Отрекаясь от старого мира

100 лет назад исчезли дореволюционные названия сыктывкарских улиц. Давайте воскресим их хотя бы в памяти горожан…

Столица Республики Коми в отличие от многих других российских городов сохранила названия улиц советских времен – Ленина, Кирова, Орджоникидзе, Коммунистическая, Интернациональная и так далее. Только Стефановская площадь носит свое первоначальное название, хотя она при этом трижды подвергалась переименованию. Ни одна из улиц столицы Коми, появившихся до революции, свое старое название не сохранила. Поэтому даже многие старожилы Сыктывкара не могут сказать, как эти улицы назывались первоначально. Чтобы восполнить пробел в народной памяти, мы подготовили небольшой экскурс в историю сыктывкарской топонимики. Тем более, что есть повод – первая кампания по переименованию улиц прошла в Усть-Сысольске 100 лет назад.

Перекресток улиц Набережной (Кирова) и Предтеченской (Куратова).

От хаоса к плану

По словам историка Михаила Рогачева, погост на Сысоле, еще не получивший статус города и свое первое официальное наименование Усть-Сысольск, вообще не имел никаких улиц. Это было обычное сельское поселение с совершенно беспорядочное застройкой – каждый хозяин ставил себе дом так, как ему было удобно. Только в некоторых местечках имелось некое подобие улиц, если они шли вдоль дорог. Но и эти улочки оставались безымянными.

В 1780 году указом Екатерины II погост стал городом, а спустя четыре года обзавелся планом застройки. Законы того времени требовали, чтобы российские города имели регулярную планировку. В столице Российской империи действовал специальный орган – Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, которая разрабатывала планы и для провинциальных городов.

Члены комиссии даже не удосужились посетить далекий захолустный Усть-Сысольск, а генеральный план городской застройки питерские архитекторы составили, используя градостроительный опыт Санкт-Петербурга. Всего они спланировали 12 улиц. Причем семь из них прямыми лучами расходились от излучины Сысолы, а пять шли параллельно реке и пересекали их под прямым углом. Сердцем города должна была стать площадь.

Улица Спасская (Советская).

По православному стандарту

Названия улицам и площади Усть-Сысольска придумали также столичные чиновники. Почти вся топонимика носила либо православный, либо географический характер. Были улицы Набережная (ныне Кирова), Северо-Загородная (Горького), Юго-Загородная (Домны Каликовой), Западно-Загородная (Первомайская). В честь Иоанна Предтечи нынешнюю улицу Куратова назвали Предтеченской, Покровская (Орджоникидзе) получила свое наименование потому, что упиралась в Покровскую церковь Троицкого собора. При этом Троицкая (Ленина) не имела прямого отношения к этому собору, поскольку собор располагался на берегу Сысолы, а улица шла параллельно реке. Георгиевская (Интернациональная), возможно, была названа в честь уже несуществующей Георгиевской церкви. Деревянный Георгиевский храм находился на берегу реки, но был перестроен в Троицкий собор. Вот только сама улица находится в более чем километре от места бывшей церкви.

Название Спасская (Советская) чиновники присвоили потому, что чуть ли не все города имели улицы с таким названием. Спас – один из главных православных образов, эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Никольская (Пушкина) получила свое название, видимо, в честь популярного святого Николая Угодника.

По поводу улицы Трехсвятительской (ныне Коммунистической) историки, в том числе и Михаил Рогачев, долгое время придерживались ошибочной точки зрения, что она так названа в честь епископов Герасима, Питирима и Ионы, продолживших просветительское дело Стефана Пермского. Но, как выяснил Михаил Рогачев, под тремя святителями в конце XVIII века подразумевались Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые почитаются православными как вселенские учителя, оставившие великое богословское наследие.

Улица Набережная (Кирова).

В общем, названия улиц носили в основном стандартный характер. Исключение составила Сухановская (Бабушкина). Она была названа так в честь купеческого семейства Сухановых, ставших фактически инициаторами трансформации погоста на Сысоле в город Усть-Сысольск и немало способствовавших его развитию. Кроме того, площадь в память о «крестителе и просветителе зырян» назвали Стефановской.

Сотворить столь гармоничный план города с прямыми улицами на бумаге несложно. Куда как труднее воплотить его в поселении, где никаких улиц нет. Новоявленные горожане вовсе не собирались ломать свои дома, оказавшиеся, согласно плану, посредине улиц. И, как выразился Михаил Рогачев, до середины XIX века шла борьба усть-сысольцев с царской бюрократией.

По счастью, большая часть домов в конце XVIII века располагалась вдоль реки и застройки не доходили даже до Стефановской площади. А новые дома возводились уже согласно плану. Те дома, что в план не укладывались, сносили только после того, как они совсем ветшали. Государство не собиралось компенсировать хозяевам уничтожение их строений, чтобы создать улицы, но и насилие не применяло.

Улица Троицкая (Ленина).

В честь победы Октября

Первое и самое масштабное переименование улиц советская власть осуществила в честь первой годовщины Октябрьской революции. Этим делом занялась Комиссия по устройству празднеств. Газета «Зырянская жизнь» от 14 ноября 1918 года опубликовала постановление, уничтожившее всю православную топонимику. В результате Трехсвятительская стала Коммунистической, Предтеченская – Трудовой, Покровская – Республиканской, Никольская – Пролетарской, Троицкая – улицей Ленина, Георгиевская – Интернациональной в честь III Интернационала. Стефановскую по аналогу с главной площадью Москвы назвали Красной.

Улица Трехсвятительская (Коммунистическая).

Поскольку купечество большевики относили к классу буржуазии, то Сухановскую улицу комиссия тоже не пожалела и переименовала в Рабочую. Изменили и несколько географических названий. Западно-Загородная стала улицей Коми-грезд, а Юго-Загородная – Крестьянской. Только Набережную и Северо-Загородную не тронули. Но это до поры до времени.

По мнению Михаила Рогачева, первые переименования были незаконными, поскольку сделаны некоей временной структурой, не имеющей прямого отношения к легитимным органам власти. Комиссия была создана лишь для того, чтобы отпраздновать первую годовщину Октября. После праздника комиссия распалась, а новые названия улиц сохранились, причем многие – до наших дней.

Улица Покровская (Орджоникидзе).

По второму кругу

Вторая волна переименований сыктывкарских улиц началась в тридцатые годы. 1 декабря 1934 года в Ленинграде убили первого секретаря Ленинградского Обкома ВКП (б), любимчика Сталина Сергея Кирова. И уже через три недели президиум сыктывкарского горсовета решил «для увековечивания памяти тов. С. М. Кирова» переименовать Набережную в улицу Кирова. Тем же постановлением имя Кирова присваивалось недавно созданному парку культуры и отдыха. Этим же документом Северо-Загородную переименовали в улицу Максима Горького.

Улица Трехсвятительская с видом на Стефановский собор.

Так исчезли с карты Сыктывкара последние дореволюционные названия.

Следующее переименование случилось в 1937 году, когда вся страна торжественно отмечала столетие со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Тогда Президиум Коми областного исполнительного комитета принял решение присвоить имя великого поэта Дому культуры, строящейся школе и улице Пролетарской. Впрочем, в последнем случае облисполком утвердил ранее принятое решение президиума горсовета.

Спустя два года местные власти решили отметить столетие со дня рождения еще одного классика, на этот раз коми литературы, поэта Ивана Куратова. Коми обком ВКП (б) 14 мая 1939 года принял соответствующее постановление, однако праздник пришлось отложить. Как пояснил Михаил Рогачев, партийные органы не смогли сразу выяснить: кем является Куратов – народным поэтом или буржуазным националистом. Пришли к выводу, что все-таки народным поэтом. И 2 января 1940 года Президиум Верховного Совета Коми АССР принял постановление «Об увековечении памяти коми поэта, основоположника коми литературы Ивана Алексеевича Куратова в связи со 100-летием со дня его рождения». Этим документом Трудовая стала именоваться улицей Куратова.

Второе переименование пережила и Сухановская-Рабочая. В 1940 году ей присвоили имя известного полярного летчика Михаила Бабушкина. Он участвовал в поисках потерпевшего крушение экипажа дирижабля «Италия» генерала Нобиле, в экспедиции парохода «Челюскин», а 21 мая 1937 года вместе с Михаилом Водопьяновым совершил первую посадку на Северный полюс. В том же году он получил звание Героя Советского Союза и был избран депутатом Верховного Совета СССР от Коми АССР. А через год он погиб в авиационной катастрофе.

Улица Юго-Загородная (Домны Каликовой).

Загадочный XX МЮД

А вот улица Юго-Загородная пережила аж тройное переименование. После 1918 года она в течение почти двух десятилетий называлась Крестьянской, пока не получила новое и весьма таинственное для жителей XXI века название – XX МЮД.

МЮД расшифровывается как Международный юношеский день. Его установили решением Бернской международной социалистической конференции молодежи для мобилизации молодых людей на борьбу за мир, против империалистической войны. Впервые этот праздник провели в ряде стран 3 октября 1915 года, затем по предложению Коминтерна эту дату сдвинули на 1 сентября. В СССР он отмечался как день интернациональной солидарности и трудовых успехов молодежи в социалистическом строительстве. Однако этот праздник продержался только до 1945 года, пока в Лондоне не была основана Всемирная федерация демократической молодежи, день создания которой 10 ноября стал отмечаться как Всемирный день молодежи. Но в столице Коми одна из улиц сохраняла название XX МЮД до 1957 года, пока в ознаменование 40-летия Великой Октябрьской Социалистической революции ее не переименовали в улицу Домны Каликовой в честь героини гражданской войны в Коми крае.

А именем XX МЮД теперь называется небольшой проезд между улицами Южная и Мичуринская.

Улица Сухановская (Бабушкина).

И снова Стефановская

Волна переименований не затухла и с падением советского режима.

Весной 1992 года, когда в кабинете главы сыктывкарской администрации Анатолия Каракчиева обсуждалось проведение очередного Дня города, режиссер Юрий Изюмский предложил мэру в честь праздника вернуть центральной площади ее старое наименование Стефановская.

К тому времени она называлась уже не Красная, а Юбилейная. Столь невзрачное наименование она получила в 1961 году. Сыктывкарцам это название не нравилось, и в самом начале девяностых в прессе и на разного рода митингах и собраниях стали раздаваться голоса с требованием назвать площадь так, как она была названа задолго до революции.
Анатолий Каракчиев задал только один вопрос: «Сколько это будет стоить?». Оказалось, что нисколько, потому что на Юбилейной площади нет ни одного дома с таким адресом. Более того, нет даже табличек с указанием названия площади. И постановлением главы администрации Сыктывкара от 4 июня 1992 года главная площадь города вновь стала Стефановской.

В девяностые годы на волне демократического движения неоднократно раздавались призывы вернуть старые, исторические названия и сыктывкарским улицам, как это делалось во многих городах постсоветской России. В республиканской прессе время от времени возникали дискуссии по этому вопросу. Но власти города и республики на возвращение старых названий так и не решились.

Игорь БОБРАКОВ
Фото oldsyktyvkar.ru

Схема улиц старого Сыктывкара построена В. Барабановым на основе плана застройки Усть-Сысольска 1784 года.