Как сделать ярче заполярный город?
Похоже, мэр Воркуты Игорь Гурьев знает ответ на этот вопрос
Воркута – один из самых непростых в плане хозяйствования город Заполярья. Климатические условия здесь таковы, что на июньских субботниках горожане убирают снег, тогда как на юге Коми уже окучивают картошку. Тем не менее глава администрации Воркуты Игорь Гурьев вместе с горожанами делает все для того, чтобы город выглядел достойно, а жить в нем было комфортно. Что именно – он рассказал в интервью «Региону».
– Игорь Валерьевич, любой гость вашего города сразу же обращает внимание на огромные живописные полотна на воркутинских домах. Откуда они появились?
– Сначала появились просто яркие краски. В городе, который зимой погружается в полярную ночь, это необходимо. Психологический анализ мы не проводили, но то, что это радует жителей, очевидно.
Что касается полотен из Третьяковской галереи, то это была идея главы республики. Надо вернуться в 2015 год, когда Сергей Анатольевич впервые приехал в Воркуту на день города. В ноябре я только-только приступил к обязанностям. Обстановка была непростая: чувствовались и отголоски аварии на шахте «Воркутинская», и мрачное настроение. Это отразилось и на впечатлении губернатора: он увидел далекий хмурый город. Мы показывали все как есть, без прикрас. Чем мне нравятся воркутинцы – отсутствием показушности, честным разговором на равных, открытостью. Гапликов увидел серость, но увидел и наших людей, и знаю, что до сих пор он относится к Воркуте по-особому, что-то воркутинское появилось в нем самом.
«Решили – если воркутинец не может прийти в галерею, пусть галерея приходит в Воркуту. Был заключен договор на использование авторских прав с Третьяковской галереей. Мы выбрали картины, Третьяковка оцифровывала нам их с оригинала. Так в нашей «галерее» появились шесть репродукций полотен русских художников. Первой картиной на въезде в город стала репродукция Шишкина. Разумеется, ее сразу окрестили «Мишками на Севере».
В тот приезд Сергей Анатольевич и предложил: давайте мы найдем самый плохой двор и сделаем его образцовым. По этому образцу будем благоустраивать весь город. Тогда о программе «Комфортная городская среда» еще даже не заговаривали. В начале 2016 года мы сделали проект благоустройства Квартала Н. Это один из последних построенных микрорайонов Воркуты, расположенный несколько в стороне. Мы взяли пять домов, расположенных вкруговую, и объединенных одним большим двором. Обычные воркутинские дворы, засыпанные породой, с поляной непонятно чего. Мы решили в центре сделать детскую площадку, спортивную, от них лучами расходятся дорожки, парковые фонари и скамейки с современными урнами. Это обошлось городскому бюджету в 11 миллионов. В качестве социального партнера выступил «Воркутауголь».
С этого мы начали. На следующий год заявились с проектом по картинам, опять же с подачи главы региона. Были идеи детских рисунков, граффити, но остановились на классической живописи. Решили – если воркутинец не может прийти в галерею, пусть галерея приходит в Воркуту. Был заключен договор на использование авторских прав с Третьяковской галереей. Мы выбрали картины, Третьяковка оцифровывала нам их с оригинала. Так в нашей «галерее» появились шесть репродукций полотен русских художников: «В голубом просторе» Аркадия Рылова, «В Усадьбе» Сергея Виноградова, «Утро в сосновом бору» Ивана Шишкина, «Лунная ночь на Капри» Ивана Айвазовского, «Золотая осень» и «Над вечным покоем» Исаака Левитана. Первой картиной на въезде в город стала репродукция Шишкина. Разумеется, ее сразу окрестили «Мишками на Севере».
– Насколько я помню, проект оценили не только воркутинцы…
– С этим проектом мы участвовали во всероссийском открытом конкурсе проектов как музей под открытым небом и в номинации «Благоустройство» заняли третье место. Бороться пришлось с семьюстами конкурентами. Первое место заняли московские Лужники, второе – мусульманский центр в Болгарии, третье – Воркута. Этими нашими победами и подходом к благоустройству мы доказываем, что Воркута – перспективный город.
– На сколько лет рассчитана программа благоустройства города?
– На пять лет, но изначально она шла по моногородам. В прошлом году нам были выделены более 30 миллионов рублей из федерального центра, более шестидесяти миллионов – из региональной казны. Чтобы по максимуму освоить денежные средства, мы не стали «раскидываться» и уходить в благоустройство отдельных дворов, хотя понимаем, что и в городе, и в поселках они в плачевном состоянии. Десятилетиями ничего не делалось, а учитывая климатические условия, все пришло в негодность. Мы взяли старую часть города, центральную часть улицы Ленина, практически при въезде в город, и покрасили фасады десяти домов с обеих сторон в яркие цвета – оранжевые, желтые – то, чего не хватает Воркуте.
– Как горожане, за последние годы отвыкшие от таких проектов, восприняли их?
– Начнем с того, что воркутинцам это очень надо. Необходимо как-то противостоять запущенности, в которую погрузился город за последние десятилетия, полярной ночи, сокращению шахт и оттоку населения. Действительно, за полтора десятилетия, может, лет двадцать таких масштабных работ не было в Воркуте. Поэтому, когда мы озвучили наши проекты о покраске фасадов, установке детских площадок с мягким покрытием, освещением, нам не поверили. Летом у нас город пустеет – воркутинцы вывозят детей в теплые края, встретить ребенка в это время на улице удивительно. И вот люди уехали, когда мы только-только планировали приступить к работам. Еще не были перечислены средства, еще не устоялась погода… И вот они возвращаются через два месяца – и оказываются в другом городе: у нас все получилось, мы выполнили обещания! Я встречал и удивление, и восхищение, и просто молчаливую благодарность.
Вторая волна эмоций пошла от жителей других кварталов: а мы чем хуже, а почему не наши дома, а нам когда? Учитывая, что программа рассчитана на пять лет, мы озвучили, что планомерно благоустроим весь город и обязательно – уже в будущем году – зайдем в поселки, в Воргашор в первую очередь.
– Когда-то Воркуту называли «столицей мира». А теперь как?
– А знаете, откуда это пошло? Это отнюдь не 80-90-е годы, когда молодежь республики боролась разными способами за сомнительную пальму первенства. Это время ГУЛАГа, когда в воркутинских лагерях сидели представители разных народов и 22-х государств. В 90-х слоган «пересмотрели». Ну, а к 75-летию Воркуты мы решили предложить горожанам слоган «Воркута: маленький город – большая семья»…
– Что ждет Воркуту в перспективе?
– Город станет компактней. Из поселков мы все равно людей будем переселять. Это естественно: городские площади рассчитаны на 200-250 тысяч жителей, а сегодня в нем 60 тысяч фактически. Вся инфраструктура работает, а нужно в четыре раза меньше. Это огромная нагрузка на экономику: ежегодно мы платим 160 миллионов за пустующее жилье.
В этом году будем расселять Цементнозаводской – это 80 семей, которые мы переселим в Северный. Из аварийных домов Воргашора в благоустроенные будут переселены более тридцати семей. Мера непопулярная, но необходимая. Высвободившиеся средства мы пустим на благоустройство.
– Что в планах по благоустройству?
– В рамках благоустройства мы рассматривали три общественные территории: парк Победы, Шахтерскую набережную и центральную площадь поселка Воргашор. Выиграл парк Победы. На это потрачено 3 миллиона. Еще 11 ушло на благоустройство городского парка – излюбленного места отдыха воркутинцев, но запущенного за последние десятилетия.
Кроме того, был отдельный проект по микрорайону Тиман, но в этом году выиграла Ухта. Но мы на этом не остановимся и снова будем подавать этот проект на различные конкурсы.
Благоустройство – «обертка» любого города. Если ждать, никто ничего не даст, конечно. Надо доказывать, что ты лучший, убеждать, почему это нужно, и что именно ты сделаешь это как никто другой. И если ты не веришь в то, что делаешь, то не сможешь ни подчиненных зарядить, ни горожан вдохновить, ни дело сделать.
– Проекты по благоустройству города сказываются на развитии туризма?
– Мест, которые интересны туристу, у нас и без того очень много. Это и скалолазание, и водопады, и прогулки на снегоходах. Горный туризм, рыбалка. Заброшенные поселки… Тут нужно разделить: экстремальный туризм, осенний и зимний, наследие СССР и мемориальный туризм, связанный с наследием ГУЛАГа. Приезжают за экстримом – и природным, и историческим, делятся в соцсетях фотографиями и впечатлениями. У многих есть свои, «заповедные» места. Туроператоры учитывают все. Но чтобы добраться до Воркуты, надо потратить время и деньги. Нет у нас и пятизвездочных отелей. Тут нужна вертикаль, когда развитием туризма будет заниматься параллельно и город, и республика. А так к нам едут – и россияне, и иностранцы. Недавно приезжали австрийцы-экстремалы, которые путешествовали по горам. Небольшими группами, «на разведку», приезжают часто. Очередей к нам пока нет, но устойчивый интерес есть, причем в прогрессии. Мы всегда рады гостям и покажем им все самое лучшее и интересное, что у нас есть.
Беседовала Полина РОМАНОВА
Фото предоставлено администрацией Воркуты