Братья Басковы: «Юмор – это серьезно»

Известные в республике организаторы шоу и праздников поведали нам о тонкостях своей профессии

Каждый апрель братья Константин и Иван Басковы улетают в Сочи. Этой традиции уже больше десяти лет. В Сочи, на международном форуме специалистов event-индустрии «Золотая сотка», их ждут как блестящих импровизаторов. Крупнейшая корпоративная конференция собирает коллег по цеху со всей России. Задача сыктывкарских шоуменов – каждое утро по полчаса удерживать внимание искушенной аудитории из двух сотен коллег.

От тамады до шоумена

– Мы ведем открытие и закрытие форума, конкурс ведущих. В Сочи нас называют «творческие лица нашего форума». Все началось со Школы мастеров хорошего настроения в Челябинске, куда я попал в 1999 году. Старый учитель, радеющий за профессию, ныне уже покойный, собирал педагогов-организаторов, «массовиков-затейников» со всей России. У них ведь когда-то даже свой профсоюз был. С тех пор я не пропустил ни одного года. Из этой школы выросла целая когорта профессионалов, которые организовали свои школы по стране, – говорит Иван.

Когда-то в советские времена эта специальность называлась «массовик-затейник». Сегодня она обросла множеством синонимов: аниматор, тамада или просто организатор мероприятий, как называют себя Иван и Константин Басковы. И все-таки, обозначая вехи своего творческого пути, Иван называет три его уровня: тамада – ведущий – шоумен.

– Этимологически и исторически тамада – грузинский мужчина, назначенный главным на застолье, говорящий умные, красивые, длинные тосты. Отечественный вариант тамады –«заводная тетушка», чаще всего работник детского сада или школы, которая проводит конкурсы и не оставляет в покое гостей на протяжении всего вечера, – объясняет старший Басков. – Это все напоминает детские утренники, только для взрослых, часто подвыпивших. И этот шлейф тянется до сих пор, даже сегодня найдется пара, которая поинтересуется, буду ли я проводить конкурс с попаданием карандашика в бутылку или с перекатыванием яиц. «Не буду, – отвечаю. – И никогда не проводил».

Смена ориентиров произошла в 1999 году именно на семинаре в Челябинске, где Иван представлял новогодний конкурс «На танцующих утят быть похожими хотят…».

– Других конкурсов мы тогда просто не знали, – вспоминает он. – А там люди такие программы показывали! Я не думал, что можно так работать с аудиторией, использовать столько технических новшеств. Когда я провел подобное в Выльгорте, коллеги были потрясены: вот это уровень! В Челябинске нас учили: ребята, надо отходить от советской тамады, нельзя переодевать людей в глупые костюмы и ставить их в неловкое положение.

Уйдя от переодеваний гостей, сомнительных конкурсов, стишков и рифмочек в сценарии, ярких костюмов, Иван перестал быть тамадой и стал ведущим, уважающим личное пространство участников праздника. Теперь весь сценарий вечеров был у него в голове, но у людей создавалось впечатление, что это полнейшая импровизация.

Следующая стадия после ведущего – шоумен. Это уже немного артист, и у него есть команда. Например, Иван первым в городе стал работать в паре с диджеем. До этого ведущий все делал сам: говорил без микрофона, просил официантов включить звук, что, мягко говоря, непрофессионально. Кстати, его напарник-диджей, с которым Басков-старший работает вместе уже десять лет, на одной из свадеб встретил свою будущую жену. Потом к этому прибавился свет, звук, всевозможные эффекты, артисты – родилась шоу-программа.

– Это действо, маленький театр, яркое представление, – объясняет Иван разницу между застольем с тамадой и уровнем шоумена, а Константин внезапно перебивает:

– Иван взрастил на собственном примере целую плеяду ведущих. Как ни крути, меня он вырастил, он дарил коллегам свои сценарии, давал советы и показывал пример. Он сам об этом не скажет, поэтому говорю я: в Сыктывкаре он гуру в профессии.

Все таланты – из Выльгорта…

Братья Басковы родились и выросли в селе Выльгорт и имели прямое отношение к цыганской диаспоре: их отец, Вячеслав Басков – выходец из большой цыганской семьи. Свободолюбивая кровь ромалэ бурлила в жилах главы семейства, и братья частенько оставались дома одни, развлекая сами себя. Мама, державшая всю семью в своих руках, работала проводницей и надолго уходила в рейсы. Тогда папа Басков варил детям огромную кастрюлю вкуснейшего цыганского супа – и пропадал. Неспокойную натуру доброго открытого Баскова не могло ограничить даже наличие четверых детей. Но при этом и чужую свободу уважал. Был уверен, что запрещать детям ничего нельзя. Сегодня так же считает и дважды отец Иван Басков.

– Из детства я помню, как на Пасху папа брал нас за руку и вел на окраину села, к бабушке, где собиралась наша огромная цыганская семья: у бабушки было семеро детей и несметное количество внуков. На праздники стол ломился от блюд, было шумно и весело, все пели и танцевали, – вспоминает старший брат. Но лучше, чем цыганский, они знают обиходный коми язык – благодаря бабушке по материнской линии.

В выльгортской школе сегодня братьев Басковых встречают с распростертыми объятиями, а когда-то были готовы исключить за непокорный характер. Особенно у свободолюбивого Кости, на все имевшего свое мнение, случались проблемы с педагогами. Поэтому вторым домом для выльгортских подростков стала отнюдь не школа.

– Все таланты рождаются в Выльгорте. Все «семейство» шоуменов, которое работает сейчас на этом рынке Сыктывкара, живет в Выльгорте. Ну, пожалуйста: Марина Калинина, Катя Порохина, Андрей Кабишев, Игорь Мороков, Таня Афанасьева, мы, – говорят Басковы.

Воспитал, взрастил и указал Басковым их профессиональный путь районный Дом культуры, птенцы которого разлетелись далеко по окрестностям Выльгорта.

– Это тут случай, когда не мы выбрали профессию, а она нас, – шутит Костя. – В нас играют цыганские корни. Ведь предназначение цыган какое? Радовать людей. И мы четко несем эту миссию.

Братья Константин, Александр, Илья и Иван с мамой Надеждой Ивановной.

Любовь с первой роли

Итак, первое знакомство Басковых с культурной жизнью произошло в выльгортском Доме культуры. Педагог-организатор местной школы пригласила Ивана провести школьное мероприятие.

– И понеслось, – вспоминает Басков-старший. – Когда я попал в атмосферу Дома культуры, выбраться оттуда было уже невозможно. Сцена пленила раз и навсегда. Зрители, софиты, аплодисменты – без этого жить я уже не мог. Позже оказалось, что и у Кости те же склонности. Дом культуры буквально дал нам путевку в жизнь. Директор ДК написал ходатайство – и я поступил в Колледж культуры, чтобы через четыре года вернуться сюда работать.

Начинающие аниматоры часто спрашивают у братьев: что надо сделать, чтобы стать ведущим? И получают безапелляционный ответ: иди в ночной клуб! Туда с удовольствием берут всех ведущих, неважно, хороший ты или плохой, опытный или нет, лишь бы кто-нибудь пришел.

– Значит, чтобы научить плавать, сразу кидаете в воду?

– Только так! Там ты сразу поймешь, твое это или нет. Это ночь, это выпившие люди, мужчины и женщины разного возраста, и они тебя либо: «Пошел вон отсюда!», либо примут сразу и безоговорочно. И через полгода ты сможешь адекватно оценить свои силы. После такого опыта никакая другая аудитория будет не страшна, – говорит Иван, много лет вместе с братом отработавший в ночных клубах. Там должна быть мгновенная реакция, нужно интуитивно нащупать ту грань, где человек может обидеться или просто не понять шутку.

Наличие профессионального образования братья считают одним из трех основополагающих условий успеха. Три года лучшие педагоги учили их тонкостям профессии. От элементарного – как стоять на сцене и как говорить – до психологии аудитории. Остальные два условия, по версии Басковых, – умение импровизировать и харизматичность.

Басковы дорожат статусом «организатор мероприятий». По сути, это универсал. Если надо, и сценарий напишет, и ростовую куклу наденет, как недавно пришлось сделать Косте, исполняя роль мышки. А ростовая кукла – это настоящий экстрим.

Между шедевром и пошлостью

Бриллианты – лучшие друзья девушек, а вкус и самоцензура – шоуменов. Им важно быть «на острие», поэтому, кроме профессиональных программ и ютуб-каналов, Басковы следят за политикой. То, что было смешно и остро вчера, сегодня уже плоско и пошло.

– Скатиться на уровень «тещу хоронили – два баяна порвали» можно запросто. Часто тебя аудитория подталкивает к этому. Но мы на это не ведемся, надо держать свою линию. Ну, если человеку так уж хочется пошлости, я могу на ухо ему шепнуть – и он доволен, ржет как сумасшедший, и ты не опустился. То есть формат «он хамло – я хамло» у нас не прокатит, – говорит Иван.

Кроме того, юмор, как и взгляд на мир, меняется в зависимости от времени и возраста артиста. Вчерашняя шутка уже неактуальна сегодня, или он в силу опыта уже не повторит то, что говорил пять лет назад.

Басковы пристально следят за творчеством коллег по цеху из центра и регионов. Иван поклонник Comedy-club, Костя отдает предпочтение «Вечернему кварталу» и «Уральским пельменям». Но во всех случаях прочитывают образы шоуменов, следят за их развитием, заимствуют идеи для будущих проектов.

Иногда наступают минуты тишины и для искрометных Басковых. Иван, как это ни парадоксально, молчалив по натуре. Бывает, что концентрация корпоративов настолько высока, признается он, что хочется помолчать. Костя становится печален при затяжных перерывах в работе.

– Вот ты страшно устал, потом отдохнул и начинаешь скучать по работе. Когда много мероприятий, ты не успеваешь остановиться, ты живешь полной жизнью, у тебя башка работает на 150 процентов, ты вертишься и радуешь, ты исчерпал все свои идеи. И вдруг – стоп. Январь – ты не работаешь, февраль – два мероприятия, а энергии-то в тебе море! И ты начинаешь задумываться: а твое ли это? Самое страшное для меня – быть нереализованным. И тогда начинаешь придумывать что-то для себя, прямые эфиры, проекты… – делится Константин и признается: – А еще мне грустно, когда нет солнца. Оно питает меня энергией.

Пить стали меньше

Время от времени братьев посещают мысли уехать из республики. Реалисты Басковы понимают, что тут варятся в одном и том же котле. В регионе практически нет крупных мероприятий, где мог бы развернуться профессионал. «Последним таким, пожалуй, была «Ыбица» в этнопарке. Получается, что за какое бы мероприятие ты ни брался – ты его уже делал. Вот-вот – и мы коснемся регионального «потолка», – опасается Иван.

– Вам, наверное, свадьбы уже неинтересны? – спрашиваю и получаю ответ:

– Ну почему? Можно сделать ее так, что это будет талантливое представление. Сейчас свадьбы изменились. На них стали меньше пить, больше общаться, появилось много элементов шоу. И пролетают они на одном дыхании. Раньше было так: чем быстрее напьешься, тем веселее свадьба. Сейчас даже кухня меняется. Уже не завалены столы, а перемена блюд, фуршеты. И мы делаем шоу, люди наслаждаются, не напрягаясь. Им не нужно по зову ведущих выходить и изображать из себя клоунов, они могут быть спокойны на этот счет.

Есть и еще одна «скрытая» опасность, о которой Басковы печально шутят: «Популярность оставит нас без работы». Высочайший профессионализм братьев признают все: и коллеги, и конкуренты, и заказчики. И по этой же причине к ним часто боятся обращаться, опасаясь высокого «ценника».

– Увы, процентов пятьдесят потенциальных клиентов просто боятся даже позвонить, потому что думают: сейчас они запросят двести тысяч за ведение. А цифра, на самом деле, в разы меньше. Так что не бойтесь – звоните, – улыбаются шоумены.

Любовь и кактусы

Об издержках «веселой» профессии Басковы говорят неохотно. Не потому что их нет, а потому, что радость от любимого дела перевешивает все неудобства. На вопрос, как вы отдыхаете, братья, не задумываясь, отвечают: «А мы не устаем, потому что наша работа – это жизнь». И все-таки… Например, Иван убежден, что счастлив в браке только благодаря тому, что женился очень рано, а познакомился с будущей женой и вовсе в 17 лет. Тогда же начал работать, и молодая жена поняла и приняла экстремальный режим мужа: были времена, когда Иван вел по три мероприятия в день.

– В общем, дочке книжки на ночь не читал. А вчера младшему – пятилетнему Савелию – читал «Денискины рассказы». Со вторым ребенком совсем другая история. Я сам повзрослел, теперь семью ставлю на первое место. Сегодня с легкостью способен отказаться от мероприятия ради ребенка, – признается Иван.

Младший Басков, в отличие от брата, в юности не встретил вторую половину. Сердце Константина пока свободно, а в просторном доме в Выльгорте по вечерам его встречает лишь кошка редкой бенгальской породы. И проект #замужЗаБузову, когда вся республика следила в соцсетях за историей взаимоотношений поп-звезды и шоумена из Выльгорта, – шутка лишь отчасти: Константин ждет встречи со своей судьбой. Кстати, Костя, как сказал нам по секрету Иван, очень домашний человек. Одно из его увлечений – разведение суккулентов. Количество кактусов в его доме, любовно пересаженных им в дизайнерские сосуды, стремится к сотне.

А Иван тем временем осваивает новое увлечение – пекарское ремесло.

– На практике воплощаю постулат «Хлеба и зрелищ», – шутит он. – А если серьезно – пытаюсь понять, как надо с этим работать: технология, маркетинг. Я люблю готовить, особенно мясные блюда, но печь не умею. В отличие от жены, пекаря-технолога по образованию, которой и посвящено это мое новое увлечение, – говорит он.

Кстати, братья уже предпринимали попытку заняться торговым бизнесом. Еще недавно у них был большой магазин с огромным ассортиментом совершенно «волшебных» аниматорских товаров, которые можно было приобрести или взять в аренду: более сотни костюмов, профессиональное оборудование – одним словом, все, что нужно для создания настоящего праздника. Но оказалось, что в Сыктывкаре это мало кому нужно. Спустя пару лет весь товар раздали или распродали по символическим ценам: сейчас реквизит из магазина Басковых активно эксплуатируют в Великом Устюге. Костя Басков объясняет это просто:

– Все-таки мы не предприниматели, а творческие люди. Нам интереснее сделать праздник, а не думать, как продать шарик.

Полина РОМАНОВА

Фото Дмитрия ГРИШИНА и из архива братьев Басковых

Благодарим ресторан «ЖакоV» за помощь в организации съемки