Игорь Норкин: «У нас есть что показать гостям»

Ижемский район – один из самобытнейших в Республике Коми. О том, чем живет сегодня родина изьватас, чем она может привлечь туристов, «Региону» рассказал глава муниципального района — руководитель администрации Ижемского района Игорь Норкин.

– Игорь Викторович, есть уже устоявшееся выражение – «ижемский характер». Какой, он, по-вашему?
— Он разный. В нем и целеустремленность, и упертость, и до поры до времени недоверие, а после знакомства – радушие и гостеприимство. А еще основательность, связь с природой и своими корнями. Каждая черта характера проявляется в зависимости от ситуации. Но прежде всего ижемцы — трудолюбивые люди. Условия жизни тут непростые – и климатические, и социально-бытовые, и логистические. Но климат, комары, суровые зимы и короткое лето настоящего ижемца не пугают. Поэтому каждый дом – это мини-усадьба, а на столе всегда рыба, дичь, грибы-ягоды, соленья с огородов.

– Много сказано об ижемской предприимчивости. До революции ижемские купцы торговали в Москве, Питере и даже с европейских выставок привозили медали. Традиция предпринимательства прослеживается сегодня?
– Да, это тоже местная черта, но проявляется она по-разному. Истоки ее в труде и способности рисковать и мыслить стратегически. Исторически ижемцы всегда были состоятельными. Это и купцы, которые привносили на Север все новое, и богатые оленеводы. Изьватас «контролировали» обширные территории от Кольского полуострова до Обской губы. Подозреваю, что предки-купцы по сей день «кормят» потомков, уже в XXI веке. Вполне возможно, что в некоторых семьях хранятся сбережения позапрошлого века, которые до сих пор можно реализовать. У каждого ижемца в роду есть купцы, зажиточные крестьяне, оленеводы. Есть такое поверье, что основатель храма в селе Краснобор начинал свое состояние с одной иголки. Он стал предпринимателем и меценатом. О состоятельности ижемцев можно судить и по гигантским крепким двухэтажным избам, сохранившимся по сей день.

Когда я 27 апреля 2011 года впервые приехал в Ижму, я ожидал увидеть что-то темное, патриархальное, а увидел совсем другое: светлые дома, современные машины, самодостаточные люди. Вроде и крупных предприятий тут нет – одни бюджетники, но не бедствует Ижма. Значит, люди умеют жить и еще при этом прирастать каким-то имуществом. Ижма бедной никогда не была, хотя район у нас дотационный. Он не может быть самодостаточным без производства. С другой стороны, производство сказывается на экологии. Лесозаготовки ушли, а любое новое производство нарушит экологию.

– Долго ли Вы укоренялись, становились «своим» в Ижме?
– Года три. Прежде всего, меня проверяли на честность и открытость. Первые годы воспринимали по-разному, часто настороженно. Обещаний я не раздавал, говорил только то, в чем был уверен. Теперь я уже не совсем чужак. И то, что я второй раз стал руководителем администрации – а выбрали меня депутаты – тоже говорит об этом.

– Ижма – один из самых «комиговорящих» районов республики. А Вы коми язык выучили?
– Я частично понимаю и могу сказать отдельные фразы на ижемском диалекте. Младшая дочь изучает коми в школе, может рассказать стихи на коми из школьной программы. Старшая дочь не говорит, но понимает.

– Ижемский – дотационный район с отлично работающей бюджетной сферой. А можно ли рассматривать как источник бюджетных вливаний оленеводство?
– В Ижемском районе есть оленеводы, но выпас происходит на территории Ненецкого автономного округа. Сейчас благосостояние оленеводов снизилось. Раньше они сбывали мясо, рыбу, добытую в тундре, были зажиточными, теперь уже не так. Затрат много, выхлопа значительно меньше. Да, это традиционный образ жизни, но экономически невыгодный.

– Традиционный образ жизни оставляет ижемцев на своей родине. Действительно ли изьватас меньше уезжают из Ижмы, чем коми из других районов?
– Мне кажется, зов пармы оставляет ижемцев на родине. Они не могут без леса, без рыбалки, без охоты. Им нужны просторы. Они бережно относятся к природе и готовы защищать ее от вторжений. Очень любят и берегут свою культуру. Но русификация пришла и в Ижму. К сожалению, сейчас все чаще встречаешь на улице детей, которые говорят между собой по-русски.
Выпускники наших школ получают самые разные профессии – от нейрохирурга до учителя. Да, нередко молодежь стремится остаться в городе, в благоустроенной квартире, но есть и те, кто хочет реализовать себя на своей малой Родине. В бюджетной сфере есть куда возвращаться. Так, каждый год принимаем своих выпускников, молодых специалистов в школы района. Сложнее с техническими профессиями, и недостаток таких специалистов мы пытаемся решать точечно. Близость крупных компаний тоже играет роль: многие работают вахтовым методом, но с районом при этом не расстаются.

– Ижемцы не только предприниматели, но и интеллектуалы. Только в прошлом году район выпустил три крупных издательских проекта.
– Между предпринимателями и интеллектуалами часто можно поставить знак тождества. Именно благодаря первым и удается осуществлять эти проекты, сохранять и поддерживать культуру. В прошлом году у нас вышли в свет книги: «Дневник Николая Терентьева (1936–1939 годы)», «Зырянско-русский словарь по ижемскому наречию» и «Ижемские православные храмы» – об истории и духовной культуре коренного населения. История храмов XVIII–XIX веков была очень мало изучена, пока за дело не взялась председатель Ижемского отделения Союза православных женщин Республики Коми Татьяна Артеева с единомышленницами. В поисковой работе участвовали более ста человек в самом районе и за его пределами: собирали информацию, реставрировали старинные фотографии, писали, верстали материал. В книгу вошли не все материалы, поэтому проект будет продолжен.

К началу ХХ столетия изьватас построили три десятка храмов. К 1937 году на Ижме не осталось ни одного православного прихода, а в церквях разместили склады, клубы, в мохченской церкви даже молочный завод был. Сейчас православные ижемцы восстанавливают их, строят новые.
Мне очень нравится старинный храм в Мошъюге, с высокой колокольни открываются ижемские просторы. Они остались такими же, как видели их строители храма. История там везде. Возьмем старинные иконы, вернувшиеся в храм: в книге много историй о них. После разрушения и закрытия храмов их сохраняли местные жители. Сохраняли по-разному: в виде столешницы, двери, где-то просто на чердаке. Многие потемневшие иконы, вернувшись в церковь, стали светлеть.

– Какова судьба символа Ижемского района – храма Преображения Господня?
– Есть возможность его восстановить. В 2018 году был установлен главный купол, а сам храм обследован, чтобы примерно представлять объем работ. Предполагается, что вслед за куполом необходимо восстановить алтарную часть и добраться до фундамента. Объем огромный, и средства нужны немаленькие, но есть люди, готовые помочь в восстановлении святыни. Если мы приложим совместные усилия, в том числе с помощью республики, то этот крест нам покажет путь в светлое будущее.

– Насколько актуально для района развитие туризма?
– Главное, что для этого есть задел. Есть что показать гостям: это и событийный, и природный туризм, паломнические туры. Знаменитый ижемский праздник «Луд» – призер многочисленных конкурсов и фестивалей, о нем снимали фильмы, много писали. Это действительно удивительный праздник, который сохраняет традиции, привлекает местную молодежь и много гостей.

В прошлом году в Доме культуры райцентра открылся «ЧУМовой музей». Он интересен и местным жителям, особенно детям, и туристам. Он мобильный, можно его легко разобрать, перевезти в любое село и снова собрать. Покрытие для него сшили наши ижемские мастерицы, а все внутреннее убранство, предметы интерьера выкупили у потомственных оленеводов.
Помимо «Луда», который уже прославил Ижму, у каждого населенного пункта есть свои локальные праздники, посвященные христианским датам. Туда тоже можно приехать и посмотреть, чем живет село. В деревне Ласта в марте проходит традиционный Праздник охотника. Именно в этой деревне после революции появилась первая промысловая артель. На празднике можно увидеть все так, каким оно было сто и больше лет назад: охотников в традиционных лузанах, их трофеи, охотничьи ловушки, лямпы, луки. Правда, снегоходов тогда не было, но туристам они тоже интересны. Дома культуры других сел представляют свои подворья, кухню изьватас. В конце марта у нас обычно проходят «Изьваса вермасьӧмъяс» («Ижемские состязания») – это республиканские соревнования по национальным видам спорта: прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, метание топора на дальность, бег с палкой на два и три километра, метание тынзяна на хорей.

– А где могут разместиться туристы?
– В самой Ижме у нас пока одна гостиница, летом во время проведения «Луда» гостям предоставляется возможность разместиться в частном секторе. Сети гостевых домов у нас пока нет. Это тоже связано с ментальностью ижемцев, которые оценивают спрос, присматриваются, нужно ли вкладываться и насколько. Если поток пойдет, найдутся люди, которые построят гостевые дома.
Есть у нас и первые туры для любителей отдыха на природе. Вопрос проживания там решается с помощью палаточного лагеря. Алексей Тарасенко разработал несколько маршрутов и занимается организацией сплавов на катамаранах по рекам Ижма и Сэбысь. Маршруты эти – для туристов разного возраста: от детей с родителями до пенсионеров. «Фантастические туры» для небольших групп Алексея Дамме знакомят с уникальной природой Ижмы. Георгий Хозяинов оказывает гостиничные услуги и организует прогулки по реке. Популярна среди местных жителей и приезжих гостей туристическая база Константина Чупрова в деревне Константиновка. Пока еще нет туров в Малое Галово, куда туристов притягивают знаменитые круглые камни на берегу реки, но надеюсь, что скоро предприимчивые ижемцы проложат туда цивилизованный путь.
Ижемским районным историко-краеведческий музеем разработано несколько туристических маршрутов. Один из них – «Ижма православная». Да музей и сам по себе – центр притяжения туристов. Это и образец купеческого быта, и история района.

В январе этого года у нас прошло совещание по вопросам туризма с участием предпринимателей и потенциальных участников этой сферы. Мы сделали своеобразную ревизию наших возможностей и недостатков. Теперь будем эту сферу развивать и зазывать гостей.

– Думаете, сработает?
– Ну, Алтай тоже начинал с малого, и тоже находится не в центре России. Но они нашли историю, которая всех поглотила. Теперь многие мечтают там побывать. У нас историй достаточно, но надо найти свой бренд и раскручивать его.

Беседовала
Полина РОМАНОВА

Фото Владимира Ануфриева
и пресс-службы
Ижемского района