Режиссер театра кукол Николай Наумов: «Царь – это драматический актер, а мы еще «немножко шьем»
20 марта, накануне Международного дня кукольника, декан факультета театра кукол Российского института искусств, профессор Николай Наумов побывал в Академическом театре драмы им. В. Савина.
Визит именитого гостя стал возможным благодаря новому развивающемуся в драматическом театре направлению, которым занимается актриса Юлия Экрот. Она уже поставила цикл кукольных спектаклей для самых маленьких «Долина фей», в прошлом году состоялась премьера первой большой работы – спектакля «Черная курица» по мотивам повести А. Погорельского, который актриса поставила вместе с художником Анной Репиной. Сейчас Юлия Экрот учится в РГИСИ на режиссера театра кукол, Анна Репина летом прошлого года там же получила диплом по специальности «художник театра кукол».
Так как в театре им. В. Савина нет актеров-кукловодов, в «Черной курице», в основном, играют студенты республиканского колледжа культуры, сейчас получающие эту профессию.
После того, как мастер посмотрел постановку «Черная курица», в малом зале театра им. Савина состоялась встреча-беседа режиссера с актерами и студентами. В начале разговора Николай Наумов отметил художественное решение, которое легло в основу спектакля – все события повести будто бы происходят во сне главного героя, мальчика Алеши.
— Мне показалось правильным, что вы пошли по этой линии. Эта форма позволяет принимать все, как сказку. Кроме того, Алеша все время находится снаружи пространства декораций, в то время как другие герои действуют внутри – это хорошая находка для развития темы одиночества, в котором находится мальчик. Спектакль поставлен без помпы, в нем нет трагедии, министр подземного королевства в финале не заковывается в кандалы, как это было у автора, — заметил Николай Наумов. – В спектакле заняты студенты, в этом есть и свои плюсы: студенческие работы, как правило, более живые, у профессионалов чувствуется техника, а здесь идет живой поиск. Даже сам Алеша – вероятно, в силу неопытности актрисы – выглядит очень маленьким, неуверенным, но это здесь уместно.
Принимавшая участие во встрече педагог колледжа культуры, театральный критик Вера Морозова задала вопрос режиссеру о том, какими качествами должен обладать абитуриент, поступающий на кукольника.
— Прежде всего, это ощущение, чувство куклы. На прослушиваниях и экзаменах я даю студентам куклу – планшетную, тростевую, — и смотрю, что они с ней делают. Важен именно этот момент контакта, то, как студент разговаривает с куклой. Бывает, прошу прочитать стихи, сначала – от себя, потом – от куклы. Попробуй, почитай есенинского «Черного человека», например, Артемоном.
Николай Наумов рассказал, что основал кафедру театра кукол, из которой затем вырос целый факультет, Михаил Королев. Именно он первым понял, что для театра кукол недостаточно просто актерского мастерства.
— Есть актеры, но нет владения куклой. К нам часто приходят студенты, которые не поступили на актеров драматического театра, как мы их называем, «с той стороны». Чтобы им было понятнее, где они оказались, я рассказываю старый еврейский анекдот. Жил очень бедный портной Мойша. Ему говорят: «Ты помечтай, как бы ты хорошо жил, если бы был царем». Мойша подумал и ответил: «Я бы жил лучше, чем царь» — «А как?» — «А я б еще немножко шил». Так вот, царь – это драматический актер, а мы «еще немножко шьем».
По словам Николая Наумова, актеры театра кукол, выпускники факультета РГИСИ, могут делать все.
— Они и в кино снимаются, и в драме работают, и руководят драматическими театрами. В Санкт-Петербурге один из ведущих театров – «Мастерская» под руководством Григория Козлова, а он наш выпускник.
Несмотря на универсальность актеров-кукольников, мастер довольно скептически относится к появлению так называемого живого плана в кукольном театре – то есть таких спектаклей, где актеры играют наравне с куклами.
— Я думаю, часто это происходит от какого-то комплекса неполноценности актеров, они все хотят играть и блистать. А нужен ли живой план — это самый главный вопрос. Куклы на сцене – это персонажи, тогда актеры – это кто? Раньше театр кукол называли третьим жанром, потом стали называть термином «тотальный театр», то есть театр, в котором есть все, сейчас – фигуративный. Я в шутку спрашиваю: от слова «фигура» или «фига»? У Михаила Королева в работе «Искусство театра кукол» есть четкое разделение: «театр кукол», «театр предмета», «театр рук» и т.д. Но это не значит, что все вместе нельзя использовать. Можно. Но нужно четко понимать, что использовать и для чего.
В ходе беседы директор театра им. Савина Михаил Матвеев отметил, что кукольное направление для драмтеатра – сродни авантюре.
— Но, если у нас есть возможность развивать еще одно творческое направление, мы за это боремся, беремся и стараемся делать на профессиональном уровне. Мы начинали с малых форм, теперь есть полноценный спектакль «Черная курица», то есть потихоньку встаем на ноги. Не исключено, что в будущем в Сыктывкаре появится свой театр кукол. А нам все необходимо доказывать делом, — считает Михаил Матвеев.
В ответ на слова директора Николай Наумов заметил, что кукольный театр – это первый театр, в который приходит человек.
— В 1990-ые годы я давал мастер-класс в Иркутске. Там какая-то женщина мне рассказала такую вещь: в одной деревне есть театр кукол, и в день показа спектакля на улицах деревни нет пьяных. Рассказывали про случай в чехословацком еврейском гетто. Узники попросили сыграть для своих детей кукольное представление. Удивительно, но им разрешили, только главный герой должен был носить арестантскую робу с нашивкой, определяющей особо опасного преступника. На те 30 минут представления дети забыли, что завтра окажутся в газовой камере. Вот что делает театр кукол.
Источник: Академический театр драмы