человек. Но и на второй, и на третий год приходили новые люди. Среди обучающихся были те, кто после окончания курсов уходил, но были и такие, для кого лоскутное шитье стало увлечением, требующим постоянного совершенствования. «Мы не хотим расставаться, мы хотим и дальше этим с вами заниматься», – говорили они своему учителю. И Любовь Максименко предложила организоваться в клуб.

Сейчас в клубе 20 мастериц. Своего помещения у лоскутниц нет, но руководство Национальной галереи РК любезно согласилось два раза в месяц предоставлять им возможность для встреч на базе галереи.

– Мы приходим, приносим то, что «натворили» дома, обсуждаем, советуемся, обмениваемся лоскутом. Эти встречи дают огромное вдохновение, которым ты живешь следующие две недели до новой встречи, – говорит Любовь Максименко. – Чтобы не застаиваться, стараемся участвовать во всевозможных ярмарках и выставках. В прошлом году летом приняли участие в Прокопьевской выставке в Великом Устюге, куда нас пригласили мастерицы из Великоустюгского творческого коллектива «Лад».

Техника лоскутного шитья, придуманная в старину рачительными хозяйками, не желающими выбрасывать оставшиеся от пошива изделий лоскутки, со временем плавно переросла в элитное рукоделие. В прежние времена хозяйки шили из лоскутов одеяла, коврики. Был даже такой элемент костюма – лакомник. Это такой кармашек на поясе, сшитый из лоскутов и предназначенный для складывания туда гостинцев с праздничного стола, которые радушная хозяйка обязательно раздавала гостям на прощание.

В современном лоскутном рукоделии выделилось несколько направлений, основные из которых – художественное, когда мастера создают картины из лоскутов, и традиционное. Лоскутницы сыктывкарского клуба придерживаются старинных традиций, создают орнаменты из квадратиков, треугольников, полосок. Но и в традиционном направлении есть огромный простор для фантазии. К примеру, недавно кому-то пришла в голову мысль использовать в работе старые вышивки, сохранившиеся еще от мам и бабушек. Все с жаром бросились их искать на антресолях и в шкафах. Одна из таких работ с вышивкой была представлена на выставке.

– Эти вышивки такие красивые, интересные, но время сделало свое дело – материал потерся. Мы привели все это в порядок, обшили лоскутом и дали им вторую жизнь. Работа получилась просто чудной, – рассказала руководитель клуба.

Встречи в клубе нужны мастерицам как постоянный обмен идеями и опытом. Кроме того, это возможность создавать коллективные работы. Посетители выставки в музее истории СГУ могли увидеть одну из таких коллективных работ под названием «Цветы Севера». Над ее созданием работали 15 мастериц. В этом году женщины решили и сами «приодеться в лоскуты». Ведь костюм из лоскута – лучшая презентация мастерицы. Татьяна Тюпенко, например, на выставке была в таком костюме и с лоскутной сумочкой. Оригинальный костюм представила и Татьяна Пакшина, которая из старого пиджака сделала уникальную безрукавку с лоскутными вставками, а из пиджачных рукавов, скомбинированных с лоскутами, – сумку. Летние дамские сумки – это отдельная тема в лоскутном творчестве. Такие сумки охотно разбирают покупатели на различных ярмарках и выставках-продажах. Но, как признается Любовь Максименко, продавать их иногда очень жалко – настолько они уникальны.

Общеизвестно, что в любом творчестве бывают свои кризисы, когда человек словно иссякает и уже не может почувствовать вдохновения. Как на протяжении столь долгого времени можно удержать творческий запал?

– Мне трудно объяснить, почему, но ни у кого из нас вдохновение не иссякает, – отвечает на этот вопрос Любовь Максименко, задумавшись на мгновение. – Может, потому, что каждый раз в голову приходят новые идеи: можно ввести в изделие вышивку, домотканое полотно, куколку… И потом посмотрите, сколько всего можно сделать из лоскута: одеяла, подушки, сумки, кухонные и столовые принадлежности, одежду… И каждая вещь требует гармонии с окружающим ее пространством, с личностью человека, который будет эту одежду носить.

Опытная рукодельница Людмила Кабанцева шутит: «Пэчворк – это диагноз. Берет женщина дорогую ткань, режет ее на кусочки и что-то там потом из них собирает. Когда мы с мужем бываем за границей, первое, что я делаю – иду в магазины тканей и всегда везу домой целый чемодан».

Рождение будущих изделий – процесс непредсказуемый: иногда рисунок рождается буквально по ходу работы, подсказанный самой тканью, иногда где-то заимствуется, берется из интернета. Это рукоделие захватывает женщин с головой, они, как истинные фанаты своего дела, не знают устали в поисках идей и материала для своих изделий. Тут сразу стоит отметить, что в советские времена хозяюшки по многу раз перешивали и перелицовывали старые вещи для себя и членов своей семьи, потому что не хватало денег и, главным образом, подходящей одежды на прилавках. Сегодня занятия любым рукоделием, скорее, можно отнести к дорогостоящему хобби. И сшитые самостоятельно вещи подчас обходятся намного дороже того, что можно было бы купить в магазинах.
Нынешние мастерицы старыми лоскутками для своих изделий уже практически не пользуются. А ткани для пэчворка продают в специализированных магазинах, и стоят они недешево. Опытная рукодельница Людмила Кабанцева по этому поводу шутит:

– Пэчворк – это диагноз. Берет женщина дорогую ткань, режет ее на кусочки и что-то там потом из них собирает. Когда мы с мужем бываем за границей, первое, что я делаю – иду в магазины тканей и всегда везу домой целый чемодан. Конечно, настоящие качественные ткани, особенно американские и корейские, очень дорогие, потому что сделаны специально для пэчворка и уже не требуют дополнительной обработки. А если брать наши, российские ткани, то их нужно для начала хотя бы с паром прогладить, чтобы они не давали усадку.

Если что-то делать, то только на высоком уровне, считает Л. Кабанцева. А значит, экономить на этом не нужно. Именно этот принцип заставил ее купить дорогущую многофункциональную швейно-вышивальную машинку с компьютерным управлением фирмы «Бразер». Поначалу она долго боялась даже к ней подойти, но потихоньку освоила и теперь вышивает прекрасные картины. Хотя, по мнению Любови Максименко, создавать качественные и красивые изделия можно и вручную, без машинки. Именно так делала мастер, которая в свое время учила ее: все лоскутки сшивала ручным швом «вперед иголка», и до сих пор ее изделия не знают сносу. Сама же Любовь Александровна свои работы шьет на обычной советской машинке «Чайка», которой уже почти сорок лет.

Помнится, внимание всех посетителей выставки привлекало покрывало с яркими кленовыми листьями из серии «Осень», сшитое Людмилой Налимовой. Издалека листья кажутся цельными, а присмотришься поближе – из маленьких кусочков. Шаблоны из ткани для листьев Налимовой привезла ее подруга – американская лоскутница из штата Мэн. Они дружат уже несколько лет и, когда ездят друг к другу в гости, обязательно делятся лоскутами тканей.

Мастерицы из клуба «Лоскутное шитье» признаются, что работа над изделием буквально переносит их в другой мир. «Все дурные и темные мысли уходят, как только ты сосредотачиваешься на своих лоскутках», – говорит Татьяна Тюпенко. Любовь Максименко в свою очередь утверждает, что благотворное влияние рукоделия доказано учеными. Это выравнивает энергетику женщины и ее мысли:
– Мы с приятельницей делаем еще куклы-обереги. Кстати, в старину неслучайно, наверное, говорили не «делать» куклу, а «ладить» – от слова «лад». Так вот мы сами на своем опыте убедились в том, что во время этого процесса какой-то необычный покой и радость снисходят в душу. Как-то мы сели с ней ладить кукол, и я решила спросить, что она чувствует сейчас. Она говорит: «Я передать не могу». В душе наступает такой покой, такое умиротворение, что ты вся погружаешься в эту куколку, в эти лоскуточки. Исследования показывают, что есть примеры, когда при работе с тканью уходят головные боли, восстанавливается зрение и нервная система.

Бывает, женщины сетуют, что с выходом на пенсию у них отпала необходимость наряжаться, выглядеть красивой и женственной. Оставшись невостребованным, человек чувствует себя выпавшим из обоймы, не знает, чем заполнить образовавшуюся пустоту. Но, глядя на жизнерадостных, красивых женщин из клуба лоскутного шитья, понимаешь, что, пока человек реализует свою главную потребность – творить, депрессия и старость ему не грозят.

Галина ГАЕВА
Фото Ивана Федосеева и со страницы клуба «Лоскутное шитье» ВКонтакте

Техника пэчворк по своей сути является, скорее, интернациональным видом рукоделия, чем прикладным искусством какого-либо конкретного народа или страны. Но все же считается, что первые лоскутные изделия с характерными особенностями и правилами изготовления появились в Англии. И главной причиной было вовсе не тяга к прекрасному, а банальная экономия. Все дело в том, что еще в XVI веке в Англии были очень популярны необыкновенно пестрые и яркие ткани из Индии. Но в связи с дороговизной этот материал был доступен только привилегированным и богатым слоям общества. Вскоре был объявлен запрет на ввоз элитной ткани, и она стала большим дефицитом. Поэтому самые экономные хозяйки, чтобы не отстать от моды, старались наиболее экономно использовать красивую ткань. Так и появились изделия, сочетающие одновременно множество кусочков, отличающихся между собой по цвету. Позже оригинальные тканевые предметы стали популярными среди всех слоев общества – и бедных, и богатых.


Перекочевав на американский материк, искусство создавать удивительные творения из лоскутков несколько видоизменилось, превратившись в квилтинг. Пэчворк предусматривает простое сшивание нескольких разных по размеру и цвету кусочков ткани в один слой. Появившееся же новое искусство предполагает создание изделий из нескольких разных по структуре ярусов (не менее трех). Если использовать современные понятия, то квилтинг – это своего рода пэчворк в формате 3D. Объемность, пышность и многослойность – вот основные характеристики американской техники тканевой мозаики. В дословном переводе квилтинг – это простегивание, сострачивание тканей. Этот вид рукоделия включает в себя одновременно лоскутное шитье пэчворк, аппликацию, коллаж и вышивку.


В России шитье из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитье достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию – защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребенка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную.

В конце XIX – начале XX века лоскутное шитье в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлест, использование разных по размеру деталей.

После революции этот вид шитья не вошел в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитье стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространенным хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.