Июль: Андрей Кремс. Главный геолог Ухты
120 лет назад, 17 июля 1889 года родился Андрей Яковлевич Кремс – знаменитый геолог, Герой Социалистического Труда и Почетный гражданин Ухты. Он внес огромный вклад в освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и в становление топливно-энергетической промышленности Коми.
Родина Андрея Кремса – местечко Зюд-Остов-Култук неподалеку от Баку. Здесь, на берегу Куры, жила многодетная семья рыбака Якова Григорьевича Кремса. Андрей, младший в семье, вместе со всеми помогал отцу в рыболовном промысле. Несмотря на скромный семейный доход, Андрею дали возможность получить образование. Он закончил церковно-приходскую школу и шестиклассное училище в Баку, а в 1915 году поступил в бакинское механико-строительное, а по сути политехническое училище, поскольку там готовили еще и специалистов-нефтяников, буровиков, геологов. Чуть позже в это училище поступил и будущий одиозный нарком Лаврентий Берия. Есть версия, что они были знакомы, и Берия позже сыграл свою роль в судьбе Кремса.
В училище, которое он закончил по специальности техник-промысловик, Кремс увлекся геологией. В 1920 году он стал работать в Балаханском геологическом бюро, а затем в геологической службе крупнейшего в стране нефтедобывающего предприятия «Азнефть». Одновременно учился заочно в Азербайджанском нефтяном институте. Талант и работоспособность молодого специалиста оценили не только коллеги и начальство «Азнефти». В 1931 году Андрей Кремс был удостоен своей первой государственной награды – ордена Ленина. Он получил поддержку и покровительство сталинского фаворита, академика И.М.Губкина, возглавлявшего Главное геологическое управление Наркомата тяжелой промышленности СССР. Не случайно в 1932 году Кремса назначили главным геологом «Азнефти», а уже через два года перевели в Москву – на должность главного геолога Главного управления нефтяной промышленности Наркомтяжпрома СССР. Одновременно ему доверили заведовать кафедрой разработки нефтяных и газовых месторождений в Московском институте нефти.
В 1936 году Андрей Кремс вместе с группой советских специалистов был командирован на три месяца в США для изучения опыта американских коллег-нефтяников. Здесь надо сделать небольшое отступление. На многих снимках мы видим А.Кремса со слуховым аппаратом. Дело в том, что еще в молодости, во время эпидемии в Баку, он перенес сыпной тиф и потерял слух. Собеседников мог понимать только по губам. Так вот, в США Кремс приобрел не только передовой капиталистический опыт, но и невиданный в СССР слуховой аппарат за солидные по тем временам деньги – 200 долларов. Эту необходимую для него вещь чекисты изымут у Андрея Кремса в день ареста 30 сентября 1938 года… Как и других членов той делегации, Кремса обвинили по 58-й статье в шпионаже, вредительстве и участии в троцкистской организации. В отличие от коллег, приговоренных к расстрелу, Кремсу дали 8 лет лагерей.
Так Андрей Кремс в 1939 году оказался в поселке Чибью, центре Ухтижемлага. Его привлекли к работе на Ярегской нефтешахте. Опыт, знания и организаторские способности Кремса были востребованы и в заключении. Вскоре руководство Ухтижемлага ходатайствовало о его досрочном освобождении. Подал такое ходатайство и академик А.Е.Ферсман, побывавший в 1940 году в Чибью. Возможно, какое-то участие проявил и Берия, незадолго до того назначенный главой НКВД. Много лет спустя геолог М.Моделевский записал об этом рассказ самого Кремса:
«В начале июля 1940 г. он приехал в Москву вместе с руководителями Ухтижемстроя (но в сопровождении персонального конвоира и «не смешиваясь с начальством») и выступил в Большом доме на Лубянке перед высшим руководством НКВД СССР с обоснованием проекта.
– После обсуждения доклада, – рассказывал Андрей Яковлевич, – Берия поблагодарил нас и сказал: «Все свободны. Кремса прошу остаться». Когда все вышли, Берия предложил мне присесть возле камина, в котором горел огонь, и, взяв со стола небольшую папку, спросил: Ты свое Дело видел, Андрей? – Нет, не видел. – И не увидишь!». И бросил папку в камин. – Иди домой. Анна Андреевна заждалась. – А пропуск? – Иди, не нужно никаких пропусков! И действительно, ни на одном этаже, ни один часовой пропуск не спросил. Берия любил театральные эффекты. – Я вышел, тут подошел трамвай, а у меня в кармане ни копейки. Но кондукторша посмотрела на меня так жалостливо: «Ладно, дедушка, езжай». Утром за мной заехал офицер на машине и отвез снова на Лубянку, где я получил Приказ Народного комиссара внутренних дел СССР о досрочном освобождении и направлении на должность начальника геологоразведочного отдела Ухтижемстроя. Обратно ехали уже все в одном вагоне».
Так или иначе, но в июле 1940 года определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР и постановлением Особого совещания при НКВД СССР наказание в отношении А.Кремса было отменено. Теперь уже в качестве вольнонаемного он был назначен начальником геологического отдела, а затем и главным геологом Ухтижемлага.
Главным геологом Ухты – и по должности, и по авторитету – Андрей Яковлевич остался и после смерти Сталина (которому, кстати, лично докладывал в 1947 году о перспективах разведки месторождений нефти и газа в Коми АССР). Работал на руководящих должностях в Ухтинском территориальном геологическом управлении и филиале ВНИИ газа. В течение многих лет руководил геологоразведкой и научными исследованиями по подготовке сырьевой базы на севере Коми. В этот период в республике были открыты десятки месторождений нефти и газа, в том числе Западно-Тэбукское, Усинское, Вуктыльское… Эти открытия позволили создать в Коми АССР крупную нефтегазовую промышленность.
Доктор геолого-минералогических наук, профессор А.Кремс – автор множества научных статей и книг, в том числе фундаментальных монографий по геологии нефти и газа, основам шахтной разработки нефтяных месторождений. Он одним из первых поднял вопрос об открытии в Ухте вуза нефтяного профиля, преподавал и заведовал кафедрой в Ухтинском индустриальном институте, открытом в 1967 году.
Семейная жизнь Андрея Яковлевича была сложной. Его старший сын погиб на фронте в 1942 году, младший умер от скарлатины. Первая жена, Анна Андреевна, долгие годы тяжело болела, передвигалась в инвалидной коляске и умерла в конце 1960-х годов. Домашние заботы Кремсу приходилось брать на себя. В 1969 году уже пожилым человеком он женился на Анне Яковлевне Молий – легендарной в Ухте женщине, директоре нефтеперерабатывающего завода. Она еще с военных лет была другом семьи Кремсов, жила с ними в одной квартире. Андрей Яковлевич умер в 1975 году. Анна Яковлевна – шесть лет спустя…
Заслуги А.Кремса перед страной были отмечены Сталинской премией, званием Героя Социалистического Труда, тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды. Посмертно ему присвоили звание «Ухтинец ХХ века». В Ухте есть музей-квартира А.Я.Кремса – на улице его имени.
Евгений ВЛАДИМИРОВ
«Андрей Яковлевич Кремс все отдавал людям и не оставил после себя ни роскошных дач, ни капитала, ни золота и бриллиантов. Главное его наследство – богатство мыслей, изложенное в многочисленных публикациях на пользу потомкам, молодым геологам, а также всему Северному краю нашей страны».
(Олег Кочетков, доктор геолого-минералогических наук, профессор УГТУ)