На пути в Европу

Продолжается строительство газопровода «Ухта – Торжок – 2»

Через год с небольшим будет введен в строй газопровод «Ухта – Торжок – 2». Задача этой магистрали – принять эстафету доставки ямальского газа у газопровода «Бованенково – Ухта – 2», чтобы далее передавать «голубое топливо» в разные регионы страны. Также газ из этой системы газопроводов должен влиться в международный «Северный поток – 2», который пройдет по дну Балтийского моря в страны Европы.

В августе ООО «Газпром трансгаз Ухта» организовало пресс-тур «От Арктики к сердцу России» по объектам строительства газопровода, в котором участвовали журналисты четырех российских регионов. Во время пресс-тура были сделаны снимки для этого фоторепортажа.

Строительство нового газопровода началось в 2015 году, и большая часть работы уже проделана. «Ухта – Торжок – 2» проходит через территорию трех регионов – нашу республику, Архангельскую и Вологодскую области. Задача перед строителями стоит непростая: проложить и сварить на участке от Ухты до Грязовца порядка 970 километров труб диаметром 1420 мм, построить семь компрессорных станций. При этом погодные условия в упомянутых регионах курортными не назовешь, и местность сложная – леса, болота, многочисленные ручьи и реки. Поэтому практически везде строительным работам предшествовал очень трудоемкий и долгий подготовительный этап – отведение воды, вырубка леса и устройство лежневок, чтобы по вязкой заболоченной местности могла пройти тяжелая техника, рытье траншей для укладки труб не только на суше, но и на речном дне.

Масштабная стройка разбита на участки, где работают несколько компаний подрядчиков – силами одной, даже очень крупной организации такой крупный проект в нужные сроки реализовать бы не удалось. Трудятся на укладке труб, строительстве компрессорных станций и других сопутствующих производственных объектов как вахтовики, так и жители тех регионов, через которые проходит магистраль. При этом на технике, которая перево-зит рабочих, красуются номера 11-го региона – указание на то, что строящийся газопровод находится в зоне ответственности ООО «Газпром трансгаз Ухта», и узловая точка газопроводов, протянувшихся от Карского моря к Балтийскому, находится в «жемчужине Севера».

Участок «Ухта – Торжок – 2» в районе Урдомы Архангельской области уже практически готов. Трубы сварены и лежат в траншеях под землей, проведены испытания на прочность. В нескольких часах езды от Урдомы, в Приводинском ЛПУМГ (линейном производственном управлении магистральных газопроводов) строится седьмой цех, заканчивается монтаж газоперекачивающих агрегатов, шлейфов узлов подключения к магистрали. Привлекает внимание внушительных размеров эстакада для прокладки кабелей, которую видно практически из любой части стройплощадки. За высоту и большую протяженность рабочие уже в шутку прозвали эстакаду «крымским мостом».

Для поселка Приводино проходящие через него газотранспортные магистрали являются градообразующими. Жизнь местных жителей так или иначе связана с газовой отраслью, если не в плане работы, то в части социальной поддержки: благодаря партнерству региональных властей с газовиками ремонтируются учреждения образования, спортивные и культурные объекты. Неудивительно, что мечта многих местных школьников – в будущем устроиться на работу к газотранспортникам. Для этого приводинские выпускники, как и молодежь из Красавино, Великого Устюга, Котласа, едут в Коми, чтобы поступить в УГТУ – один из опорных вузов «Газпрома».

– Большинство из наших ребят идет в УГТУ с целью вернуться на родину и устроиться к нам на работу. Конечно, регулярно получается так, что претендентов больше, чем мы можем взять к себе. Если парень или девушка успешно, с высокими баллами сдали вступительные экзамены, они приходят к нам, и мы даем им направление для обучения с гарантией трудоустройства на наше предприятие. Когда приходят выпускники с хорошими дипломами, которые не являются нашими направленцами, мы проводим с ними собеседование и принимаем решение поставить их в наш кадровый резерв, – пояснил начальник Приводинского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Ухта» Олег Видман.

Особое внимание на объектах ООО «Газпром трансгаз Ухта» уделяют экологическому вопросу. Во-первых, при строительстве новых объектов оборудование устанавливается инновационное, позволяющее свести вред для окружающей среды к минимуму, а то и вовсе его исключить – никаких выбросов газа в атмосферу, потерь тепла. И, конечно, тщательная рекультивация земель, где проходила стройка, идеальный порядок на территориях, прилегающих к производственным объектам. Участки, на которых стоят компрессорные станции, вообще зачастую больше похожи на парки культуры и отдыха, чем на производственные территории – газоны, клумбы, аллеи из деревьев и кустарников, местами даже скульптуры и арт-объекты. А в Вологодской области, на территориях компрессорных станций в поселках Юбилейный и Шексна высажены настоящие яблоневые сады. Яблони здесь по традиции сажают сотрудники в честь различных знаменательных событий.
В ведении Юбилейного ЛПУМГ в Вологодской области сейчас шесть цехов, обслуживающих ранее построенные газопроводы. Сейчас строится седьмой – улучшенная версия своего «старшего брата» – шестого цеха, созданного по инновационным технологиям пять лет назад. Как рассказал начальник газокомпрессорной службы филиала Сергей Чумичкин, благодаря внедрению современных достижений науки, шестой цех может перекачивать до 150 миллионов кубометров газа в сутки. Для сравнения: город с населением в 50 тысяч человек за год потребляет в тысячу раз меньше.
Интересно, что двигатели, работающие на перекачке газа в цехах компрессорной станции – авиационные. Почему не специализированные, газоперекачивающие? Оказывается, в 1970-е годы во время строительства компрессорных станций по всей стране возникла проблема: из-за «холодной войны» в СССР не могли закупать специализированное оборудование для газотранспортной отрасли, которое, как назло, производили в недружественных странах. Зато в стране была развита авиационная отрасль, и кому-то пришла в голову гениальная идея, попробовать применить двигатели для самолетов. Все сложилось как нельзя лучше, к тому же оказалось, что авиационные двигатели компактнее тех, что делались специально для компрессорных станций, так что их и перевозить, и устанавливать проще. С тех пор газотранспортники стали постоянными клиентами авиастроителей.

Интересный и сложный этап работ на строительстве участка газопровода «Грязовец» – КС «Славянская» реализован неподалеку от поселка Шексна Вологодской области. Здесь трубы прокладываются по дну одноименной судоходной реки. Траншею для труб на глубине до 12 метров готовят в «окнах» между прохождениями судов.

В третьей декаде сентября по плану начинается укладка дюкеров – отдельных участков труб на дно реки.

– Прокладывать тоже будем в «окнах», ведь навигация к этому времени еще не завершится. На противоположном берегу будут установлены лебедки, которые будут протаскивать по дну отрезки трубы по сто метров. Протащили – привариваем следующие сто метров, – рассказал Богдан Киндрацкий, заместитель генерального директора сварочно-монтажного треста, работающего на этом участке. – У труб перед погружением в реку будут изолированы стыки, потом проведем футировку – обмотаем специальным профилем, потом – утяжелитель, чтобы трубы не всплывали. Каждый комплект утяжелителя – больше восьми тонн, на каждую трубу мы используем по 304 таких комплекта, вместе с трубой получится 3,5 тысячи тонн, вот такой вес мы будем тащить на тот берег при помощи лебедки и нескольких трубоукладчиков.

Ниток газопровода в этом месте будет две – основная и резервная, все же отремонтировать трубы, идущие по дну реки, да еще укрытые слоем грунта, куда сложнее, чем те, что лежат в траншеях на суше. Современные трубы для магистрального газопровода созданы и изолированы так, что никаких проблем с эксплуатацией их подводной части не должно возникнуть как минимум пятьдесят лет. Но, как показывает опыт, исправно работают они дольше – неподалеку под водой лежат магистрали, проложенные еще в шестидесятых годах, и пока замены они не требуют. Профилактические обследования газопроводов проводят регулярно, запуская в них спецоборудование (дефектоскоп), которое исследует внутреннюю часть трубы на предмет обнаружения коррозий, повреждения стыков.

На всех участках строительства газопровода работа идет по плану, а то и с опережением сроков. Уже через год и сама магистраль, и все производственные объекты на ее протяжении, должны быть готовы к тому, чтобы подать через Ухту новые объемы ямальского газа в страны Европы.

Анна ПОТЕХИНА

Фото пресс-службы ООО «Газпром трансгаз Ухта»